Разговоры о важном 2 Б кл. Цыбулевская

Ремонтненский район, с.Ремонтное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ремонтненская гимназия №1
_____________________________________________________________________________________________________________________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
Приказ от 30.08.2023 г. № 106
_____________ Д.Е.Кононогов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Направление:__ гражданско-патриотическое
Название курса:_ «Разговоры о важном »
Уровень общего образования ( класс):
начальное общее образование: 2«Б» класс
Количество часов: 1 час в неделю, 33 часа за год
Учитель: Цыбулевская Елена Петровна

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных
символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от
29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
 СанПиН 1.2.3685-21;
 основной образовательной программы НОО.
Цель курса:
 формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основными задачи:
 воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
 совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
 повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края,
России;
 развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в
коллективной деятельности;
 формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 2-х классов ( 8-9 лет); рассчитан на 1 час в неделю, 33 часа за год.
Место в учебном плане.
Согласно годовому календарному графику на 2023-2024 учебный год, расписанию занятий на 2023-2024 учебный год на изучение
курса по программе выходит – 33 часа.
Форма организации: дискуссионный клуб

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:











становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.

Метапредметные результаты
базовые логические действия:







сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту,
делать выводы;

базовые исследовательские действия:





определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);




формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:







выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим
работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:









воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:







формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:



планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:



устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты
Сформировано представление:













о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых
национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное
учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях
гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях
истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач,
рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте
человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:






к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:






к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.

Сформированы умения:





устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и действиям.

Содержание курса внеурочной деятельности
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня
рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:


































День знаний
Наша страна – Россия
165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
День музыки
День пожилого человека
День учителя
День отца
Международный день школьных библиотек
День народного единства
Мы разные, мы вместе
День матери
Символы России
Волонтеры
День Героев Отечества
День Конституции
Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
Рождество
День снятия блокады Ленинграда
160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
День Российской науки
Россия и мир
День защитника Отечества
Международный женский день
110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики. Мы – первые
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
День Земли
День Труда
День Победы. Бессмертный полк
День детских общественных организаций
Россия – страна возможностей

 Календарно-тематическое планирование «Разговоры о важном» 1-2 класс (2023-2024 год)
№

Тема

1

День знаний

КолДата
во
план факт
часов
1
4.09

Содержание

Деятельность учащихся

Знания – ценность, которая
необходима не только каждому
человеку, но и всему обществу.

Просмотр видеоролика о Дне знаний и о традициях
этого праздника.

Наша страна предоставляет
любому ребёнку возможность с
6,5 лет учиться в школе
Знания – основа успешного
развития человека и общества

2

3

Там, где Россия

100-летию со дня
рождения Зои
Космодемьянской

1

1

11.09

18.09

Участие в эвристической беседе: традиции нашей
школы, обсуждение вопросов: «Почему важно учиться?
Как быть, если что-то не знаешь или не умеешь?» и др.
Рассматривание репродукций картин о школе прошлых
веков, сравнение с современной школой. Например: В.
Маковский «В сельской школе»; Н. Богданов-Бельский
«Сельская школа», «Устный счет. Народная школа»; Б.
Кустодиев «Земская школа»; А. Максимов «Книжное
научение»; А. Морозов «Сельская школа» (на выбор)

Любовь к Родине, патриотизм –
качества гражданина России.

Участие в коллективной игре-путешествии (игресоревновании), разгадывании загадок
Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Россия – от
края до края»: природа разных уголков страны.

Любовь к родному краю,
способность любоваться
природой, беречь её – часть любви
к Отчизне.

Работа с иллюстрациями: узнавание по фотографиям
городов России. Достопримечательности Москвы.
Беседа: «В каких местах России тебе хотелось бы
побывать?»

Героизм советских людей в годы
Великой Отечественной войны.
Участие молодежи в защите
Родины от фашизма. Зоя
Космодемьянская – первая

Интерактивная игра-соревнование: «Знаем ли мы свой
край» (с использованием иллюстраций)
Рассматривание и описание портрета Зои – московской
школьницы. Восприятие рассказа учителя и
фотографий из семейного альбома Космодемьянских

4

Избирательная
система России

1

25.09

женщина – Герой Советского
Союза за подвиги во время ВОВ.
Качества юной участницы
диверсионной
группы:
бесстрашие, любовь к Родине,

Обсуждение рассказа учителя и видеоматериалов о
событиях в деревне Петрищево.

героизм.

«Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «С
родной земли - умри, не сходи», «Чужой земли не
хотим, а своей не отдадим» (на выбор)
Просмотр и обсуждение отрывка из видеофильма «О
выборах детям». Дискуссия: «Какое значение имеют
выборы для жизни общества».

