Экономика 11

Пояснительная записка
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Экономике»
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения. Объектами
изучения здесь выступают экономическая система в целом, государственная экономика, познание,
экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все
означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с
другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки,
умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей
по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во
всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в
создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не
только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы
понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая
наука.
Определение предмета экономической теории или «экономики» как научной дисциплины
претерпело в ходе исторического развития значительные изменения. Освоение нового
содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии,
литературы и др.
Главная цель состоит в освоение системы знаний об экономической и иных видах
деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина. Данные знания и умения необходимы для последующего изучения
социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы,
которые определяют задачи обучения:
1) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора
будущей профессии с опорой на экономические знания;
2) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;
3) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим
проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
4) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
5) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и
государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах
деятельности;
6) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных
видов экономической деятельности на окружающую среду.
7) способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
8) сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом
рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения,
принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
9) понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
10) способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками
и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение курса
обществознания в 11 классе отведено 1 ч в неделю (всего 34 ч). Особое внимание уделяется урокампрактикумам, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои
познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенные знания. Учебным
планом гимназии на 2022-2023 учебный год на изучение истории в 11 классе выделено 1 час в
неделю, 34 часа за год.
В 11 классе – 34 учебных недели.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов за год– 33 часов.
Количество часов в 2022-2023 учебном году согласно годового календарного учебного
графика и расписания занятий на 2022-2023 учебный год – 34 (24.02 – праздничный день) из них
1 час согласно ГКУГ (2.09)
Программа
комплекта:

ориентирована

Основная литература
Примерная программа
Дополнительная литература
для учителя

Дополнительная литература
для учащихся

на

использование

следующего

учебно-методического

Экономика. Учебник / Королева Г. Э., Бурмистрова Т.
В.
Рабочая программа. Экономика. 10–11 класс. УМК
Королевой Г. Э.
1. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в
экономику».
М.:
Вита-Пресс,
1999.
2. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. - М.:
Вита-Пресс,
1998-2006.
3. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в
школе. Кн. 2. - М.: Вита-Пресс, 1999-2006
4. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике. № 1-4. М.:
Вита-Пресс,
2002-2006.
1.
Экономика:
Учебник
для
10-11
классов
общеобразовательных учреждений (базовый уровень) /
Алексей Киреев. – 3 –е изд., исправл. - М.: Вита-Пресс,
2008.
–
256
с.
2. Экономика в графиках: Учебное пособие для 10-11
кл. общеобр.учрежд./Алексей Киреев. – М.: ВитаПресс,2010.96
с.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- личные мотивы для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с
опорой
на
экономические
знания;
- умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и
принимать
ответственность
за
свои
решения
для
себя
и
окружающих;
- умение оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным

аспектам
социально-экономической
политики
государства;
- возможности для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
- представления о сознательном, активном и ответственном поведения в экономической сфере;
знания
прав
и
обязанностей
в
сфере
управления
личными
финансами.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать
высказывания
и
суждения
других;
- проводить презентации, делать доклады, участвовать в дискуссиях, аргументировано излагать свою
точку
зрения,
уметь
разрешать
конфликты.
Регулятивные:
-планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в
достижении
цели,
составлять
бюджеты,
бизнес-планы
и
т.
п.;
- находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать
конкретными
примерами
теоретические
выкладки
и
экономические
законы;
- ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Познавательные:
- пользоваться системными экономическими знаниями, включая современные научные методы
познания;
создавать
презентации,
делать
доклады,
писать
рефераты,
эссе;
- навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной
направленности
на
основе
базовых
экономических
знаний;
- определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в
предлагаемых
финансовых
продуктах,
оценивать
последствия
их
использования.
Содержание модулей учебного предмета
Содержание
Модуль 1:Экономика и человек
Что изучает экономика. Проблема
выбора. Экономическая система.
Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Конкуренция и ее виды.

Предметные результаты
Ученик
научится:
–
определять
границы
применимости
методов
экономической
теории;
– анализировать проблему альтернативной стоимости;
– объяснять проблему ограниченности экономических
ресурсов;
–
представлять
в
виде
инфографики
кривую
производственных возможностей и характеризовать ее;
– иллюстрировать примерами факторы производства;
–
характеризовать
типы
экономических
систем;
– различать абсолютные и сравнительные преимущества в
издержках
производства.
Ученик
получит
возможность
научиться:
– критически осмысливать актуальную экономическую
информацию, поступающую из разных источников, и
формулировать на этой основе собственные заключения и

