ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учѐтом возрастных особенностей обучающихся. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся. Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приѐмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учѐтом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретѐнные обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач: формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам; овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач. Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы. Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования. Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. На литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю). Учебным планом МБОУ Ремонтненская гимназия №1 на 2023-2024 учебный год на изучение предмета «Литературное чтение» выделено 4 часа в неделю. Согласно календарному графику работы МБОУ Ремонтненская гимназия №1 на 2023-2024 учебный год, согласно расписанию занятий на 2023-2024 учебный год, по программе на изучение курса отводится 134 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 КЛАСС О Родине и её истории. Любовь к Родине и еѐ история – важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору). Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения. Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору). Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приѐм повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина. Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору). Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору). Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, еѐ выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия). Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поѐт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берѐза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору). Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трѐх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие. Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации. Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору). Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера). Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приѐмыш» и другое (по выбору). Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трѐх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору). Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М. М. Зощенко и др. Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весѐлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору). Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трѐх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер. Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утѐнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору). Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учѐтом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: читать доступные по восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания); различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения; анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя; конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики; исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение); подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности; выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: читать текст с разными интонациями, передавая своѐ отношение к событиям, героям произведения; формулировать вопросы по основным событиям текста; пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица); выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение; сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии. Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений: принимать цель чтения, удерживать еѐ в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения; оценивать качество своего восприятия текста на слух; выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия. Совместная деятельность способствует формированию умений: участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинѐнного, соблюдать равноправие и дружелюбие; в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере еѐ исполнения в соответствии с общим замыслом; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своѐ отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражѐнных в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 КЛАСС отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный); характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учѐтом специфики учебного и художественного текстов; читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст; составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения; использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включѐнные в федеральный перечень. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 О Родине и еѐ истории 6 2 Фольклор (устное народное творчество) 16 3 Творчество И.А.Крылова 4 4 Творчество А.С.Пушкина 9 5 Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века 8 6 Творчество Л.Н.Толстого 10 7 Литературная сказка 9 8 Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века 10 1 9 Произведения о взаимоотношениях человека и животных 16 1 10 Произведения о детях 18 1 https://m.edsoo.ru/7f411a40 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 11 Юмористические произведения 6 12 Зарубежная литература 10 13 Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) 4 Резервное время 16 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 134 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 7 Календарно – тематическое планирование 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Контрольные работы Всего Дата изучения 1 Устное народное творчество. Характеристика малых жанров фольклора: потешки, небылицы, скороговорки, считалки 2 Загадка как жанр фольклора, знакомство с видами загадок 1 04.09.2023 3 В.Даль «Старик-годовик» 1 06.09.2023 4 Пословицы народов России: тематические группы 1 07.09.2023 5 Русская народная сказка «Самое дорогое» 1 08.09.2023 6 Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую» 1 11.09.2023 7 Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич». 1 13.09.2023 8 Русская народная сказка «Дочьсемилетка» 1 14.09.2023 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 01.09.2023 https://m.edsoo.ru/8bc483ec https://m.edsoo.ru/8bc4a25a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4861c https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc478de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe https://m.edsoo.ru/8bc4875c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc48892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc https://m.edsoo.ru/8bc4861c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc489a0 9 Русская народная сказка «Царевич Нехитѐр-Немудѐр». 1 15.09.2023 10 Русская народная сказка «Царевич Нехитѐр-Немудѐр».О присказках 1 18.09.2023 11 Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора 1 20.09.2023 12 Урок-обобщение по разделу. «Проверь себя». 