Избирательная система в России:
значение выборов в жизни
общества; право гражданина
избирать и быть избранным.
Участие в выборах – проявление
заботы гражданина о процветании
общества.
Важнейшие особенности
избирательной системы в нашей
стране: право гражданина на
выбор; справедливость,
всеобщность, личное участие

5

6

День учителя
(советники по
воспитанию)

1

О
1
взаимоотношениях
в коллективе

2.10

9.10

гражданина
Учитель – важнейшая в обществе
профессия. Назначение учителя –
социальное служение, образование
и воспитание подрастающего
поколения. Учитель – советчик,
помощник, участник
познавательной деятельности
школьников. Оценка учительского
труда.
Общая цель деятельности
одноклассников.

Обсуждение значения
пословиц:
мать, умей за нее постоять»,

«Родина –

Чтение четверостиший о Родине.
Виртуальная экскурсия на избирательный участок.
Коллективное составление сценария выступления детей
на избирательном участке в день выборов

Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие
в разыгрывании сценок «Я – учитель», «Я и мои
ученики».
Участие в групповой, парной работе: создание
рисунков «Наш класс», «Мой
учитель» Работа с
текстами (пословицами, стихотворениями), связанными
с профессией учителя
Анализ рисунков «Рукавички»: умеем ли мы вместе
работать? Умеем ли договариваться?». Чтение и
обсуждение рассказа В. Осеевой «Три товарища?».

Взаимопомощь, поддержка,
выручка – черты настоящего
коллектива. Детский телефон
доверия

7

По ту сторону
экрана

1

16.10

Российскому кинематографу – 115
лет. Может ли сегодня человек
(общество) жить без
кинематографа?
«Великий немой» – фильмы без
звука. 1908 год – рождение
детского кино в России. Первые
игровые фильмы:
«Дедушка
Мороз», «Царевналягушка», «Песнь о вещем
Олеге». Создание студии
«Союздетфильм». Известные
первые игровые фильмы: «По
щучьему велению», «Морозко»,

8

День спецназа

1

23.10

«Королевство кривых зеркал»,
(режиссера Александра Роу).
28 октября – День подразделений
специального назначения. Страна
гордится важной работой бойцов
спецназа. Легендарные
подразделения: «Альфа», - борьба
с террористами, освобождение
заложников, поиск особо опасных
преступников.

Диалог: происходят ли в нашем классе похожие
истории?
Дискуссия: «Когда мы обижаемся: как не реагировать на
обиду?
Интерактивное задание: рассматривание фотографий
нашего класса: «Мы вместе!»
Слушание песни Буратино из фильма «Приключения
Буратино» (композитор А. Рыбников).
Просмотр видеоматериалов: кадры из немого кино.
Беседа: Можно ли по мимике, жестам, поведению
артистов понять сюжет картины?
Интерактивное задание – викторина «Знаем ли мы эти
известные детские фильмы?» (отгадывание по
отдельным эпизодам и фото героев названия фильмов).
Например, «По щучьему велению», «Королевство
кривых зеркал», «Царевна-лягушка».
Ролевая игра: «Мы снимаем кино» (разыгрывание
эпизода из сказки
«Царевна-лягушка», разговор царевича с лягушкой).
Рассказы детей: «Мой любимый кинофильм»
Работа с иллюстративным материалом: описание
внешнего вида бойцов спецподразделения, примеры
деятельности подразделений спецназа: освобождение
заложников, захват террористов.
Просмотр видеоматериалов о физической подготовке
бойцов спецназа.

9

День народного
единства

1

30.10

«Вымпел» – охрана экологически
важных объектов; борьба с
террористами; ведение
переговоров и проведение
разведки.

Интерактивное задание: восстановление пословиц о
смелости (героизме), объяснение их значения.
Например: «Тот герой, кто за Родину горой!», «Не тот
герой кто награду ждет, а тот герой, что за народ
встает!»,

Качества бойцов спецназа,
спортивные тренировки
Чему посвящен праздник

«Один за всех, все – за одного», «Сам погибай, а
товарища выручай» (по выбору)
Рассматривание плаката, посвященного Дню народного
единства. Обсуждение: «Почему на плакате
изображены эта два человека? Какие события связаны с
Мининым и Пожарским?».

«День народного единства»?

