Год педагога и наставника

Задорожняя Ирина Васильевна,

Село Ремонтное, МБОУ Ремонтненская гимназия №1

заместитель директора по научно – методической и инновационной работе, учитель обществознания и права.




Опыт реализации целевой модели наставничества в условиях сельской Гимназии.

В данной статье представлены наиболее успешные, на наш взгляд практики сотрудничества в подпрограмме «Учитель – учитель».


«Дорогу осилит идущий», — сказал мудрец. Возможно, эта фраза банальна и привычна для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Но вдумавшись, понимаем, что смысл этой фразы намного шире и глубже. Жизнь показывает, что успешно жизненную дорогу может преодолеть далеко не каждый…Успех ждёт тех, рядом с которыми есть помощь и поддержка старшего друга- наставника. И тогда любая дорога будет по плечу…

На юго-востоке Ростовской области, в бескрайней степи на границе с Республикой Калмыкия, за 450 километров от областного центра Ростова – на –Дону, находится Ремонтненский район. Такая удалённость заставляет использовать, прежде всего собственные возможности, внутренние резервы развития. Побуждает к действию, поскольку понимаешь - именно здесь, в сельской глубинке мы формируем воспитанников, которые выходят за порог родной гимназии и очень хочется, чтобы они были конкурентноспособны и успешны.

Среди наших выпускников и наши нынешние коллеги – молодые учителя, как важно поддержать каждого, кто решился и выбрал для себя нашу нелёгкую, энергозатратную, но такую прекрасную «профессию дальнего действия, Главную на Земле!»

Использование наших внутренних резервов, в условиях удалённости от областного центра положило начало и определило особенности нашего опыта в наставнической деятельности задолго до принятия Целевой модели наставничества. А с её принятием он актуализирован и может быть использован школами, работающими в сложном кадровом контексте для достижения высоких результатов. Считаем, что он практически легко применим в условиях сельской школы.

Главное в его реализации – особая система отношений между педагогами, элементом которой и является наставничество.

Первых, кого надо учить в нашем современном обществе – это учителей. В сельскую школу всё реже и реже приходят молодые педагоги. Исходя из этой проблемы, ведётся очень серьёзная образовательная политика в нашем государстве. Принят закон, позволяющий работать в школах студентам - старшекурсникам педагогических факультетов. Это, в общем, неплохо. Сопровождая начало педагогической карьеры молодых коллег, как наставник – методист, понимаю, что сегодня требуется коренной пересмотр подходов к педагогическому образованию. Педагогические ВУЗы слиты с классическими университетами, из стен которых выпускают уже по иному подготовленных специалистов. Я тоже закончила университет и знаю, что академическое образование сильно отличается от педагогического. И как можно что – то требовать от учителя, если его никто этому не научил. Именно потому, у нас не прекращала во все времена существовать система наставничества и методической поддержки.

Хочу поделиться теми практическими изюминками, которые не банальны, и может быть не так широко распространены, но прочно вошли в практику нашей гимназии.

-С 2012 года в конце учебного года в мае в гимназии проходят «Дни молодого педагога». Программу пытаемся разнообразить ежегодно: открытые уроки, творческие мастерские, открытые трибуны, ярмарки идей, квесты и тд. Неизменно одно – в последний день круглый стол молодых педагогов на который приглашаем гостей. Победителей и лауреатов муниципального и регионального конкурса «Учитель года», психологов, представителей общественности.

- Обязательное участие молодых и начинающих педагогов в педагогических поездах Центра развития образования Ремонтненского района в школы (1 раз в год) с открытыми уроками, разработанными совместно с наставником и обобщением своего первого профессионального опыта по типу известного задания в конкурсе «Педагогический дебют» - «Это у меня хорошо получается».

- С 2021 года - совместная подготовка с молодыми педагогами разработок уроков, внеурочных занятий с использованием учебника по истории Ремонтненского района, автором которого я являюсь.

- Привлечение молодых педагогов и ребят, которые предполагают выбрать профессию учителя к проведению мероприятия «Молодые молодым» или «Учитель начинается с урока». Уже 4-й год подряд у нас пройдёт этот семинар, который уже сменил гимназический формат на районный. «Педагогический дуэт» сменило «Педагогическое трио».Три поколения: опытный педагог – наставник, молодой педагог и гимназист на одной сцене. Дают открытый урок в классе или проводят мастер - класс. В зале – ребята, которые хотят быть педагогами, молодые, начинающие и опытные учителя.

«Чтобы зажечь других, надо гореть самому».

Е. А. Ямбург Доктор педагогических наук, академик, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), директор ГОУ Центр образования № 109, г. Москва «Педагогический декамерон».

В любом деле важен системный подход. Когда оглядываешься назад, анализируешь, оцениваешь и делаешь выводы.

