1 А Лит.чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное
чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового

чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой,
знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего
роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
• формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня
общего речевого развития;
• осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
• первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
• овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными
предметными результатами по классам;
• овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации
• для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по
литературному чтению раскрывает следующие направления литературного
образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к
предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе учебным планом гимназии на 2024-2025
учебный год выделено 4 часа в неделю, 132 часа в год. Согласно годовому
календарному графику на 2024-2025 учебный год и расписанию занятий на
2024-2025 учебный год на изучение предмета по программе выходит 130
часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Обучение грамоте[1]
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения.
Установление последовательности звуков в слове и определение количества
звуков.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале
небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку и при списывании.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская).
Восприятие текста произведений художественной литературы и устного
народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и
литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и
волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность
событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке.
Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.
Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных
и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные
качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных «Лисица и
тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки К.Д. Ушинский
«Петух и собака», сказки В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие
(по выбору).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения»
(общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль
произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?).

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка
(общее представление на примере не менее шести произведений К. Д.
Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И.
Ермолаева). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков.
Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием
произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг,
дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не
делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый
ножик»,
В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев
«Лучший друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение
поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных
произведений А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой, С. Я.
Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы,
времена года, человек и природа; Родина, природа родного края.
Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм
(практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое
произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к
Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии.
Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (не менее
шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного
творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать,
играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка
– игровой народный фольклор. Загадки – средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы – проявление народной мудрости, средство
воспитания понимания жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по
выбору) – герои произведений. Цель и назначение произведений о
взаимоотношениях человека и животных – воспитание добрых чувств и
бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и
научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его
внешности. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о
животных.

Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И.
Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и
другие.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение
произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере
доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, А. В. Митяева и др.).
Осознание нравственно-этических
понятий:
чувство
любви
как
привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери,
близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л.
Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее
трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в
каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях
окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с
необычными, сказочными, фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо»,
Б.В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по
выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление
о том, что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление,
иллюстрации – элементы ориентировки в книге. Умение использовать
тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
• читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения;
• понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного
текста;
• ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые
фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой,
рассказ, стихотворение (в пределах изученного);

различать и группировать произведения по жанрам (загадки,
пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение,
рассказ);
• анализировать
текст:
определять
тему,
устанавливать
последовательность событий в произведении, характеризовать героя,
давать положительную или отрицательную оценку его поступкам,
задавать вопросы по фактическому содержанию;
• сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно
вызывает.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
• понимать, что текст произведения может быть представлен в
иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм,
спектакль и другие);
• соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из
текста, которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и
пунктуационные нормы;
• участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или
прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы,
высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
• пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на
вопросы, рисунки, предложенный план;
• объяснять своими словами значение изученных понятий;
• описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений,
сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае
необходимости обращаться за помощью к учителю;
• проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой
навык чтения;
• с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении
читательской деятельности.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• проявлять желание работать в парах, небольших группах;
•

•

проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться,
ответственно выполнять свою часть работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
• освоение
опыта человеческих взаимоотношений, признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к

родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
• осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей
художественных
произведений
в
ситуации
нравственного выбора;
• выражение
своего видения мира, индивидуальной позиции
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
• проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
• приобретение
эстетического
опыта
слушания,
чтения
и
эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
• понимание
образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
• бережное
отношение
к
природе,
осознание
проблем
взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
• овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;

•

потребность в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной
школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия:
базовые логические действия:
• сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
• объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
• определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
• находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
• выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
• устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
• определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
• сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
• выбирать источник получения информации;
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки;
• соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
• готовить небольшие публичные выступления;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
•

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
• формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
• выполнять
совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
1 КЛАСС
• понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения
в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности
чтения для личного развития, находить в художественных
произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта
разных народов;
• владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение
целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без
пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и
небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в
минуту (без отметочного оценивания);
• читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;
• различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;

•

•
•

•

•

•
•
•
•
•

•

различать и называть отдельные жанры фольклора (устного
народного творчества) и художественной литературы (загадки,
пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные),
рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения:
отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть
элементарными
умениями
анализа
текста
прослушанного/прочитанного
произведения:
определять
последовательность событий в произведении, характеризовать
поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять
значение незнакомого слова с использованием словаря;
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения,
использовать в беседе изученные литературные понятия (автор,
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения),
подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением
последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые
слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3
предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не
менее 3 предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению,
иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с
учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной
книге по предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Раздел 1. Обучение грамоте
1.1

