Пояснительная записка
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Экономике»
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения. Объектами
изучения здесь выступают экономическая система в целом, государственная экономика, познание,
экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все
означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с
другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки,
умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей
по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во
всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в
создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не
только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы
понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая
наука.
Определение предмета экономической теории или «экономики» как научной дисциплины
претерпело в ходе исторического развития значительные изменения. Освоение нового
содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии,
литературы и др.
Главная цель состоит в освоение системы знаний об экономической и иных видах
деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина. Данные знания и умения необходимы для последующего изучения
социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы,
которые определяют задачи обучения:
1) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора
будущей профессии с опорой на экономические знания;
2) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;
3) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим
проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
4) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
5) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и
государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах
деятельности;
6) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных
видов экономической деятельности на окружающую среду.
7) способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
8) сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом
рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения,
принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
9) понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
10) способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками
и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение курса
обществознания в 11 классе отведено 1 ч в неделю (всего 34 ч). Особое внимание уделяется урокампрактикумам, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои
познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенные знания. Учебным
планом гимназии на 2022-2023 учебный год на изучение истории в 11 классе выделено 1 час в
неделю, 34 часа за год.
В 11 классе – 34 учебных недели.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов за год– 33 часов.
Количество часов в 2022-2023 учебном году согласно годового календарного учебного
графика и расписания занятий на 2022-2023 учебный год – 34 (24.02 – праздничный день) из них
1 час согласно ГКУГ (2.09)
Программа
комплекта:
ориентирована
Основная литература
Примерная программа
Дополнительная литература
для учителя
Дополнительная литература
для учащихся
на
использование
следующего
учебно-методического
Экономика. Учебник / Королева Г. Э., Бурмистрова Т.
В.
Рабочая программа. Экономика. 10–11 класс. УМК
Королевой Г. Э.
1. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в
экономику».
М.:
Вита-Пресс,
1999.
2. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. - М.:
Вита-Пресс,
1998-2006.
3. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в
школе. Кн. 2. - М.: Вита-Пресс, 1999-2006
4. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике. № 1-4. М.:
Вита-Пресс,
2002-2006.
1.
Экономика:
Учебник
для
10-11
классов
общеобразовательных учреждений (базовый уровень) /
Алексей Киреев. – 3 –е изд., исправл. - М.: Вита-Пресс,
2008.
–
256
с.
2. Экономика в графиках: Учебное пособие для 10-11
кл. общеобр.учрежд./Алексей Киреев. – М.: ВитаПресс,2010.96
с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- личные мотивы для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с
опорой
на
экономические
знания;
- умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и
принимать
ответственность
за
свои
решения
для
себя
и
окружающих;
- умение оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным
аспектам
социально-экономической
политики
государства;
- возможности для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
- представления о сознательном, активном и ответственном поведения в экономической сфере;
знания
прав
и
обязанностей
в
сфере
управления
личными
финансами.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать
высказывания
и
суждения
других;
- проводить презентации, делать доклады, участвовать в дискуссиях, аргументировано излагать свою
точку
зрения,
уметь
разрешать
конфликты.
Регулятивные:
-планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в
достижении
цели,
составлять
бюджеты,
бизнес-планы
и
т.
п.;
- находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать
конкретными
примерами
теоретические
выкладки
и
экономические
законы;
- ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Познавательные:
- пользоваться системными экономическими знаниями, включая современные научные методы
познания;
создавать
презентации,
делать
доклады,
писать
рефераты,
эссе;
- навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной
направленности
на
основе
базовых
экономических
знаний;
- определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в
предлагаемых
финансовых
продуктах,
оценивать
последствия
их
использования.
Содержание модулей учебного предмета
Содержание
Модуль 1:Экономика и человек
Что изучает экономика. Проблема
выбора. Экономическая система.
Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Конкуренция и ее виды.
Предметные результаты
Ученик
научится:
–
определять
границы
применимости
методов
экономической
теории;
– анализировать проблему альтернативной стоимости;
– объяснять проблему ограниченности экономических
ресурсов;
–
представлять
в
виде
инфографики
кривую
производственных возможностей и характеризовать ее;
– иллюстрировать примерами факторы производства;
–
характеризовать
типы
экономических
систем;
– различать абсолютные и сравнительные преимущества в
издержках
производства.
Ученик
получит
возможность
научиться:
– критически осмысливать актуальную экономическую
информацию, поступающую из разных источников, и
формулировать на этой основе собственные заключения и
оценочные
суждения;
– анализировать события общественной и политической
жизни с экономической точки зрения, используя различные
источники
информации;
– владеть приемами работы с аналитической экономической
информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей с
экономической
точки
зрения;
– использовать приобретенные знания для решения
практических задач, основанных на ситуациях, связанных с
описанием
состояния
российской
экономики.