10

Россия: взгляд в
будущее.
Цифровая
экономика
сегодня. «Умный
дом»

1

6.11

Проявление любви к Родине:
объединение людей в те времена,
когда Родина нуждается в защите.
Чувство гордости за подвиги
граждан земли русской в 1612
году. Минин и Пожарский – герои,
создавшие народное ополчение
для борьбы с иноземными
захватчиками
Экономика как управление
хозяйством страны: производство,
распределение, обмен,
потребление. Что сегодня делается
для успешного развития
экономики РФ? Можно ли
управлять экономикой с помощью
компьютера (что такое цифровая
экономика – интернет-экономика,
электронная экономика).
«Умный дом»: «умное
освещение», «команды
электроприборам (кофеварка,

Беседа с иллюстративным материалом: кем были
Минин и Пожарский? Интерактивное задание:
рассмотрите портреты Минина и Пожарского, опишите
их внешний вид, одежду, выражение лица.
Рассказ учителя о событиях 1612 года. Беседа: «Что
такое ополчение? Ополчение 1612 года и 1941 года
(рассказ учителя с иллюстративным материалом
Просмотр и обсуждение видео: «Что такое экономика
страны? Откуда произошло слово «экономика»?».
Интерактивное задание: Составление плаката-рисунка
«Что такое экономическая деятельность: производствораспределение-обмен- потребление».
Воображаемая ситуация: мы попали в «умный дом».
Что происходит в
«умном доме»? Какие команды мы можем дать
голосовому помощнику

11

День матери

1

13.11

чайник)», напоминания-сигналы
жителям квартиры.
Мать, мама – главные в жизни
человека слова. Мать – хозяйка в
доме, хранительница семейного
очага, воспитательница
детей. Матери- героини.
Как поздравить маму в ее
праздник – День матери?

Слушание песни «О маме» из кинофильма «Мама».
Интерактивное задание: расскажем о маме:
Мама заботится о ребенке: рассматривание
репродукции картины С. Ерошкина «У колыбели»; Б.
Кустодиева «Утро».
Мама помогает ребенку познать мир: рассматривание
репродукции картины А. Аверина «Море»
Воображаемая ситуации: для девочек – «Ты – мама. У
тебя есть дочка. Она капризничает. Как ты ее
успокоишь?». Для мальчиков – «Как ты думаешь, что
будет делать мама».
Беседа на основе рассматривания видео и
иллюстративного материала: Матери-героини»
Дискуссия: «Нам нужно поздравить маму с Днем
матери. Как мы это

12

Что такое Родина?

1

20.11

Родина – это страна, где человек
родился и живет, учится, работает,
растит детей. Родина – это отчий
дом, родная природа, люди,
населенные пункты – все, что
относится к стране, государству.
Человек всегда проявляет чувства
к своей Родине, патриот честно
трудится, заботится о ее
процветании, уважает ее историю
и культуру

сделаем». Рассматривание рисунков (плакатов) детей ровесников учащихся 1-2 класса
Слушание песни «То березка, то рябинка».
Обсуждение: как понимает автор песни, что такое
«Родина»?
Интерактивное задание: соотнесение иллюстрации с
названием территории России (тундра, тайга, Поволжье,
Урал, Кавказ, Камчатка).

Виртуальная экскурсия по городам России: Москва,
Санкт-Петербург, Волгоград. Достопримечательного
родного края.

13

14

Мы вместе

Главный закон
страны

1

1

27.11

4.12

Память времен: каждое поколение
связано с предыдущими и
последующими общей культурой,
историей, средой обитания. Связь
(преемственность) поколений –
основа развития общества и
каждого человека. Семейное
древо. Память о своих родных,
которые представляют
предшествующие поколения.
Сохранение традиций семьей,
народом. Создание традиций
своего класса.
Конституция Российской
Федерации – главный закон
государства, который закрепляет
права гражданина как отношение
государства и его граждан. Права
— это обязательство государства
по созданию условий
благополучной жизни каждого
человека. Права ребенка в РФ

15

Герои нашего
времени

1

11.12

Герой – человек, совершающий
поступки, необычные по своей
смелости, отваге. Совершая
подвиги, герой никогда не думает
об опасности для себя, его

Выставка
рисунков детей «Наша Родина, как я
ее вижу». Дети рассказывают о своих рисунках
Рассматривание рисунков детей «Семейное древо».
Краткий рассказ о традициях в семье, которые остались
от бабушек-дедушек.
Традиции, связанные с проводом зимы и встречей
весны у разных народов РФ: русский Веснянки, у татар
и башкир праздник Каргатуй, у ханты и манси – День
Вороны. Работа с иллюстративным материалом.
Эвристическая беседа: «Какие традиции будут у
нашего класса?».
Выставка фотографий класса: «Мы вместе».
Рассматривание обложки и страницы Конституции РФ.
Рассказ учителя: что записано в главном законе страны.
Работа с иллюстрациями: описание прав гражданина
РФ на свободное передвижение, выбор места
проживания, право на свободный труд, отдых,
образование, медицинскую помощь.
Интерактивное задание: соотнесем иллюстрацию с
правом ребенка РФ. Заполним таблицу: права ребенка
РФ
Просмотр видеоматериала «Герои мирного времени» о
врачах г. Благовещенска. Беседа: «Можно ли назвать
поступок врачей подвигом? О чем думали врачи, узнав
о пожаре? Как они вели себя?

