4.01. Положение о внутренней системе оценки качества образования

СОГЛАСОВАНО
Председатель профсоюзного
комитета МБОУ
Ремонтненская гимназия №1
___________Н.В. Моргунова
30.12.2016

ПРИНЯТО
на общем собрании трудового
коллектива МБОУ
Ремонтненская гимназия №1
протокол №3 от 12.01.2016

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
Ремонтненская гимназия №1
____________ Л.Д.Гончарова
Приказ № 193 от 30.12 .2016

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки качества образования в гимназии
1. Общие положения.
1.1. Положение о системе оценки качества образования гимназии (далее - Положение)
устанавливает единые требования при реализации функции внутреннего контроля и
оценки в системе оценки качества образования (далее – СОКО) в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении Ремонтненская гимназия №1 (далее гимназия).
1.2. Практическое осуществление СОКО строится в соответствии с пунктом 13 ч. 3, ч. 7 ст.
28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования, нормативными
правовыми актами Правительства РФ, Министерства образования РФ, Минобразования
Ростовской области, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и
оценки качества образования, Уставом гимназии.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
гимназии, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с
трудовыми договорами, в том числе на работников, работающих по совместительству.
1.4. Положением определяются принципы функционирования, цели, задачи, содержание
процедур контроля и экспертной оценки качества образования.
1.5. В настоящем Положении используются следующие термины:
 качество образования – интегральная характеристика системы образования,
отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных
результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям,
социальным и личностным ожиданиям;
 оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется
степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их
обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к
качеству образования;
 внутренняя система оценки качества образования – целостная система
диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами
государственно-общественного управления гимназией, которым делегированы
отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность
организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих
управление качеством образования;
 экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий
и результатов образовательной деятельности;
 измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных
измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.),
которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует
реализуемым образовательным программам.
1.6. Положение о СОКО, дополнения и изменения к ней, процедуры, сроки и
ответственные за СОКО утверждаются приказом директора гимназии, по согласованию с

Управляющим Советом гимназии, после обсуждения с педагогами, Родительским советом
гимназии.
2. Цели и задачи функционирования СОКО.
2.1. Целью СОКО является получение объективной информации о состоянии качества
образования, степени соответствия образовательных результатов и условий их
достижения требованиям, определяемым государственным и социальным стандартами,
о тенденциях изменения качества образования и причинах, влияющих на его уровень.
2.2. Основными задачами СОКО являются:
 формирование единого понимания критериев образования и подходов к его
измерению;
 определение степени соответствия качества образования в гимназии
государственным и социальным стандартам;
 определение степени соответствия условий осуществления образовательного
процесса государственным требованиям;
 информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга
гимназической системы образования;
 разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества
образования;
 формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования гимназической
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
 изучение и самооценка состояния развития образования в гимназии с
прогностической целью определения возможного рейтинга гимназии по результатам
государственной аккредитации;
 выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
 определение рейтинга педагогов и размера стимулирующей надбавки к заработной
плате за высокое качество обучения и воспитания:
 определение направлений повышения квалификации педагогических работников,
повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся
требований к лицензированию и аккредитации гимназии, аттестации педагогов,
индивидуальных достижений обучающихся;
 реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при
принятии стратегических решений по вопросам оценки качества образования;
 стимулирование инновационных процессов с целью поддержания и постоянного
качества и конкурентоспособности.
2.3. Инструментом СОКО является мониторинг качества обучения - организованная
коллективная деятельность, обеспечивающая научно-обоснованное наблюдение и
отслеживание динамики качества общего образования, результаты которой служат
основанием
для
принятия
управленческих
решений
по
обеспечению
функционирования в системе развития.
3. Основы функционирования СОКО.
В основу внутренней системы оценки качества образования гимназии положены принципы:
 реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их
социальной личностной значимости; учет индивидуальных особенностей развития
отдельных учащихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
 открытость, прозрачность процедур оценки качества образования – мобильное
реагирование на изменение государственных и социальных стандартов; регулярное
информирование о результатах оценки качества образования органов управления
образованием, педагогических работников и общественности посредством
публикаций, выступлений в местных средствах массовой информации; участие
Совета гимназии в принятии решений о качестве деятельности и материальном
2








