Лингвист, 9 класс. Моргунова Н.В.

Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа внеурочного курса для 9-х классов «Лингвист» составлена на основе Федерального государственного
стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому
языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П.) и программно-методических материалов
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса
и последовательностью изучения разделов и тем; учебно-методическое обеспечение.
Место предмета в учебном плане
Учебным планом гимназии на 2024 – 2025 учебный год на курс внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе выделено
34 часа,1 час в неделю. Согласно Годовому учебному календарному графику на 2024 – 2025 учебный год, на изучение по программе
выходит 34 часа.

Общая характеристика учебного предмета
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс
направлен на совершенствование указанных умений. Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения
высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а также в развитии
речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка
как явления культуры. Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Его значение в условиях
современной школы определяется рядом факторов:
- снижение речевой культуры общества в целом требует особого внимания к этой проблеме в школе;

- на базовом уровне предпочтение отдается изучению орфографических и пунктуационных норм (правил) языка, поэтому
представления учащихся
о лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических нормах нуждаются в
систематизации;
- совершенствование речевой культуры учащихся, углубление их знаний о законах правильной речи, воспитание интереса к
истории родного языка создает предпосылки для выбора профильного предмета на следующем этапе обучения.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний
о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и
фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи.
При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования в разных условиях общения.
На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность,
что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом
соблюдении языковых норм.
Цели и задачи обучения
Курс внеурочной деятельности направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- расширение и углубление знаний учащихся о нормах языка как основе речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков,
овладение правилами речевого поведения.
- подготовка к итоговой аттестации и выбору профиля для обучения в старших классах.
Достижение указанных целей осуществляется благодаря выполнению следующих задач:
- способствовать приобщению учащихся к речевой культуре как производной национальной культуры;
- углубить теоретические знания учащихся о нормах русского языка, о языковых средствах;
- формировать уважительное отношение к литературе как воплощению речевой культуры;
- отрабатывать речевые умения и навыки: замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка, различать
ошибки и недочеты в устной и письменной речи, уметь исправлять их, редактировать текст;
-развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к требованиям речевого этикета.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной
функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и
предполагают развитие речемыслительных способностей. Усвоение новых теоретических сведений и углубление имеющихся
представлений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, при
проведении речеведческого, стилистического, орфоэпического анализа текстов разной структуры.
При этом курс, основываясь на базовой программе, вводит новые понятия или рассматривает уже изученное на новом уровне (так,
понятие об омонимах дополняется сведениями об омонимах полных и неполных, вводится новое для учащихся понятие паронимы и т.
д.).
Требования к умениям и знаниям учащихся
В результате изучения курса внеурочной деятельности ученик должен знать и уметь:
знать
- основные аспекты культуры речи;
- требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в разных ситуациях общения;
уметь
- соблюдать в практике речевого общения нормы литературного языка;
- фиксировать и исправлять нарушения норм, анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам;
- редактировать текст, создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов;
- интерпретировать тексты различной стилистической принадлежности;
- соблюдать нормы речевого поведения, пользоваться словарями и справочниками.

Личностные

Метапредметные

Планируемые результаты освоения учебного курса
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
1) владение всеми видами речевой деятельности;

Предметные

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального
и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная
речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры
научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые
типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными
нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание и основные понятия курса.
Введение. Понятие о культуре речи. Речь устная и письменная. Три компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный,
этический.
Нормы русского литературного языка .
1. Орфоэпические нормы современного русского языка.
Орфоэпия и фонетика. Динамичность орфоэпических норм, изменения в произношении слов. Два типа произношения.
Произношение отдельных сочетаний звуков. Произношение иноязычных слов.
Качества голоса. Дикция.
Русская акцентология. Особенности ударения в русском языке. Благозвучие речи. Аллитерация и ассонанс как средства
художественной выразительности.
2. Лексические нормы.
Лексика русского языка в процессе исторического развития и современное словоупотребление.
Исторические модификации лексики: историзмы и архаизмы, неологизмы, окказионализмы.
Заимствованные слова и их судьба.
Лексическая сочетаемость. Тавтология, плеоназм, паронимия, омонимия, полисемия, синонимия.
Лексика ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).
Экспрессивная лексика.
3. Грамматическая правильность речи.
а) Морфологические нормы.
Род имен существительных. Склонение и род аббревиатур. Родительный падеж множественного числа. Специфика склонений
географических названий.
Семантические оттенки кратких и полных форм прилагательных. Специфика образования форм степеней сравнения.
Глагол. Особенности употребления императива.
Грамматически правильное использование предлогов в речи. Синонимия союзов. Экспрессивный потенциал частиц. Роль
междометий в речи.