действия направлены на спасение
других. Героями в нашей стране
являются не только взрослые, но и
дети. Проявление уважения к
героям, стремление воспитывать у
себя волевые качества: смелость,
решительность, стремление
прийти на помощь. Памятники
героям мирного
времени

16

Новый год традиции разных
народов России

1

18.12

Новый год – любимый семейный
праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России.
Участие детей в подготовке и
встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек.
Традиции Новогоднего праздника
разных народов России: якутов
(праздник «Ысыах»); бурятов
День Белого Месяца); осетинский
Новый Год
Ногбон; татар («Навруз») – по
выбору.

Интерактивное задание: проанализировав поступок
подростка, составить его портрет. Например,
героические поступки Вани Макарова, Максима
Кобычева, Лиды Пономарёвой, Марины Плотниковой.
Рассматривание фотографий орденов Героя России,
Ордена мужества, медаль «За отвагу».
Рассматривание и описание памятников героям
мирного времени. Например, памятник пожарным и
спасателям (Новосибирск); памятник героям,
погибшим, спасая детей (Севастополь), памятник
морякам- подводникам, погибшим в мирное время
(Курск), памятник пожарным и спасателям МЧС
(Тверь) – на выбор.
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся
около памятника героям мирного времени. Какие цветы
мы возложим к памятнику, что напишем на ленточке?
Просмотр и обсуждение видео: «Москва Новогодняя!».
Беседа: как украшен к Новому году наш город (поселок,
село). Как украшен ваш дом к встрече Нового года.
Рассказы детей: «Моя любимая новогодняя игрушка».
Виртуальная экскурсия в музей «фабрика елочных
игрушек» (Москва) Интерактивное задание:
составление коллективного рассказа «История
Новогоднего праздника в России» (на основе
иллюстративного материала)
Чтение детьми (или рассказывание) коротких историй о
традиции встречи Нового года народов России

17

18

19

От А до Я. 450 лет
«Азбуке» Ивана
Фёдорова

Налоговая
грамотность

Непокоренные
(блокада
Ленинграда)

1

1

1

25.12

15.01

22.01

Иван Федоров - выдающийся
первопечатник в России, не только
составитель и издатель первых
книг, но и педагог, создатель
методики обучения грамоте.
Особенности построения
«Азбуки»

Налог – денежные отношения
между организацией и любым
работающим человеком,
необходимая обязательная плата
государству с любых доходов.
Для чего взимаются налоги?
Откуда государство берет деньги
для содержания учреждений,
армии, объектов культуры,
строительства жилья, детских
садов и школ, больниц, стадионов
и др.?
Что такое блокада? 900 дней
жизни под обстрелом, без
продовольствия и электричества.
Как жили и о чём мечтали дети
блокадного города: ленинградский
ломтик хлеба; печь буржуйка;
блокадная школа, как праздновали
Новый год...
Дорога жизни.

Рассматривание страниц «Азбуки» И. Федорова.
Сравнение иллюстраций, букв с современным
«Букварем». Беседа: «Как вы думаете, был ли интересен
детям того времени такой учебник? Мог ли создать
такую книгу человек, который не понимал детей, не
знал, как их учить грамоте?
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся
в Москве, у памятника И. Федорову. Захотелось ли вам
положить к памятнику цветы? Какие?
Работа с
иллюстрациями,
которые
демонстрируют примеры использования налогов.
Беседа: «На какие деньги строятся больницы, детские
сады, школы; благоустраиваются города,
ремонтируются дороги?»
Дискуссия: «Может ли человек отказаться платить
налоги? Почему говорят, что уплата налогов обязанность гражданина?»

Просмотр видеофильма «Салют в Ленинграде в честь
прорыва блокады». Беседа: почему ленинградцы плачут
во время салюта?
Послушаем звук метронома. О чем он подавал сигналы?
Интерактивное задание: рассматривание фото рисунков
детей блокадного Ленинграда на тему «Ладога – дорога
жизни». Беседа: о чем рассказывают рисунки детей?
Можно ли сказать, что авторы рисунков вспоминают
историю своей жизни?

Посильная помощь детей
взрослым: уход за ранеными,
дежурство на крыше.

20

Союзники России

1

29.01

Кого называют союзником?
Договор о коллективной
безопасности – объединение
государств, которые совместно
борются с терроризмом.
Экономическое сотрудничество
государств с Россией: Китай,
Белоруссия.

21

190 лет со дня
рождения Д.
Менделеева. День
российской науки

1

5.02

Культурное сотрудничество
государств с Россией: спортивные
соревнования, художественные
выставки, фестивали и конкурсы,
выступления театров
Наука и ученые: научные
открытия позволили изменить
жизнь человека и развивать
общество.
Лаборатория ученого. Что в ней
происходит?
Д.И. Менделеев выдающийся ученый-химик и
физик (изучал свойства веществ),
создатель воздушного шара.