1 21.09.2023 13 Былины. «Добрыня и Змея». 1 22.09.2023 14 Былины. «Илья Муромец и Соловейразбойник» 1 25.09.2023 15 Былины. «Алѐша Попович и Тугарин Змеѐвич» 1 27.09.2023 16 Былины. «Вольга и Микула». 1 28.09.2023 17 Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алѐша Попович». 1 29.09.2023 18 Проверь себя. Обощение по теме «Былины» 1 19 Басни .Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лисица и вино-град». 1 04.10.2023 20 И.А. Крылов «Ворона и Лисица» 1 05.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47a6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4aa16 https://m.edsoo.ru/8bc49cc4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47b72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47c76 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4bb46 https://m.edsoo.ru/8bc4b27c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47d84 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8bc4a610 https://m.edsoo.ru/8bc4850e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc48ab8 02.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d194 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d072 21 Басни. И.А. Крылов. «Волк и Ягнѐнок», «Крестьянин и работник». 1 06.10.2023 22 Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая лисица», А.Е.Измайлов. «Филин и чиж». 1 09.10.2023 23 Урок-обобщение по разделу. «Проверьте себя». 1 11.10.2023 24 А. С. Пушкин . «У лукоморья дуб зелѐный...». 1 12.10.2023 25 А.С.Пушкин «Бой Руслана с головой». 1 13.10.2023 26 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 1 16.10.2023 27 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 1 18.10.2023 28 А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 1 19.10.2023 29 К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». 1 20.10.2023 30 А. С. Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях». 1 23.10.2023 31 А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d298 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ae44 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b542 https://m.edsoo.ru/8bc4b10a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c2e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c6f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c80c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c938 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cd98 Библиотека ЦОК 1 25.10.2023 https://m.edsoo.ru/8bc4bfb0 https://m.edsoo.ru/8bc4b27c Библиотека ЦОК 32 А. С. Пушкин «Няне». 1 33 Проверь себя. Обобщение по теме 1 1 26.10.2023 https://m.edsoo.ru/8bc4bc7c https://m.edsoo.ru/8bc4be98 27.10.2023 Библиотека ЦОК «Произведения А.С.Пушкина» https://m.edsoo.ru/8bc4ca64 34 Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» 1 08.11.2023 35 А.Н. Майков «Осень» 1 09.11.2023 36 А.А. Фет «Кот поѐт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…» 1 10.11.2023 37 Проверь себя Обобщение по теме: «Стихи русских поэтов» 1 13.11.2023 38 Л.Н. Толстой Два брата» 1 15.11.2023 39 Л.Н. Толстой «Ореховая ветка» 1 16.11.2023 40 Басня Л.Н. Толстого «Белка и волк». 1 17.11.2023 41 Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» 1 20.11.2023 42 Различение художественного и научнопознавательного текстов «Лебеди» и «Зайцы» Л.Н. Толстого 1 22.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d43c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e24c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cb68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cc80 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e35a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f066 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b7ae https://m.edsoo.ru/8bc4bd94 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e684 Библиотека ЦОК 43 «Лев и собачка» Л.Н. Толстой 1 23.11.2023 44 Л.Н. Толстой «Прыжок» 1 24.11.2023 45 Выделение структурных частей произведения Л.Н. Толстого «Акула» 1 27.11.2023 https://m.edsoo.ru/8bc4c0b4 https://m.edsoo.ru/8bc4af70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e576 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e45e (композиции): начало, завязка действия, кульминация, развязка 46 Былины Л.Н. Толстого. «Как боролся русский богатырь». 1 29.11.2023 47 Работа с детскими книгами: жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого 1 30.11.2023 48 Проверь себя Обобщение по теме 1 49 Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок…» (отрывок) 1 04.12.2023 50 К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок» 1 06.12.2023 51 Н.Некрасов «Славная осень...». 1 07.12.2023 52 Н.А. Некрасов «Славная осень...». «Зелѐный Шум». К.И. Чуковский. «Зелѐный Шум». 1 08.12.2023 53 Н.Некрасов «Мороз-воевода» 1 11.12.2023 54 К.И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов. «Саша» 1 13.12.2023 55 Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). 1 14.12.2023 56 А.П.Чехов «Степь» (отрывок) 1 15.12.2023 57 А.П. Чехов «Ванька» 1 18.12.2023 58 Контрольная работа 1 1 1 01.12.2023 20.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5142 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ed00 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4eecc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d784 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4fda Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d676 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ea8a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4eb98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d554 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f1c4 59 А. П. Чехов "Ванька» 1 21.12.2023 60 А. П. Чехов «Белолобый» 1 22.12.2023 61 Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова». 1 25.12.2023 62 Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). 1 27.12.2023 63 Ш. Перро «Подарки феи» 1 28.12.2023 64 Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». 1 29.12.2023 65 И. С. Никитин «Русь» 1 11.01.2024 66 И. С. Никитин «Утро» 1 12.01.2024 67 И.З. Суриков «Детство» 1 15.01.2024 68 С.Д. Дрожжин «Зимний день», "Привет" 1 17.01.2024 69 Стихи о Родине. Ф.Н. Глинка. «Москва». 1 18.01.2024 70 Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). 1 19.01.2024 71 «Д. Мамин-Сибиряк «Приѐмыш» 1 22.01.2024 72 Д. Мамин-Сибиряк «Приѐмыш» 1 24.01.2024 73 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» 1 25.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52928 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e972 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d8a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e0f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4dc98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f548 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f958 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f69c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc504ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f82c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50358 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc513ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc514ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fe30 74 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» 1 26.01.2024 75 Книги Д.