Развитие речи

4

1.2

Фонетика

4

1.3

Чтение

72

Итого по разделу

80

Раздел 2. Систематический курс

2.1

Сказка народная
(фольклорная) и
литературная
(авторская)

6

2.2

Произведения о
детях и для детей

9

2.3

Произведения о
родной природе

6

2.4

Устное народное
творчество —
малые
фольклорные
жанры

4

2.5

Произведения о
братьях наших
меньших

7

2.6

Произведения о
маме

3

2.7

Фольклорные и
авторские
произведения о
чудесах и
фантазии

4

2.8

Библиографическа
я культура (работа
с детской книгой)

1

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Итого по разделу

40

Резервное время

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

130

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество
часов
№
п/
п

Тема урока
Всего

Конт
роль
ные
работ
ы

Дата
изучения

1

Выделение предложения из
речевогопотока. Устная и
письменная речь

1

02.09.2024

2

Моделирование состава
предложения.Предложение и
слово

1

03.09.2024

3

Составление рассказов по
сюжетнымкартинкам.
Предложение и слово

1

04.09.2024

4

Слово и слог.

1

05.09.2024

5

Выделение первого звука в
слове.Выделение гласных звуков в
слове.Гласные и согласные звуки

1

09.09.2024

6

Проведение звукового анализа
слова.Выделение гласных звуков
в слове

1

10.09.2024

7

Сравнение звуков по твёрдостимягкости. Гласные и согласные
звуки. Участие в диалоге

1

11.09.2024

8

Как образуется слог.

1

12.09.2024

9

Слог. Литературное слушание
сказок.

1

16.09.2024

10

Составление рассказов по
сюжетнымкартинкам.

1

17.09.2024

11

Слог.

1

18.09.2024

Электронн
ые
цифровые
образовател
ьные
ресурсы

12

Литературное слушание сказок.

1

19.09.2024

13

Слово и слог.

1

23.09.2024

14

Составление рассказов по
сюжетнымкартинкам.

1

24.09.2024

15

Литературное слушание сказок.

1

25.09.2024

16

Знакомство со строчной и
заглавнойбуквами А, а

1

26.09.2024

17

Строчная и заглавная буква А,а.

1

30.09.2024

18

Знакомство со строчной и
заглавной буквами О, о. Звук [о].
Функция буквыО, о в слогеслиянии

1

01.10.2024

19

Строчная и заглавная буквы О,о.

1

02.10.2024

20

Проведение звукового анализа
слов с буквами И, и. Звук [и].
Буквы И, и, их функция в слогеслиянии

1

03.10.2024

21

Строчная и заглавная буквы И,и.

1

07.10.2024

22

Знакомство со строчной буквой
ы.Звук [ы]. Буква ы, её функция в
слоге-слиянии

1

08.10.2024

23

Знакомство со строчной и
заглавной буквами У, у.
Проведение звукового анализа
слов с буквами У, у. Звук [у].
Буквы У, у, их функция в слогеслиянии

1

09.10.2024

24

Строчная и заглавная буквы У,у.

1

10.10.2024

25

Строчная и заглавная буквы У,у.

1

14.10.2024

26

Знакомство со строчной и
заглавнойбуквами Н, н.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Н, н. Звуки [н],
[н’]

1

15.10.2024

27

Строчная и заглавная буквы Н,н.

1

16.10.2024

28

Строчная и заглавная буква Н,н.

1

17.10.2024

29

Знакомство со строчной и
заглавной буквами С, с.
Проведение звукового анализа
слов с буквами С, с. Звуки [с],[с’]

1

21.10.2024

30

Знакомство со строчной и
заглавной буквами К, к.
Проведение звукового анализа
слов с буквами К, к. Звуки [к],[к’]

1

22.10.2024

31

Строчная и заглавная буквы К,к.

1

23.10.2024

32

Знакомство со строчной и
заглавной буквами
Т,
т.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Т, т.Согласные
звуки [т], [т’]

1

24.10.2024

33

Строчная и заглавная буквы Т,т.

1

05.11.2024

34

Знакомство со строчной и
заглавной буквами
Л,
л.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Л, л.Согласные
звуки [л], [л’]

1

06.11.2024

35

Знакомство со строчной и
заглавной буквами
Р,
р.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Р, р.Согласные
звуки [р], [р’]

1

07.11.2024

36

Строчная и заглавная Р,р.

1

11.11.2024

37

Строчная и заглавная буквы Р,р.

1

12.11.2024

38

Знакомство со строчной и
заглавной буквами В, в.
Проведение звуковогоанализа
слов с буквами В, в.Согласные
звуки [в], [в’]

1

13.11.2024

39

Строчная и заглавная буквы В,в.

1

14.11.2024

40

Знакомство со строчной и
заглавной буквами
Е,
е.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Е, е. Звуки[й’э],
[’э]

1

18.11.2024

41

Строчная и заглавная буквы Е,е.