Работа с фотографиями: особенности учебного класса,
чем он отличается от класса мирного времени?
Воображаемая ситуация: представим, что мы подошли
к памятнику, посвященному детям блокадного
Ленинграда. Постоим около него тихо, поклонимся
героям города, не сдавшихся врагу, положим цветы
Интерактивное задание: «Сравним две фотографии (на
одной люди со сложенными на груди руками, на другой
– пожимающие друг другу руки)». Какую из них можно
назвать «союзники»?
Рассказ учителя: страны, которые объединились (стали
союзниками) в борьбе с международным терроризмом.
Интерактивное задание: на основе иллюстраций
описать товары, которые получает Россия из стран
(Китай, Белоруссия, Турция, Сирия)
Просмотр и оценка видео: выступления Большого
театра за рубежом
Просмотр видео: открытия человека, которые
позволили развивать общество (паровоз, радио,
электричество, космическая ракета)
Интерактивное задание: Нам нужно сравнить свойства
каких-то веществ, например, воды и молока, чая и сока.
Что нам нужно сделать? Зачем ученый проводит опыты,
эксперименты?
Рассказ учителя: Д.И. Менделеев проводит опыты с
различными веществами, изучая их свойства и выделяя
похожие свойства веществ.

Менделеев – педагог, профессор
химии в университете, автор
учебников по химии. Любимые
занятия ученого в свободное
время: «чемоданных дел мастер»,
шахматист.

Работа с иллюстрациями и текстом: Менделеев – полет
на воздушном шаре. Интерактивное задание: выбрать
ответ на вопрос: «С какой целью создал Менделеев
воздушный шар? Ответы: он хотел показать своим детям
Землю из космоса; ему нравилось летать; он хотел
изучать атмосферу.
Рассматривание фото любимых занятий ученого:
создание чемоданов, шахматы, рисование.

22

Первооткрыватели: 1
мореплаватели и
космонавты

12.02

Первооткрыватели первыми
открывает новые земли, страны,
изучают и описывает их
особенности.
Российские мореплаватели:
открывшие Антарктиду (Ф.
Беллинсгаузена и М. Лазарев).
Первые открыватели космоса: Ю.
Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов.
Проявление интереса и уважения
к личности
первооткрывателя, его чертам
характера: целеустремленности,
смелости, упорству

23

День защитника
Отечества

1

19.02

Благодарность армии за мирную
жизнь, за проявление
патриотических чувств, защиту

Дискуссия: Почему Менделеева называли «чемоданных
дел мастер»? Разве он не мог купить себе чемодан в
магазине? Можно ли по свободным занятиям ученого
сказать, что он был разносторонним, творческим и
очень интересным человеком?
Просмотр видео «Антарктида – шестой континент
Рассказ учителя: «Восток» и «Мирный» история
открытия Антарктиды. Рассматривание портретов Ф.
Беллинсгаузена и М. Лазарева, а также парусных
кораблей.
Работа с иллюстрациями: рассматривание и описание
станций, работающих в Антарктиде: «Мирный»,
«Лазаревская», «Прогресс». Беседа: С какой целью
создаются станции в Антарктиде?
Интерактивное задание: что ты знаешь о первых
космонавтах. Рассказы детей на основе иллюстраций и
картин о космосе А. Леонова.
Интерактивное задание: сделаем первые странички
нашей классной книги «Первопроходцы».
Просмотр видео: парад Победы 1945 г. Беседа: с
кем сражалась советская армия? Что принесла победа
в ВОВ нашей стране и миру? Какие чувства

Родины, охрану ее рубежей.
Преемственность поколений.
Армия в годы войны и мирное
время: всегда есть место подвигу.
Памятник советскому воину в
Берлине. Качество российского
воина: смелость,

испытывают люди разных поколений, освободившись от
фашизма? Интерактивное задание: краткие суждения
детей по иллюстрациям:
«Вспомним героев Советского Союза». (Например,
дважды Герои Советского Союза: летчики – В.
Алексеенко, Н. Степанян, А. Ефимов; танкисты – С.
Хохряков, В. Архипов, С. Шутов; моряки – В. Леонов
(по выбору).

героизм, самопожертвование

24

Как найти свое
место в обществе.
«Я- в семейном и
детском
коллективе»

1

26.02

Твое место в семейном
коллективе. Твое равноправное
участие в трудовой, досуговой
жизни семьи. Проявление
активности, инициативности в
делах семейных.
Классный коллектив – это твое
детское общество. Твои интересы,
обязанности, друзья в этом
обществе.