стимулировании педагогических работников гимназии;
рефлексивность – реализуется через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа
каждого педагога;
мотивационность – соизмерение размеров оплаты труда педагогических
работников с их результатами оценки качества образования, дифференциация
размеров заработной платы в зависимости от конкретных результатов;
технологичность и инструментальность – использование показателей с учетом
потребностей разных потребителей образовательных услуг, использование
современных информационных технологий, единство индикаторов и единство инструментария;
комплиментарность – взаимное дополнение оценочных процедур, установление
между ними взаимосвязей и взаимозависимости.

4. Составляющие внутренней системы оценки качества образования.
4.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:
 системы внутреннего контроля (ВГК);
 общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами
общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов,
родителей учащихся гимназии;
 профессиональной
экспертизы
качества
образования,
организуемой
профессиональным образовательным сообществом по заявке гимназии (внешний
аудит).
4.2. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает:
 администрацию гимназии (директор, заместители директора);
 методические объединения;
 социально-психологическую службу;
 педагогический совет;
 целевые аналитические группы (комиссии);
 Управляющий Совет гимназии;
 Родительский совет гимназии.
4.2.1. Администрация гимназии (директор и его заместители):
 формирует концептуальные подходы к оценке качества образования, утверждает
критериальную базу СОКО;
 обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования,
нормативное обеспечение порядка и процедуры оценивания;
 координирует работу различных структур, деятельность которых связана с
вопросами оценки качества образования;
 рассматривает результаты оценочных процедур в рамках СОКО, утверждает рейтинг
педагогов по результатам реализации СОКО;
 определяет состояние и тенденции развития гимназического образования;
 принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования.
4.2.2. Методические объединения педагогов гимназии:
 разрабатывают методологические основы, инструментарий оценки качества
образования в гимназии;
 проводят содержательный анализ результатов оценки качества образования;
 разрабатывают методические рекомендации для учителей по повышению качества
образования;
 обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем
3

оценки качества обучения и воспитания;
 проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования,
используемых учителями;
 разрабатывают и формируют портфолио профессиональных достижений педагогов.
4.2.3. Социально-психолого-педагогическая служба:
 проводит психологические исследования, направленные на выявление затруднений
учащихся гимназии, оценивает уровень адаптации и степени психологической
комфортности детей в гимназии;
 прогнозирует результаты обучения групп и конкретных учащихся;
 разрабатывает рекомендации для педагогов и администрации гимназии по
оптимизации условий образовательного процесса в гимназии;
 разрабатывает предложения для администрации гимназии по повышению качества
образования.
4.2.4. Целевые аналитические группы (комиссии) участвуют в оценке продуктивности и
профессионализма педагогов.
4.2.5. Совет гимназии:
 участвует в обсуждении отчета администрации гимназии по реализации СОКО;
 участвует в определении системы стимулирования качественного труда педагогов
гимназии, участвует в распределении средств стимулирующей части оплаты труда
работников гимназии;
 осуществляет контроль соблюдения здоровых и безопасных условий обучения,
воспитания и труда в гимназии, принимает меры к их улучшению;
 рассматривает вопросы текущей успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся, состояния их здоровья и уровень воспитанности;
 дает оценку деятельности администрации и педагогов гимназии по достижению
запланированных результатов в реализации программы развития гимназии.
4.2.6. Педагогический совет гимназии участвует:
 в обсуждении и выборе учебных планов, программ, учебников, форм, методов
образовательного процесса и способов их реализации;
 в организации работы по повышению квалификации педагогических работников, по
развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта;
 в решении вопросов о допуске обучающихся к экзаменам, переводе обучающихся в
следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче аттестатов об
образовании; о поощрениях и взысканиях обучающихся; о создании кружков,
студий, клубов и других объединений обучюащихся и т.п.;
 в проведении аттестации педагогических работников с учетом мнения учащихся и
их родителей;
 в организации и проведении опытно-экспериментальной работы;
 в определении направлений взаимодействия учебного заведения с государственными
и общественными организациями.
4.3. Итоги оценки качества образования используются:
 для стимулирования педагогов гимназии к достижению высоких результатов (в
соответствии с положением о материальном стимулировании работников
образовательного учреждения);
 для стимулирования обучающихся гимназии (в соответствии с положением о
поощрениях и взысканиях обучающихся).