б) Синтаксические нормы.
Особенности управления в русском языке. Трудные случаи согласования. Грамматические нормы в предложениях с причастными
и деепричастными оборотами. Использование однородных членов как средства выразительности речи.
4. Стилистические нормы.
Функциональные стили русского языка. Соотношение стилей и типов речи. Стилистические ресурсы речи. Языковые средства
книжных и разговорного стилей. Тропы и стилистические фигуры.
Речевой этикет .
Культура речи и этические нормы общения. Речевой этикет в представлении различных народов. Из истории речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Защита проектов.
Темы творческих работ (реферат, эссе, доклад, электронная презентация):
1. Слово в художественном тексте.
2. Не все ли равно, как мы говорим?
3. Ораторами не рождаются. Некоторые приемы ораторского искусства.
4. Игры со словом. Каламбуры уместные и неуместные.
5. В творческом поиске. Как работали над словом классики русской литературы.

Структура курса
№ Модуль, содержательные линии
1

Введение. Понятие о культуре речи
Правильность речи как соответствие её нормам
современного русского литературного языка.
Речь устная и письменная. Три компонента
культуры речи: нормативный,
коммуникативный, этический.

Обязательный минимум
знать
уметь

Возможность
углубления

Понятие языковой
нормы. Основные виды
норм современного
русского языка.
Основные компоненты
культуры речи.

Формула речевого
этикета. Внутренняя
речь.

Классифицировать основные
языковые нормы русского
языка.

2

Орфоэпические нормы современного русского
языка
Орфоэпия и фонетика. Роль орфоэпии в устном
общении. Динамичность орфоэпических норм,
их вариативность, изменения в произношении
слов. Произношение некоторых грамматических
форм. Нормы ударения в современном русском
языке. Допустимые варианты произношения и
ударения. Техника речи.

Знать основные
орфоэпические
требования,
предъявляемые к устным
и письменным текстам
различных жанров в
разных ситуациях
общения

Анализировать языковые
явления с точки зрения их
соответствия орфоэпическим
нормам русского языка.
Фиксировать и исправлять
нарушения орфоэпических
норм. Пользоваться
орфоэпическим словарём.

Тайны звукописи.
Благозвучность
речи. Фонетические
средства
выразительности
(аллитерация и
ассонанс).

3

Лексические нормы
Лексика русского языка в процессе
исторического развития и современное
словоупотребление. Исторические модификации
лексики: историзмы и архаизмы, неологизмы,
окказионализмы. Заимствованные слова и их
судьба. Лексическая сочетаемость. Тавтология,
плеоназм, паронимия, омонимия, полисемия,
синонимия. Лексика ограниченного
употребления (диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы).
Экспрессивная лексика.

Знать основные
лексические требования,
предъявляемые к устным
и письменным текстам
различных жанров в
разных ситуациях
общения.

Анализировать языковые
явления с точки зрения их
соответствия лексическим
нормам русского языка.
Фиксировать и исправлять
нарушения лексических
норм. Пользоваться
толковым словарём,
словарём синонимов,
словарём антонимов,
словарём иностранных слов.

Молодёжный сленг
и отношение к нему.

4

Морфологические нормы
Род имен существительных. Склонение и род
аббревиатур. Родительный падеж
множественного числа. Специфика склонений
географических названий. Семантические
оттенки кратких и полных форм
прилагательных. Специфика образования форм
степеней сравнения. Глагол. Особенности
употребления императива.

Нормативное
употребление форм
слова. Знать основные
морфологические
нормы, предъявляемые к
устным и письменным
текстам различных
жанров в разных
ситуациях общения.

Анализировать языковые
явления с точки зрения их
соответствия
морфологическим нормам
русского языка.
Фиксировать и исправлять
нарушения морфологических
норм. Соблюдать нормы
речевого поведения,
пользоваться словарями и
справочниками.

Грамматически
правильное
использование
предлогов в речи.
Синонимия союзов.
Экспрессивный
потенциал частиц.
Роль междометий в
речи

5

Синтаксические нормы
Принципы русской пунктуации. Особенности
управления в русском языке. Трудные случаи
согласования. Грамматические нормы в
предложениях с причастными и
деепричастными оборотами.