Рассказ учителя об истории памятника советскому
солдату в Берлине (о Н. Масалове).
Просмотр видео: коллективный труд семьи. Беседа:
нравится ли детям работать вместе с родителями?
Дискуссия: обсудим, в каком случае Ира поступает как
равноправный член семейного коллектива: а) Она всегда
откликается на просьбу бабушки помочь ей; б) Оля
всегда предлагает бабушке свою помощь.
Интерактивное задание: оцени ситуации. Ответь на
вопрос: «Кто из этих детей нашел свое место в
коллективе».
Петя хорошо рисует. Но на предложение оформить
классную газету ответил: «Я не могу, некогда мне.
Пусть Мила рисует».
Первоклассники готовят концерт к Дню учителя. Для
выступления нужны одинаковые платочки-галстучки.
Где их взять? Оля предлагает:
«Меня мама научила вязать. Я свяжу платочкигалстучки, будет красиво».

25

Всемирный
фестиваль
молодежи

1

4.03

Фестиваль молодежи и студентов
проходит под лозунгом «За мир,
дружбу, солидарность
и
справедливость!». Фестиваль –
это возможность молодых людей
общаться: поделиться своими
планами на будущее, рассказать о
своей стране, о работе или учебе.
На Фестивале проводятся
различные мероприятия, собрания,
диспуты, дружеские соревнования,
концерты. Россия принимает
гостей со всего мира дружелюбно
и гостеприимно

26

«Первым делом
самолеты». О
гражданской
авиации

1

11.03

Гражданской авиации России 100
лет. Значение авиации для жизни
общества и каждого человека.
Мечта человека летать
воплотилась в сказках, легендах.
Первый самолет гражданской

Интерактивное задание: проанализируй пословицы и
поговорки. Какие качества характеризуют коллектив:
соотнеси слово-качество с соответствующей
пословицей. «Берись дружно – не будет грузно»
(согласованность); «В коллективе чужой работы не
бывает» (взаимопомощь); «В согласном стаде волк не
страшен» (согласие, единство); «Без командира нет
коллектива» (умение подчиняться)
Просмотр видео: открытие Международного фестиваля
молодежи и студентов в 2017 г. Беседа: для чего
проводятся Фестивали молодежи.
Воображаемая ситуация: Представьте, что каждый из
вас – участник Фестиваля. Вы изучили программу и
хотите выбрать мероприятие, на которое вам хочется
пойти. Поделитесь своими планами с одноклассниками.
Программа Фестиваля:
1) Образовательная программа – «Россия в советское
время», «День Африки», «День Азии и Океании»,
«День Европы», «Неграмотность в мире и борьба с ней».
2) Культурная программа – «Джазовый фестиваль»,
«Музыка будущего», «Танцевальная академия»
Виртуальная экскурсия в образовательный центр
«Сириус» (работа с иллюстративным материалом): что
увидят здесь гости Фестиваля
Просмотр видео: взлет самолета.
Беседа: какое чувство у вас возникает, когда вы
смотрите, как в воздух поднимается самолет? летали ли
вы на самолете? Ваши ощущения (страшно,
удивительно, радостно, удивительно).

авиации в России. Типы
современных самолетов.

Работа с иллюстрациями: на чем летают герои русских
сказок (народных и авторских). Например, ступа бабыЯги, ковер-самолет, Конек-Горбунок.
Рассматривание картины А. Дейнеко «Никитка –
первый русский летун». Чтение учителем отрывка из
легенды: «Смерд Никитка, боярского сына Лупатова
холоп», якобы смастерил себе из дерева и кожи крылья
и даже с успехом летал на них».
Интерактивное задание: сравните два числа. В начале
XIX века дорога из Москвы в Санкт-Петербург на
лошадях занимала 4-5 дней. Сегодня от Москвы до
северной столицы – 1,5 часа полета.
Рассказ учителя: первый самолет гражданской авиации
в России – АНТ- 9.

28

Крым – дорога
домой

1

18.03

Вспомним, что такое Крым?
Уникальные природные места
Крыма. Города Крыма, его
столица.

Просмотр видео: новые самолеты сегодня.
Видео: «Путешествие по Крыму». Работа с
иллюстрациями: уникальные места природы Крыма,
столица – Симферополь. Детский парк. Парк Салгирка,
танк-памятник освободителям города от фашистов,
Крымский театр кукол.

Как живет сегодня Крым.
Воображаемая ситуация: Представьте, что вы – жители
Крыма. Что бы вы посоветовали посмотреть в Крыму ее
гостям?
Работа с иллюстрациями: чем занимаются младшие
школьники после уроков? Фотографии, отражающие, к
примеру, игру в шашки и шахматы,
танцы, занятие лепкой или рисованием, театральной
деятельностью.