5.1.

5. Гимназический стандарт качества образования.
Гимназический стандарт качества образования соотносится:
 с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования;
 с общероссийскими и региональными стандартами качества образования;
4

 с общероссийскими и региональными стандартами содержания и структуры
образования;
 с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами,
средствами контроля качества образования.
5.2. Гимназический стандарт качества образования обеспечивает:
 доступность образования в гимназии;
 обоснованность целей, ценностей и содержания гимназического компонента
образования;
 качество образовательных программ и используемых образовательных технологий, в
том числе современных информационных технологий;
 качество усвоения каждым обучающимся федеральных и региональных
компонентов образовательных стандартов;
 определенный уровень творческих и научных достижений, учебной компетентности
учащихся;
 определенный уровень развития социальной компетентности учащихся;
 качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
 доступность и качество системы дополнительного образования в гимназии;
 безопасность и здоровье обучающихся;
 сохранение психического и физического здоровья гимназистов;
 психологический комфорт в гимназии;
 индивидуальный подход к ученикам, имеющим различные проблемы
интеллектуального и личностного развития;
 высокую квалификацию педагогов, подтверждаемую в ходе аттестации.
6. Организация и технология внутренней оценки качества образования.
6.1. Оценка качества образования в гимназии включает инвариантную составляющую,
обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством
образования, и вариативную составляющую.
6.1.1. Содержание, технологии диагностики и информация о качестве образования в ее
инвариантной части определяется учредителем – Администрацией Ремонтненского
района в лице Ремонтненского отдела образования Администрации Ремонтненского
района и вышестоящим органом управления образованием – Министерством
профессионального и общего образования Ростовской области. К ним относятся:
 государственная аккредитация образовательного учреждения;
 итоговая аттестация выпускников гимназии;
 аттестация педагогических работников;
 общественная экспертиза;
 муниципальное тестирование уровня учебных достижений учащихся.
6.1.2. Вариативная составляющая оценки качества образования определяется
программой развития гимназии, специальными потребностями субъектов СОКО и
особенностями используемых гимназией оценочных процедур. К ним относятся:
 система внутреннего контроля (ВГК);
 тестирование уровня учебных достижений учащихся;
 социологические и психологические исследования;
 аттестация педагогов;
 профессиональные конкурсы.
6.2. Объектами внутренней системы оценки качества образования являются обучающиеся и
учителя гимназии.
6.3. Предметами внутренней системы оценки качества образования являются:
 основные и дополнительные образовательные программы, условия их реализации;
 учебные и внеучебные достижения учащихся, степень соответствия результатов
5