1

19.11.2024

42

Знакомство со строчной и
заглавной буквами
П,
п.
Проведение звукового анализа
слов с буквами П, п.Согласные
звуки [п], [п’]

1

20.11.2024

43

Строчная и заглавная буквы П,п.

1

21.11.2024

44

Знакомство со строчной и заглавной
буквами М, м. Согласные звуки [м],
[м’]

1

25.11.2024

45

Проведение звукового анализа
слов с буквами М, м. Закрепление
сведений обукве М. Обобщение
изученного о буквах и звуках

1

26.11.2024

46

Знакомство со строчной и
заглавнойбуквами З, з. Звуки [з],
[з’]

1

27.11.2024

47

Знакомство со строчной и
заглавной буквами
Б,
б.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Б, б.Согласные
звуки [б], [б’]

1

28.11.2024

48

Закрепление знаний о буквах Б, б.
Сопоставление звуков [б] - [п].

1

02.12.2024

49

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Д, д. Согласные
звуки [д], [д’]

1

03.12.2024

50

Проведение звукового анализа
слов сбуквами Д, д.
Сопоставление звуков [д] - [т]

1

04.12.2024

51

Сопоставление звуков д-т.

1

05.12.2024

52

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Я, я. Звуки [й’а], [’а].
Двойнаяроль букв Я, я

1

09.12.2024

53

Строчная и заглавная буква Я,я.

1

10.12.2024

54

Знакомство со строчной и
заглавной буквами
Г,
г.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Г, г.Согласные
звуки [г], [г’]

1

11.12.2024

55

Повторение правил обозначения
буквами гласных звуков после
мягкихи твёрдых согласных
звуков

1

12.12.2024

56

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ч, ч. Звук [ч’].
Правописание сочетаний ЧА — ЧУ

1

16.12.2024

57

Проведение звукового анализа
слов сбуквами Ч, ч

1

17.12.2024

58

Знакомство с буквой ь.
Различениефункций буквы ь

1

18.12.2024

59

Различие функций буквы ь.

1

19.12.2024

1

23.12.2024

1

24.12.2024

60

61

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Ш, ш.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Ш, ш. Звук [ш]
Слушание русских народных
сказок.

62

Знакомство со строчной и
заглавнойбуквами Ж, ж

1

25.12.2024

63

Проведение звукового анализа
слов сбуквами Ж, ж. Сочетания
ЖИ — ШИ

1

26.12.2024

64

Знакомство со строчной и
заглавной буквами
Ё,
ё.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Ё, ё. Звуки[й’о],
[’о]

1

28.12.2024

65

Проведение звукового анализа
слов сбуквами Ё, ё. Звуки [й,о],
[о].

1

13.01.2025

66

Знакомство со строчной и
заглавнойбуквами Й, й.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Й, й

1

14.01.2025

67

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Х, х

1

15.01.2025

68

Проведение звукового анализа
слов сбуквами Х, х

1

16.01.2025

69

Отработка навыка чтения.
Д.Хармс"Удивительная
кошка", Я.Аким "Первый
снег", А.Стройло "Игра в
слова".

1

20.01.2025

70

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Ю, ю.
Проведение звуковогоанализа
слов с буквами Ю, ю. Звуки [й’у],

1

21.01.2025

[’у]

71

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Ц, ц.
Проведение звуковогоанализа
слов с буквами Ц, ц.Согласный
звук [ц]

1

22.01.2025

72

Как человек научился читать.

1

23.01.2025

73

Знакомство со строчной и
заглавной буквами
Э,
э.
Проведение звукового анализа
слов с буквами Э, э. Звук [э]

1

27.01.2025

74

Отработка навыка чтения.
Чтениерассказов.

1

28.01.2025

75

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Щ, щ.
Проведение звуковогоанализа
слов с буквами Щ, щ. Звук [щ’].
Сочетания ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

1

29.01.2025

76

Закрепление знаний о буквах Щ,
щ извуке [щ’].

1

30.01.2025

77

Знакомство со строчной и
заглавнойбуквами Ф, ф

1

03.02.2025

78

Строчная и заглавная буква Ф,ф.

1

04.02.2025

79

Знакомство с особенностями
буквы ъ. Буквы Ь и Ъ

1

05.02.2025

80

Отработка техники чтения.
Л.Н.Толстой "Три калача и одна
баранка", К.Льдов "Господин
учительЖук".

1

06.02.2025

81

Ю.Коваль "Метели
летели", И.Суриков
"Зима".

1

10.02.2025

82

С.Я.Маршак "Ты эти буквы
заучи", В.Берестов
"Читалочка".

1

11.02.2025

83

К.Ушинский "Наше Отечество",
В.Крупин "Первоучители
словенские", "Первый букварь".

1

12.02.2025

84

Слушание литературных
сказокА.С.Пушкина.