28

Россия - здоровая
держава

1

1.04

Человек должен быть здоров,
жизнерадостен, закален. Это
помогает ему многое успевать,
успешно заниматься трудом,
учебой, домашними делами.
Здоровые люди активно
участвуют в жизни общества.
Что такое здоровый образ жизни,
как человек должен его
организовывать.
Россия – спортивная страна

Просмотр видео: гимн «Дети – в спорт». Беседа:
«Как вы понимаете слова гимна: «Дети – будущее
страны!»
Эвристическая
беседа? «Почему человек должен
быть здоров, жизнерадостен и активен?»
Интерактивное задание: сравните рисунки двух детей,
оцените, как они одеты, чем они занимаются? Кто из
них, по вашему мнению, чаще болеет? Работа с
текстами стихотворений о здоровье и занятиями
физкультурой. Например, «Зарядка» (А. Барто),
«Купить можно много» (А. Гришин), «Солнце воздух
и вода» (А. Усачев).
Работа с иллюстрациями: назовем и запишем слова,
которые расскажут нам, что человек должен делать,
чтобы сохранить и укрепить здоровье.

29

Цирк! Цирк!
Цирк!

1

8.04

Почему и дети, и взрослые любят
цирк?
Цирковые
профессии.
Вспомним великие семьи
цирковых артистов: семья
Запашных; семья Кантемировых.
Знаменитый «Уголок Дурова» и
его основатель.
Великий клоун Ю. Никулин.
Первая женщина- укротительница
тигров

Интерактивное задание: рассмотреть фото разных видов
спорта, назвать каждый вид. Рассказать, каким
спортом ты занимаешься или хочешь заниматься?
Просмотр видео – цирковое представление и «Песенки о
цирке». Беседа: «Любите ли вы цирк?»
Интерактивное задание: Назови цирковую профессию
(соедини фото с названием цирковых профессий).
(Например, воздушный гимнаст, клоун, укротитель,
наездник, жонглёр, акробат) – по выбору.
Работа с иллюстрациями: знакомство с великими
цирковыми семьями и цирковыми артистами. Описание
их цирковой деятельности.
Создадим плакат-аппликацию «Цирк! Цирк! Цирк!»

30

«Вижу Землю»

1

15.04

Ю. Бугримова
Книга Ю.А. Гагарина «Вижу
Землю». Первые впечатления
космонавта о наблюдениях
голубой планеты «Земля».
Страницы рассказа Ю.А. Гагарина
«Вижу Землю»: детство, участие в
семейном труде, тяготы войны,
первая профессия, желание и
стремление стать летчиком.
Первый полет.

31

215-летие со дня
рождения Н. В.
Гоголя

1

22.04

Как современный школьник
может изучать планету Земля?
Н.В. Гоголь – великий русский
писатель. Его произведения
сатирически освещают жизнь
общества XIX века. Удивительные
факты писателя: сочинение стихов
в 5 лет; загадочность поведения,
стеснительность; суеверность.
Увлечения Гоголя: любовь к
рукоделию; умение и интерес к
приготовлению украинских блюд.
Знакомство и дружба Гоголя и
Пушкина

32

Экологичное
потребление

1

29.04

Экологичное потребление – как
использовать природу, чтобы
приносить ей как можно меньше
вреда. Что значит – жизнь без
отходов: отказ от ненужного,

Видео: пуск корабля-спутника «Восток-1». Обсудим:
какое слово, сказанное Юрием Алексеевичем во время
взлета, сейчас знает весь мир?
Читаем, рассматриваем фотографии, обсуждаем
страницы книги Ю.А. Гагарина «Вижу Землю»
(детство, первая профессия, желание стать летчиком).
Оцениваем качества характера Юрия, которые помогли
ему стать настоящим летчиком, а потом и космонавтом
(ответственность, настойчивость, трудолюбие,
мечтательность).
Виртуальная экскурсия в планетарий
Просмотр видео – памятники Н.В. Гоголю в Москве.
Бесед: «Сравните изображение Гоголя на памятниках.
Почему один называют «грустным», а второй
«веселым»?
Интерактивное задание: работа с иллюстрациями и
текстом повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
определите, к какому тексту относится иллюстрация.
Рассматривание репродукции картины М. Клодта
«Пушкин у Гоголя».
Беседа: «Чем занимаются герои картины?»
Работа с иллюстрациями: оцените сюжеты
иллюстраций, определите по ним увлечения писателя
Просмотр и обсуждение видео (фото) - «Как мусор
становится седьмым континентом Земли». Беседа:
вредит ли природе «седьмой континент» (мусорное
пятно в Тихом океане).

продление жизни вещей,
повторное использование,
экономия природного материала
(воды, света)

Воображаемая ситуация.
Представим, что
мальчик
порвал брюки.
Предложите способы возможного использования этой
вещи.
Бабушка наварила огромную кастрюлю каши. Никто
уже не хочет ее есть. Предложите способы, чтобы кашу
не выбрасывать.
Работа с иллюстративным материалом: берегут ли
природу жители этой квартиры?