освоения обучающимися образовательных программ государственному и
социальному стандарту;
 уровень учебной и социальной компетентности обучающихся;
 продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников;
 качество условий организации образовательного процесса.
6.4. Механизм внутренней системы оценки качества образования включает в себя:
 сбор данных посредством процедур контроля и экспертной оценки качества
образования;
 первичную обработку данных;
 анализ и оценку качества образования;
 обеспечение статистической и аналитической информацией всех субъектов
образовательного процесса.
6.4.1. Данные процедур контроля и экспертной оценки качества образования включают:
 данные мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных
ступенях обучения;
 анализ творческих достижений гимназистов;
 результаты гимназического направления аттестации педагогических работников;
 результаты самоанализа педагогами гимназии результативности своей деятельности;
 результаты самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации
гимназии;
 результаты статистических и социологических исследований;
 гимназический скрининг психологического комфорта, интеллектуального и
личностного развития обучающихся, уровня формирования различных видов
компетентности на всем процессе обучения;
 результаты медицинских обследований гимназистов;
 скрининг физического развития и уровня сохранения здоровья учащихся;
 результаты паспортизации учебных кабинетов гимназии;
 результаты иных исследований (психолого-педагогических, педагогических),
проводимых в рамках СОКО.
6.4.2. Периодичность проведения оценки качества образования:
 образовательные и творческие достижения учеников – один раз в четверть;
 различные виды скринингов – один-два раза в год (в зависимости от вида скрининга
и потребности в его данных);
 скрининг физического развития – два раза в год;
 статистические, социологические и психолого-педагогические исследования по
различным направлениям ВГК – не реже одного раза в год;
 медицинские обследования учащихся по различным направлениям – не реже одного
раза в год;
 самоанализ педагогами результатов своей деятельности – один раз в четверть;
 паспортизация учебных кабинетов – не реже одного раза в год.
6.5. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы
показателей и параметров, характеризующих его основные аспекты (качество
результата, качество условий и качество процесса).
6.6. Основными методами установления фактических показателей являются экспертиза и
измерение.
6.7. Итоги внутренней оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте
гимназии в сети Интернет. Доступ к данной информации является свободным для всех
заинтересованных лиц.
7. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования.
7.1. СОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности
6

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

7.6.

7.7.

общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
СОКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и
профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по
включению в процесс оценки качества образования в гимназии.
Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований,
предъявляемых к качеству образования, социальным ожиданиям и интересам общества
и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.
Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:
 внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов);
 общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития
учащихся гимназии;
 условия, созданные в гимназии в целях сохранения и укрепления психического,
психологического и физического здоровья гимназистов;
 эффективность управления гимназией, в том числе в финансово-экономической
сфере.
Профессиональная экспертиза
качества образования обеспечивает соответствие
требований, предъявляемых к качеству образования, современным тенденциям
развития образования и формирование специального инструментария для диагностики
индивидуальных достижений обучающихся.
Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования
выступают:
 качество образовательных программ;
 результаты медицинских обследований гимназистов;
 уровень
развития
психических
функций
учащихся
по
результатам
профессиональных психологических исследований в обобщенном виде;
 результаты тестов, опросников и т.п., полученные в ходе педагогического,
психологического и социально-педагогического тестирований;
 условия, созданные для реализации индивидуальных запросов обучающихся и
реализации программ основного и дополнительного образования, для анализа
которых требуются специальные педагогические или психологические знания.
Самоанализ результативности обучения и воспитания, сделанный педагогом на основе
научно-педагогических методов, рассматривается как вид профессионального анализа,
и его результаты могут учитываться при определении гимназического рейтинга
учителя.
8. Механизм осуществления мониторинга СОКО

8.1. Мониторинг качества обучения учащихся (учет успеваемости).
8.1.1. Учет успеваемости учащихся гимназии осуществляется по четвертям, по итогам
первого полугодия, по итогам учебного года.
8.1.2. Результаты, в разрезе каждого класса с подведением итогов отдельно по ступеням и
всего по гимназии, фиксируются в таблице, форма (структура) которой является единой
для всех общеобразовательных учреждений района (приложение №1 к положению).
8.1.3. Данные раздела 1 графы 2 (количество по списку на начало уч. года) должны
соответствовать данным указанным в отчете ОО-1.
8.1.4. Процент аттестованных (графа 4), рассчитывается (находится) от общего количества
обучающихся на конец первого полугодия при формировании отчета по итогам первого
полугодия или от общего количества обучающихся на конец учебного года при
формировании отчета по итогам учебного года.
8.1.5. В графах 6,7 необходимо указывать количество обучающихся, которые аттестованы
безотметочным способом.
7