Н. Мамина-Сибиряка 1 29.01.2024 76 А.И. Куприн «Синяя звезда» 1 31.01.2024 77 А.И. Куприн «Синяя звезда» 1 01.02.2024 78 А.И. Куприн «Синяя звезда» 1 02.02.2024 79 А.И. Куприн «Барбос и Жулька» 1 05.02.2024 80 А.И. Куприн «Барбос и Жулька» 1 07.02.2024 81 Рассказы о животных. «Собачье счастье», «Ю-ю». 1 08.02.2024 82 Проверь себя Обобщение по теме: «Произведения А.И.Куприна» 1 09.02.2024 83 С.А.Есенин Стихи о Родине «Я покинул родимый дом...» 1 12.02.2024 84 С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...» 1 14.02.2024 85 С.А. Есенин «Берѐза» 1 15.02.2024 86 С.А.Есенин «Бабушкины сказки» 1 16.02.2024 87 С.А. Есенин. «Топи да болота...», 1 19.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ff70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5072c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50aa6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc519f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51b04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5169a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc518de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc524d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50e34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50f6a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50984 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50876 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51096 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc522a2 «Сыплет черѐмуха снегом...»; И.С. Тургенев. «Деревня». 88 Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). 1 89 К.Г. Паустовский «Стальное колечко» 1 22.02.2024 90 К.Г. Паустовский «Стальное колечко» 1 26.02.2024 91 К.Г. Паустовский «Стальное колечко» 1 28.02.2024 92 Паустовский К.Г. «Кот-ворюга». 1 29.02.2024 93 К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди?» 1 01.03.2024 94 Паустовскй К.Г. «Заячьи лапы» 1 04.03.2024 95 К. Г. Паустовский. «Тѐплый хлеб» 1 06.03.2024 96 В. Астафьев «Стрижонок Скрип», И. С. Тургенев «Воробей», «Перепѐлка» 1 07.03.2024 97 Проверь себя Обобщение по теме «Произведения К. Паустовского». 1 11.03.2024 98 С.Я. Маршак «Урок родного языка» 1 13.03.2024 99 С.Я. Маршак «Ландыш» 1 14.03.2024 100 С.Я. Маршака. Пьеса-сказка «Кошкин дом» 1 101 Л. Пантелеев «Честное слово». 1 1 1 21.02.2024 15.03.2024 18.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52806 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51c12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51f46 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51e24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52bd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5218a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53242 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53364 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5347c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53bca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc544a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52a40 102 Л.Пантелеев «Честное слово» 1 20.03.2024 103 Представление темы «Дети на войне» в рассказе Л. Пантелеева «На ялике» 1 21.03.2024 104 Л. Пантелеев. «Камилл и учитель». 1 22.03.2024 105 Л. Пантелеев. «Фенька». 1 01.04.2024 106 Проверь себя Обобщение по теме 1 107 А.П. Гайдар «Горячий камень» 1 04.04.2024 108 А.П. Гайдар «Горячий камень» 1 05.04.2024 109 А.П.Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки) 1 08.04.2024 110 А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки) 1 10.04.2024 111 С.В. Михалков «Аркадий Гайдар», К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». 1 11.04.2024 112 .В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре» 1 12.04.2024 113 Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). 1 15.04.2024 114 М.М. Пришвин. Очерк «Моя Родина». 1 17.04.2024 115 М.М. Пришвин о животных. «Двойной 1 18.04.2024 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52ebe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52fd6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3630 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50bbe 03.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53710 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53a12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc541a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5434a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3ca2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc523ba Библиотека ЦОК след» https://m.edsoo.ru/8bc525e0 116 М.М. Пришвин «Выскочка». 1 19.04.2024 117 М.М. Пришвин «Жаркий час». 1 22.04.2024 118 В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине». 1 24.04.2024 119 Слушание и работа с детскими книгами о природе. В. В. Бианки «По следам» 1 25.04.2024 120 Проверь себя. Обобщение по теме «Произведения М.Пришвина» 1 26.04.2024 121 Проверка начитанности и чита-тельских умений. 1 27.04.2024 122 Джек Лондон «Бурый волк» 1 02.05.2024 123 Дж. Лондон «Бурый волк» 1 03.05.2024 124 Дж. Лондон "Бурый волк" 1 06.05.2024 125 Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». 1 08.05.2024 126 Э.Сетон-Томпсон «Чинк» 1 13.05.2024 127 Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». 1 15.05.2024 128 Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». 1 16.05.2024 129 Контрольная работа 1 17.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3db0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3a5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3b80 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3928 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3ed2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4422 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4d8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4774 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f41de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f488c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f430a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4544 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4666 130 Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» 1 20.05.2024 131 Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» 1 22.05.2024 132 Проверь себя Обобщение по теме «Произведения зарубежных писателей» 1 23.05.2024 133 Резервный урок.Работа с детской книгой и справочной литературой 1 24.05.2024 134 Библиотечный урок по теме «Мое любимое произведение» 1 25.05.2024 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 134 7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., Долгих М.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Литературное чтение. 3 класс. Методическое пособие. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru http://www.openclass.ru/ http://www.rusedu.ru/subcat_28.html http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 http://eor-np.ru/