оценочные
суждения;
– анализировать события общественной и политической
жизни с экономической точки зрения, используя различные
источники
информации;
– владеть приемами работы с аналитической экономической
информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей с
экономической
точки
зрения;
– использовать приобретенные знания для решения
практических задач, основанных на ситуациях, связанных с
описанием
состояния
российской
экономики.
Модуль 2:Экономика семьи и фирмы
Формы
организации
бизнеса. Ученик
научится:
Экономика
фирмы.
Источники – анализировать структуру бюджета собственной семьи;
финансирования фирмы.
Рынок –
строить
личный
финансовый
план;
труда. Семейный бюджет.
– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки
зрения
продавцов
и
покупателей;
– принимать рациональные решения в условиях
относительной ограниченности доступных ресурсов;
– анализировать собственное потребительское поведение;
– определять роль кредита в современной экономике;
– применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в
реальной
жизни;
– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики
законы
спроса
и
предложения;
– определять значимость и классифицировать условия,
влияющие
на
спрос
и
предложение.
Ученик
получит
возможность
научиться:
– применять теоретические знания по микроэкономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
– понимать необходимость соблюдения предписаний,
предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и
др.;
– оценивать происходящие события и поведение людей с
экономической
точки
зрения;
– сопоставлять свои потребности и возможности,
оптимально распределять свои материальные и трудовые
ресурсы,
составлять
личный
финансовый
план;
– рационально и экономно обращаться с деньгами в
повседневной
жизни;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной
познавательной деятельности творческого и поисковоисследовательского
характера;
– решать с опорой на полученные знания практические
задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения
типичных экономических ролей: в качестве потребителя,
члена
семьи
и
гражданина;
– моделировать и рассчитывать проект индивидуального
бизнес-плана.

Модуль 3:Экономический кругооборот
Предмет макроэкономики. ВВП. Ученик
научится:
Экономический
рост. сравнивать
виды
ценных
бумаг;
Экономические циклы. Денежное –
анализировать
страховые
услуги;
обращение. Инфляция. Банковская – определять практическое назначение основных функций
система.
менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
–
приводить
примеры
эффективной
рекламы;
–
разрабатывать
бизнес-план;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной
конкуренцией;
– называть цели антимонопольной политики государства;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов
дохода;
–
приводить
примеры
факторов,
влияющих
на
производительность
труда.
Ученик
получит
возможность
научиться:
– объективно оценивать и анализировать экономическую
информацию по макроэкономике, критически относиться к
псевдонаучной
информации;
– владеть способностью анализировать денежно-кредитную
и
налогово-бюджетную
политику,
используемую
государством для стабилизации экономики и поддержания
устойчивого
экономического
роста;
– использовать нормативные правовые документы при
выполнении
учебно-исследовательских
проектов,
нацеленных
на
решение
разнообразных
макроэкономических
задач;
– анализировать события общественной и политической
жизни разных стран с экономической точки зрения,
используя
различные
источники
информации;
– осознавать значение теоретических знаний по
макроэкономике для практической деятельности и
повседневной
жизни;
– оценивать происходящие мировые события и поведение
людей
с
экономической
точки
зрения;
– использовать приобретенные знания для решения
практических задач, основанных на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской и других экономик;
– анализировать динамику основных макроэкономических
показателей и современной ситуации в экономике России.
Модуль 4:Государство и экономика
Роль государства в экономике. Ученик
научится:
Налоги.
Безработица. - объяснять назначение международной торговли;
Международная торговля.
– анализировать систему регулирования внешней торговли
на
государственном
уровне;
–
различать
экспорт
и
импорт;
– объяснять на примерах различные роли государства в
рыночной
экономике;
– характеризовать доходную и расходную части

государственного
бюджета;
– определять основные виды налогов для различных
субъектов
и
экономических
моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических
проблем;
–
различать
виды
безработицы;
- находить в реальных условиях причины и последствия
безработицы.
Ученик
получит
возможность
научиться:
– решать с опорой на полученные знания практические
задачи, отражающие типичные макроэкономические
ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения
типичных экономических ролей: в качестве гражданина и
налогоплательщика;
– отделять основную экономическую информацию по
макроэкономике от второстепенной, критически оценивать
достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных
источников;
– аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социальноэкономической политики государства.

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Темы /содержательные линии

Валовый
национальный
продукт
Валовый внутренний продукт
Исчисление ВВП
Национальный доход
Располагаемый личный доход
Номинальный и реальный ВВП
Доход, потребление и
сбережение*
Функция
З
потребления
Сбережения и инвестиции*
Мультипликатор

11. Равновесие на рынке
12. Процентная ставка
13. Общее равновесие

Мониторинг
достижений
учащихся

Дата
план.
6.09
13.09
20.09
27.09
4.09
11.10
18.10
25.10
8.11
15.11
22.11
29.11
6.12

Факт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».