33

Труд крут

1

6.05

Труд – основа жизни человека и
развития общества. Любой труд
имеет цель, результат. Качества
труженика, которые определяют
успешность его трудовой
деятельности: наличие знанийумений, терпение, старательность,
ответственность, аккуратность и
др.

Обсудим: какие таблички-напоминания можно сделать
в доме, чтобы экономно относиться к воде и
электричеству.
Просмотр видео «Ежик – неумейка». Какое качество
ежика помогло ему выбраться из кастрюли?
Просмотр видео «Труд гончара». Беседа: «Легко ли
сделать вазу?»: быстро ли лепится предмет из глины;
почему гончар должен быть внимательным?
Аккуратным? Получится ли красивый предмет, если
спешить, не обращать внимание на неровности,
нарушение пропорций?
Дискуссия: Вспомним Незнайку – героя книги Н.
Носова. Незнайка был таким любознательным! Он
пытался играть на трубе, рисовать, писать стихи, даже
управлять машиной. Почем же у него ничего не
получалось?
Интерактивное задание: соединим иллюстрацию
трудового действия с важным условием его успешного
выполнения. Например, приготовить пирог (знать
рецепт его приготовления); убрать квартиру (уметь

включать пылесос); помочь при порезе пальца (уметь
обрабатывать рану)

34

Урок памяти

1

13.05

Что такое память человека?
Память начинается с семьи,
детства, школы
Что такое память поколений?
Страницы прошлого, которые
нельзя забывать.
Преемственность в трудовой
деятельности: декоративноприкладное искусство народов
России. Трудовые династии.
Качества
россиянина, которые
переходят из поколения в
поколение.

Обсудим вместе: определим значение пословиц и
поговорок о труде: «Нужно наклониться, чтобы из
ручья напиться»; «Была бы охота, заладится всякая
работа», «Поспешишь – людей насмешишь». Обратим
внимание на слова, которые очень важны для работы
(знания, умения, усердие, старание, терпение, желание).
Встреча с выпускниками школы: что они помнят о
своей школьной жизни?
Эвристическая беседа: что может рассказать семейный
альбом?
Рассказы детей о своем семейном древе.
Просмотр видео: вспомним героические страницы
истории России. Назовем историческое событие и его
влияние на жизнь общества и каждого его члена
Беседа: какое чувство объединяло граждан России, когда
Родине грозила опасность?
Ролевая игра на основе воображаемой ситуации:
«мастера игрушки» описывают игрушку: как
называется, для чего предназначена, из чего сделана,
где производится (например, Хохломская, Городецкая,
Дымковская, Филимоновская, матрешка из Сергиева
Посада – по выбору)
Обсуждение значения поговорки: «Умелец да рукоделец
себе и другим радость приносит»
Работа с иллюстрациями Трудовые династии
необычных профессий. Например, Дуровы, Запашные.

35

Будь готов! Ко дню
детских
общественных
организаций

1

20.05

19 мая – День детских
общественных организаций. Что
такое общественная организация?
Чем занимаются общественная
организация (общественное
движение) «Школа безопасности»,
«Зеленая планета»?
Как мы видим наше участие в
общественном движении детей

Русский язык.
Великий и
могучий. 225 со
дня рождения А.
С. Пушкина

1

27.05

Работа с иллюстративным материалом: чем занимаются
общественные организации «Школа безопасности»,
«Зеленая планета».
Интерактивное задание на основе воображаемой
ситуации: если бы мы были членом одной из этих
организаций, чем мы мне хотелось заниматься?

А.С. Пушкин – великий русский
поэт. Детство Саши Пушкина –
влияние бабушки и няни.

Коллективный диалог: составим поздравление с Днем
общественных организаций
Просмотр видео – А.С. Пушкин «Няне». Беседа: «Какие
строки стихотворения говорят об отношении поэта к
своей няне?

Темы сказок поэта, схожие с
народными сказками.

Рассматривание репродукции картины А. Непомнящего
«Детство Пушкина». Разыгрывание сценки:

Народность языка в поэзии А.С.
Пушкина, использование
разговорной речи

Саша: - Еще, нянюшка, еще!

и молодежи?
36

Просмотр видео: поздравление всех школьников с
Днем детских общественных организаций.

Няня: - Поздно, голубчик Александр Сергеевич, спать
пора… Ну да ладно, слушай еще. У моря-лукоморья
стоит дуб, а на том дубу золотые цепи…
Интерактивное задание: соотнести иллюстрацию к
сказке А.С. Пушкина со строчками из текста сказки.
Чтение по ролям отрывков из сказок А.С. Пушкина:
диалог в сказке

СОГЛАСОВАНА

СОГЛАСОВАНА

Протокол заседания

Заместитель директора по НМИР

МС «Внеурочная деятельность»

30 августа 2023 года

МБОУ Ремонтненская гимназия №1
от 30 августа 2023 года №1
_______________

Глушко С.А.

_____________ Задорожняя И.В.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».