Знать основные
синтаксические
требования,
предъявляемые к устным
и письменным текстам
различных жанров в
разных ситуациях
общения.

Анализировать языковые
явления с точки зрения их
соответствия
синтаксическим нормам
русского языка.
Фиксировать и исправлять
нарушения синтаксических
норм

Использование
однородных членов
как средства
выразительности
речи.

6

Стилистические нормы
Функциональные стили русского языка.
Соотношение стилей и типов речи.
Стилистические ресурсы речи. Языковые
средства книжных и разговорного стилей.
Тропы и стилистические фигуры.

Знать основные
стилистические
требования,
предъявляемые к устным
и письменным текстам
различных жанров в
разных ситуациях
общения.

Создавать устные и
письменные монологические
и диалогические
высказывания различных
типов, интерпретировать
тексты различной
стилистической
принадлежности,
фиксировать и исправлять
нарушения стилистических
норм

Анализ
стилистических
изобразительновыразительных
средств в текстах
разных стилей речи.

7

Речевой этикет
Культура речи и этические нормы общения.
Речевой этикет в представлении различных
народов. Из истории речевого этикета.
Формулы речевого этикета. Особенности
речевого этикета в официально-деловой,
научной и публицистической сферах общения.

Речевой этикет как
правила речевого
общения. Основные
требования речевого
этикета, предъявляемые
к устным и письменным
текстам различных
жанров в разных
ситуациях общения

Анализировать языковые
явления с точки зрения их
соответствия основным
нормам речевого этикета.
Фиксировать и исправлять
нарушения норм речевого
этикета.

Основные правила
общения в
виртуальных
дискуссиях, на
тематических чатах
Интернета.

8

Обобщение изученного
Обобщение и систематизация изученного о
культуре речи, основных языковых нормах.

Знать основные аспекты
к. речи, требования,
предъявляемые к устным
и письменным текстам
различных жанров в
разных ситуациях
общения

Соблюдать в практике
речевого общения основные
нормы литературного языка,
пользоваться словарями.

Написание
творческих работ на
указанные темы.

Календарно-тематическое планирование уроков элективного курса по русскому языку в 9 «А» классе
Дата
по
программ
е

фактическ
и

№

Тема урока

Содержание урока

Введение в элективный курс по русскому языку
«Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры»

Используемы
й материал

Форма
проведения

Мониторинг

02.09

1

Введение. Понятие о
культуре речи.

Лекция учителя.
Составление опоры.
Проблемная беседа.
Анализ отрывка из
былины как произведения
устного творчества.

Учебники,
тетради,
материалы
лекции
учителя,
карточки.

Лекция

Проверь себя
(закончить
высказывание)

Орфоэпические нормы современного русского языка

02.9
16.09
23.09

30.09
07.10

14.10
21.10

2
3
4

5
6

7
8

Орфоэпия и
фонетика.
Динамичность
орфоэпических норм,
их вариативность,
изменения в
произношении слов.
Техника речи.

Работа с орфоэпическим
словарем.
Тренировочные
упражнения. Маленькие
секреты ораторского
искусства (дыхательные
упражнения,
скороговорки)

Учебники,
тетради,
материалы
лекции
учителя,
орфоэпически
й словарь.

Особенности
ударения в русском
языке.

Составление опоры.
Работа с орфоэпическим
словарем.
Тренировочные
упражнения.

Учебники,
тетради,
материалы
лекции
учителя,
орфоэпически
й словарь.
Учебники,
тетради,
материалы
лекции
учителя,

Фонетические средства
выразительности
(аллитерация и
ассонанс).

Работа в группах –
интерпретация
фонетических средств
выразительности в
стихах поэтов
Серебряного века.

Комплексны
й урок

Миниатюра
(рассуждение
на основе
предложенног
о тезиса).

Комплексны
й урок

Развернутый
ответ по опоре
«Причуды
русского
ударения»

Практикум

Миниатюра
«Звучит
слово».

Выразительное чтение
стихов.

карточки

Исторические
модификации лексики:
историзмы и архаизмы,
неологизмы,
окказионализмы.

Лекция учителя.
Составление опоры
(схемы). Лексический
анализ отрывков из
произведений
Пушкина, работа с толкм словарём.

Учебники,
тетради,
материалы
лекции
учителя,
толковый
словарь.

Комплексны
й урок

Устный
развернутый
ответ «Жизнь
слова».