Итог - наши молодые коллеги добиваются высот на профессиональных конкурсах на региональном и федеральном уровнях. Очередной раз доказывая, что провинция – это только территориальное понятие, а не интеллектуальное. В нашей глубинке педагоги с весомыми педагогическими прорывами. А известно, что успешные учителя растят успешных учеников.

За 12 лет наставнической деятельности, могу говорить о результативности. Учитель физической культуры Кирносов А.С. в 2014 году стал победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Впоследствии, Антон Сергеевич заразил весь район своим позитивным опытом внедрения занятий воркаутом, убедив молодёжь района, что для того чтобы стать сильным и здоровым, вовсе не обязательно ходить в клубы и заниматься на сложных тренажёрах. Достичь совершенства можно и на уличной спортплощадке.

Вслед за ним ещё два молодых педагога - Мордасов А.А. и Натхин Е.А. - стали дипломантами этого конкурса в номинации «Лучший проект». Евгений Натхин стал лауреатом финала регионального конкурса «Учитель года Дона» в номинации «Педагогический дебют», использовав конкурсный импульс, создал в гимназии клуб молодого педагога «Пеликашки».Хочу такой сайт

Молодой педагог Юлия Мирная - мастер спорта международного класса по спортивной акробатике при моём сопровождении стала лауреатом регионального конкурса «Учитель здоровья».

В настоящее время как наставник работаю с молодым коллегой – учителем истории и обществознания, что вдвойне приятно – Артёмом Сергеевичем Пожидаевым. Вырос в семье педагогов, в профессию пришёл не сразу, но сделав взрослый, осознанный выбор.

В нашем тандеме сложилась ситуация встречного выбора, наставничество благодаря ответному творческому запалу с двух сторон, одинаково заинтересованных в повышении уровня своего профессионализма. Именно поэтому, разочарований пока нет, а результат есть.

Артём Сергеевич живёт по актуальной сегодня формуле: «Хочешь жить, умей учиться».

За полтора года вместе успели многое: от основ создания поурочных планов до освоения электронных образовательных ресурсов. И сегодня молодой педагог уже создал свой авторский мини- проект, где он сам уже наставник, но уже для опытных педагогов, имеющих затруднения в освоении электронных образовательных ресурсов. Проводит семинары и консультации по работе с порталами « Решу ЕГЭ», Конструктор рабочих программ, «UCHI.ru», «РЭШ»

Совместно создали и провели два открытых урока. В прошлом учебном году Артём Сергеевич поучаствовал и победил в гимназическом конкурсе «Учитель здоровья», в этом году- победил на муниципальном этапе. Подал заявку на участие во всероссийском конкурсе «Педагогический дебют». На своём личном примере, и на примере многих поколений моих наставляемых молодых коллег, считаю, что конкурсный опыт – это бесценный ресурс профессионального становления.

Много ездим: Лазаревское, Весёловский и Донецкий район, Ставрополь и Невинномысск, Ростов-на-Дону – это не полный перечень мест, где выступили на семинарах и форумах.

Свою миссию наставника вижу в том, чтобы задать молодому коллеге траекторию, динамику, конкурентоспособность его развития.

Стараюсь показывать, что наставник не бог, не царь и не горой, он не может и не должен знать абсолютно всё. Часто рекомендую Артёму Сергеевичу пойти и поучиться к другим педагогам, если в каких – либо вопросах он разбирается лучше.

У Артёма Сергеевича множество инновационных замыслов и идей, стремлюсь направить в нужное русло, поддержать и помочь.

В данный момент обсуждаем тему о проведении урока толерантности в поликультурном пространстве. В класс приходят дети разных национальностей, культур и традиций, для которых русский – не родной, и дома мало говорят на нём или вообще не говорят. Эти условия для нашего района далеко не новая реальность и уже есть опыт, наработанный и сохранённый ещё из 80- х, проверенные подходы и практики. И самое главное научить начинающих коллег работать с разными детьми и разной жизненной реальностью и новыми вызовами времени.


Год 2023 – Год педагога и наставника. Каким ты станешь в истории МБОУ Ремонтненская гимназия №1?

История гимназии, как и любая история, развивается по спирали.

Пройдя один виток, понимаем, что впереди новый, похожий, но другой… Перед этими же людьми - коллегами – учителями, родителями и гимназистами встали новые задачи и открываются новые горизонты. Которые будут нелегко достижимыми, но мы будем стараться упорно подниматься на новые высоты, делая шаг за шагом вперёд. Главное – ВМЕСТЕ.



Ссылки на документы федерального уровня по наставничеству


Нормативная база:

Федеральный уровень

  • Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

  • Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

  • Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
    Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № АЗ - 1128/08 от 21.12.2021 г. "Методические рекомендации по разработке и внедрению Системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях"



Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ №125 от 31.08.2023г.Об организации наставничества для молодых учителей.pdf (скачать) (посмотреть)
Учителя -наставники гимназии.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».