8.1.6. Процент
неаттестованных (графа 9), рассчитывается от общего количества
обучающихся на конец первого полугодия при формировании отчета по итогам первого
полугодия или от общего количества обучающихся на конец учебного года при
формировании отчета по итогам учебного года.
8.1.7. Графы 12,13 заполняются только для тех классов, где осуществляется безотметочный
способ оценивания (1,2 классы).
8.1.8. При расчете показателя качества знаний (КЗ) (графа 17) необходимо использовать
количество аттестованных обучающихся (N) за минусом обучающихся, для которых
используется безотметочный способ (S).
КЗ =
8.1.9. Процент неуспевающих - уровень обученности (УО) (графа 19), рассчитывается от
общего количества аттестованных обучающихся (N).
УО =
8.1.10. Графы 22,23 заполняются при сдаче отчета по итогам учебного года.
8.2. Мониторинг качества обучения учащихся по предметам.
8.2.1. Результаты освоения общеобразовательных
программ начального, основного,
среднего общего образования - средний балл по предметам.
8.2.2. Определен перечень предметов (инвариантная и вариативная части учебного плана)
для определения среднего балла по каждому предмету, по ступеням, по
общеобразовательному учреждению в целом. (Перечень предметов заявлен в приложении
№2 к настоящему положению).
Србп –средний балл по предмету рассчитывается по следующей формуле:
Србп =5∙n5+4∙n4+3∙n3+2∙n2 , где
N5+n4+n3+n2
n5 – количество «5»
n4 – количество «4»
n3 – количество «3»
n2 – количество «2»
Србст - средний балл по ступени рассчитывается по следующей формуле:
Србст = 5∙n5+4∙n4+3∙n3+2∙n2 , где
N5+n4+n3+n2
n5 – количество «5» по всем предметам ступени;
n4 – количество «4» по всем предметам ступени;
n3 – количество «3» по всем предметам ступени;
n2 – количество «2» по всем предметам ступени.
Србоу - средний балл по общеобразовательному учреждению рассчитывается по следующей
формуле:
Србоу = 5∙n5+4∙n4+3∙n3+2∙n2 , где
N5+n4+n3+n2
n5 – количество «5» по всем предметам ОУ, заявленным в приложении;
n4 – количество «4» по всем предметам ОУ, заявленным в приложении;
n3 – количество «3» по всем предметам ОУ, заявленным в приложении;
n2 – количество «2» по всем предметам ОУ, заявленным в приложении.
8.3.
Использование
результатов. Результаты мониторинга качества обучения
обучающихся, по предметам, по учителям, служат основанием для принятия управленческих
решений, могут быть использованы при оценке работы учителей-предметников.
8

начальная школа
Русский язык
Чтение
Математика
Иностранный язык
Окружающий мир
ИТОГО

основная школа
Русский язык
Литература
Математика
Информатика и ИКТ
Физика
Химия
Биология,
природоведение
География, экология
История
Обществознание, право
Иностранный язык
Технология
Физкультура, ОБЖ
МХК
ИТОГО

Средний
балл по
ОУ

Средний
балл

Средний
балл

Средний
балл

Приложение №1 к п.8.1.2. раздела 8
Положения о СОКО гимназии.

средняя школа
Русский язык
Литература
Математика
Информатика и ИКТ
Физика
Химия
Биология
География, экология
История
Обществознание, право
Иностранный язык
Технология
Физкультура, ОБЖ
МХК
ИТОГО

Приложение №2 к п.8.2.2. раздела 8
Положения о СОКО гимназии.

17

18

19

Кол-во 2-годн.

16

Кол-во осени.

15

По 2-м и б. 2-х

14

%

По 1-му предм.

13

всего

12

( % ) Качество
образования

всего

11

Кол-во на 4 и 5

10

Кол-во на 5

9

Не успевают
Из них

Не усвоил прогр.

3 4 5 6 7 8

успевают
Усвоил программу

%

%

По неуважит.
причине

Кол-во

Не аттестов.
Из них
По болезни

2

аттестовано
Из них
0 класс
1 класс
2 класс
Кол-во

1
1
2
3
4
Итого:
5
6
7
8
9
Итого:
10
11
Итого:
ВСЕГО:

Кол-во по списку на
нач уч.года

классы

Кол-во по списку на
конец __ полугодия.

Сведения об успеваемости обучающихся МБОУ _______________ за _______ 20___- 20__ уч.года

20

21

22

23

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».