Лексическая
сочетаемость.
Тавтология, плеоназм,
паронимия, омонимия,
полисемия, синонимия
Лексика
ограниченного
употребления.
Экспрессивная
лексика.

Работа со словарем
лингвистических
терминов.
Редактирование текстов.

Учебники,
тетради,
лингвистичес
кий словарь.

Практикум

Тест

Эвристическая беседа.
Работа в группах анализ отрывков из
рассказов М. Шолохова
(«Родинка»),
М. Пришвина ( «Синий
лапоть», «Пиковая
дама».

Учебники,
тетради,
карточки
с заданиями.

Практикум

Карточка
самоанализа
«Как я
говорю»

Лексические нормы современного русского языка

11.11
14.11

18.11
25.11

02.11
09.12

9
10

11
12

13
14

Морфологические нормы современного русского языка

16.12
23.12

28.12
13.01

15
16

Морфологические
нормы употребления
самостоятельных
частей речи

Конструирование
предложений,
анализ фрагментов
текстов, создание
«инструкции по
применению»
Создание опоры. Работа
в группах
(редактирование
текстов).

Учебники,
тетради,
карточки
с заданиями.

Комплексны
й урок

Редактировани
е текста.

17
18

Грамматически
правильное
использование
служебных речи.

Учебники,
тетради,
карточки
с заданиями.

Практикум

Устное
сообщение обобщение на
основе практ-й
работы в
группе.

Особенности
управления в русском
языке. Трудные случаи
согласования.

Наблюдения и выводы.
Оформление выводов в
виде опорной схемы.
Работа в группах.

Грамматические
нормы в осложнённых
предложениях

Конструирование
предложений, анализ
текста (роль однородных
членов в отрывках из
«Мертвых душ» Гоголя,
«Евгения Онегина»
Пушкина).
Аналитический
комментарий.

Учебники,
тетради,
карточки
с заданиями.
Учебники,
тетради,
карточки
с заданиями.

Синтаксические нормы современного русского языка

20.01
27.01

19
20

03.02
10.02

21
22

Стилистические нормы современного русского языка

Практикум

Практикум

Составление
дидактическог
о материала
Введение
однородных
членов как
средства
выразительнос
ти в исходный
текст.

17.02
24.02

23
24

03.03
10.03

25
26

31.03
07.04

27
28

Соотношение стилей и
типов речи.
Стилистические
ресурсы речи.

Лекция учителя с
элементами проблемной
беседы. Составление
опоры в виде схемытаблицы. Работа в
группах

Учебники,
тетради,
материалы
лекции
учителя,
карточки
Тропы и
Составление словарика
Учебники,
стилистические
лингвистических
тетради,
фигуры.
терминов.
карточки
Интерпретация
с заданиями,
изобразительных средств
аудиофрагмен
в стихотворениях
ты
Цветаевой, Ахматовой,
произведений
Бунина.
Анализ фрагментов
Ахматовой,
произведений
Бунина,
Паустовского,
Астафьева.
Солоухина, Астафьева
Практикум. Анализ
Составление опоры для
Учебники,
изобразительносочинения-рассуждения. тетради,
выразительных средств
карточки
в текстах разных
с заданиями.
стилей.

Комплексны
й урок

Миниатюра.
Передача
информации в
текстах разных
стилей.

Комплексны
й урок

Анализ текста.

Практикум

Сочинениерассуждение –
сравнительный
анализ двух
текстов.

Комплексны
й урок

Собирание
материала для
сообщения
«Кто говорит
шершавым

Речевой этикет русского языка

14.04
21.04

29
30

Речевой этикет.
Культура речи и
этические нормы
общения.

Лекция учителя.
Проблемная беседа.
Ролевая игра.

Учебники,
тетради,
материалы
лекции
учителя

28.04
05.05

31
32

Соблюдение правил
речевого этикета в
различных ситуациях
общения.

Проблемная беседа.
Редактирование текста.

Обобщение
изученного. Защита
проектов.

Защита проектов
(сообщений,
презентаций, газет)

Учебники,
тетради,
карточки
с заданиями.

Практикум

Материалы
индивидуальн
ых и
групповых
проектов

Практикум

языком?»
Сообщение
«Кто говорит
шершавым
языком?»

Обобщение изученного (1 час)
12.05
19.05

33
34

СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания № 1
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
От 02 сентября 2024 года
_______С.А.Глушко

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
И. В. Задорожняя _____________
от 02 сентября 2024 года

Нет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».