Модуль 2:Экономика семьи и фирмы
Формы
организации
бизнеса. Ученик
научится:
Экономика
фирмы.
Источники – анализировать структуру бюджета собственной семьи;
финансирования фирмы.
Рынок –
строить
личный
финансовый
план;
труда. Семейный бюджет.
– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки
зрения
продавцов
и
покупателей;
– принимать рациональные решения в условиях
относительной ограниченности доступных ресурсов;
– анализировать собственное потребительское поведение;
– определять роль кредита в современной экономике;
– применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в
реальной
жизни;
– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики
законы
спроса
и
предложения;
– определять значимость и классифицировать условия,
влияющие
на
спрос
и
предложение.
Ученик
получит
возможность
научиться:
– применять теоретические знания по микроэкономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
– понимать необходимость соблюдения предписаний,
предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и
др.;
– оценивать происходящие события и поведение людей с
экономической
точки
зрения;
– сопоставлять свои потребности и возможности,
оптимально распределять свои материальные и трудовые
ресурсы,
составлять
личный
финансовый
план;
– рационально и экономно обращаться с деньгами в
повседневной
жизни;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной
познавательной деятельности творческого и поисковоисследовательского
характера;
– решать с опорой на полученные знания практические
задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения
типичных экономических ролей: в качестве потребителя,
члена
семьи
и
гражданина;
– моделировать и рассчитывать проект индивидуального
бизнес-плана.
Модуль 3:Экономический кругооборот
Предмет макроэкономики. ВВП. Ученик
научится:
Экономический
рост. сравнивать
виды
ценных
бумаг;
Экономические циклы. Денежное –
анализировать
страховые
услуги;
обращение. Инфляция. Банковская – определять практическое назначение основных функций
система.
менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
–
приводить
примеры
эффективной
рекламы;
–
разрабатывать
бизнес-план;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной
конкуренцией;
– называть цели антимонопольной политики государства;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов
дохода;
–
приводить
примеры
факторов,
влияющих
на
производительность
труда.
Ученик
получит
возможность
научиться:
– объективно оценивать и анализировать экономическую
информацию по макроэкономике, критически относиться к
псевдонаучной
информации;
– владеть способностью анализировать денежно-кредитную
и
налогово-бюджетную
политику,
используемую
государством для стабилизации экономики и поддержания
устойчивого
экономического
роста;
– использовать нормативные правовые документы при
выполнении
учебно-исследовательских
проектов,
нацеленных
на
решение
разнообразных
макроэкономических
задач;
– анализировать события общественной и политической
жизни разных стран с экономической точки зрения,
используя
различные
источники
информации;
– осознавать значение теоретических знаний по
макроэкономике для практической деятельности и
повседневной
жизни;
– оценивать происходящие мировые события и поведение
людей
с
экономической
точки
зрения;
– использовать приобретенные знания для решения
практических задач, основанных на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской и других экономик;
– анализировать динамику основных макроэкономических
показателей и современной ситуации в экономике России.
Модуль 4:Государство и экономика
Роль государства в экономике. Ученик
научится:
Налоги.
Безработица. - объяснять назначение международной торговли;
Международная торговля.
– анализировать систему регулирования внешней торговли
на
государственном
уровне;
–
различать
экспорт
и
импорт;
– объяснять на примерах различные роли государства в
рыночной
экономике;
– характеризовать доходную и расходную части
государственного
бюджета;
– определять основные виды налогов для различных
субъектов
и
экономических
моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических
проблем;
–
различать
виды
безработицы;
- находить в реальных условиях причины и последствия
безработицы.
Ученик
получит
возможность
научиться:
– решать с опорой на полученные знания практические
задачи, отражающие типичные макроэкономические
ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения
типичных экономических ролей: в качестве гражданина и
налогоплательщика;
– отделять основную экономическую информацию по
макроэкономике от второстепенной, критически оценивать
достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных
источников;
– аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социальноэкономической политики государства.
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Темы /содержательные линии
Валовый
национальный
продукт
Валовый внутренний продукт
Исчисление ВВП
Национальный доход
Располагаемый личный доход
Номинальный и реальный ВВП
Доход, потребление и
сбережение*
Функция
З
потребления
Сбережения и инвестиции*
Мультипликатор
11. Равновесие на рынке
12. Процентная ставка
13. Общее равновесие
Мониторинг
достижений
учащихся
Дата
план.
6.09
13.09
20.09
27.09
4.09
11.10
18.10
25.10
8.11
15.11
22.11
29.11
6.12
Факт.