1

13.02.2025

85

Чтение небольших

1

24.02.2025

произведенийЛ.Н.Толстого.
86

Чтение небольших
произведений
К.Д.Ушинского.

1

25.02.2025

87

Слушание литературных
сказокК.И.Чуковского.

1

26.02.2025

1

27.02.2025

1

03.03.2025

88
89

Чтение произведений о
животныхВ.В.Бианки.
С.Я.Маршак "Угомон", "Дважды
два".

90

М.М.Пришвин "Предмайское
утро", "Глоток молока".

1

04.03.2025

91

А.Л.Барто "Помощница",
"Игра вслова", С.В.Михалков
"Котята".

1

05.03.2025

92

Б.В.Заходер "Два и три",
В.Д.Берестов "Пёсья песня",
"Прощание с другом".

1

06.03.2025

93

Ориентировка в книге:
Обложка,оглавление,
иллюстрации

1

10.03.2025

94

Реальность и волшебство в сказке.
И. Токмакова «Аля, Кляксич и
буква «А»

1

11.03.2025

95

Г.В.Сапгир "Пр медведя".

1

12.03.2025

96

И.Гамазкова " Кто как
кричит", "Живая азбука".

1

13.03.2025

97

С.Я.Маршак "Автобус номер
двадцать шесть".

1

17.03.2025

98

Поговорим о самом
главном.С.Чёрный
"Живая азбука".

1

18.03.2025

99

Сказки, загадки, небылицы.

1

19.03.2025

100

Русские народные сказки
"КурочкаРяба", "Гуси лебеди".

1

20.03.2025

101

Е.И. Чарушин "Теремок".

1

31.03.2025

102

Народная фольклорная
сказка"Рукавичка".

1

01.04.2025

103

Русская народная сказка
"Петух исобака".

1

02.04.2025

104

Загадка - средство воспитания
живости ума, сообразительности.

1

03.04.2025

105

Небылицы, считалки, потешки.

1

07.04.2025

106

Английские народные
песенки инебылицы.

1

08.04.2025

107

Поговорим о самом главном.
К.Д.Ушинский "Гусь и
журавль",Л.Н.Толстой
"Белка и волк".

1

09.04.2025

108

А.Н.Майков "Ласточка
примчалась", "Подснежник цветок", А.Н.Плещеев "Травка
зеленеет", Т.М.Белозёров
"Подснежники".

1

10.04.2025

109

С.Я.Маршак "Апрель",
И.П.Токмакова"Ручей", "Весна",
Е.Ф.Трутнева "Голубые, синие"

1

14.04.2025

110

М.В.Тахистова
"Проталинки".Поговорим
о самом главном.

1

15.04.2025

111

И.П.Токмакова "Мы играли в
хохотушки", И.М.Пивоварова
"Кулинаки - пулинаки".

1

16.04.2025

112

Г.М.Кружков "Ррры",
К.И.Чуковский "Федотка".

1

17.04.2025

113

К.И.Чуковский "Телефон".

1

21.04.2025

114

Н.М.Артюхова "Саша - дразнилка"

1

22.04.2025

115

Поговорим о самом
главном. Произведения
К.Д.Ушинского

1

23.04.2025

116

М.С.Пляцковский "Помощник"

1

24.04.2025

117

Ю.И.Ермолаев "Лучший
друг",Е.А.Благинина
"Подарок"

1

28.04.2025

118

В.Н.Орлов "Кто кого",
С.В.Михалков "Бараны"

1

29.04.2025

119

Р.С.Сеф "Совет", В.Н.Орлов "Если
дружбой дорожить",
И.М.Пивоварова "Вежливый ослик"

1

30.04.2025

120

С.Я.Маршак "Хороший
день",Ю.С.Энтин "Песня

1

05.05.2025

о маме"
121

М.С.Пляцковский "Сердитый
догБульдог"

1

06.05.2025

122

Поговорим о самом главном.
Какхорошо уметь читать.

1

07.05.2025

123

С.В.Михалков "Трезор", Р.С.Сеф
"Кто любит собак", И.П.Токмакова
"Купитесобаку"

1

12.05.2025

124

Н.И.Сладков "Лисица и ёж"

1

13.05.2025

125

В.А.Осеева "Плохо"

1

14.05.2025

126

Сравнение художественных и
научно -познавательных текстов:
описаниегероя - животного.

1

15.05.2025

127

М.С.Пляцковский "Цап Царапыч",
Г.В.Сапгир "Кошка"

1

19.05.2025

128

В.Д.Берестов "Лягушата"

1

20.05.2025

129

Поговорим о самом
главном.С.Т.Аксаков
"Гнездо"

1

21.05.2025

1

22.05.2025

Как хорошо уметь читать.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

130

130

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Климанова
Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru
https://education.yandex.ru/main
https://interneturok.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/teachers/lk/main


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».