ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России»
разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской
Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки
от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся
начальных классов
общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса;
автор- составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г.
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа,
программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в
практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать
одну из главных задач государственной политики в сфере образования –
сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных
организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности»
артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего
образования, таки в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой
указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может
рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной
организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим
поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного
мира.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Орлята
России», представленные по годам обучения. Также они включают отдельные
результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий
и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю.
Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс – 34 учебных
недели в год).
Согласно ГКУГ МБОУ Ремонтненской гимназии №1 на 2024-2025 учебный
год, согласно расписанию занятий по программе на изучение курса отводится 32
часа.
Основные направления воспитательной деятельности
Направления
воспитания
Гражданское
Патриотическое
Духовнонравственное
Целевые ориентиры
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе.
Понимающий
значение
гражданских
символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную
оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям.
Понимающий
необходимость
нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий человека,
проявляющий
готовность
к
самоограничению
своих
потребностей.
Эстетическое
Физическое
Трудовое
Экологическое
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания.
Сознающий
нравственную
и
эстетическую
ценность
литературы, родного языка, русского языка, проявляющий
интерес к чтению.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в
обществе.
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего
народа, отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, искусстве, творчестве людей.
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для
себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Ориентированный
на
физическое
развитие,
занятия
физкультурой и спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учетом возраста.
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи,
народа, общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное
отношение к результатам своего труда и других людей,
прошлых поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах
доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Понимающий ценность природы, окружающей среды,
зависимость жизни людей от природы.
Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе
собственного поведения, на состояние природы, окружающей
среды.
Познавательное
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки
охраны природы, окружающей среды и действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных
и социальных объектах как компонентах единого мира,
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира
живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной
картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Обладающий первоначальными навыками исследовательской
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков
(траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить
качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и
«гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён
сущностный нравственный идеал «Орленок России». Цикличность курса, где
даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку,
опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и
попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Название
трека
Трек
«Орлёнок –
Лидер»
Содержание учебного курса
Формы
организации
занятий
Виды
деятельности
Ценности,
значимые
качества
трека:
дружба,
команда Символ трека –
конструктор
«Лидер».
В
процессе реализации данного
трека дети приобретают опыт
совместной деятельности, что
Игра-испытание.
Динамические
паузы.
Практикум
«Пробую себя в
роли
лидера».
Работа по ЧТП
Познавательн
ая,
игровая,
досуговоразвлекательн
ая,
проблемноценностное
Трек
«Орлёнок –
Эрудит»
является
необходимым
в Веревочный
общение
начале учебного года. Педагог курс
может
увидеть
уровень «Лидер»
сплочѐнности
классного
коллектива,
сформировать
детские микрогруппы для
приобретения и осуществления
опыта
совместной
деятельности и чередования
творческих поручений. «Лидер
– это …» Введение в тему,
мотивация,
целеполагание.
Знакомство
с
понятием
«Лидер»: лексическая работа –
значение нового слова. От
учителя звучит вопрос детям:
кто со мной хочет в команду?
Учимся работать в команде –
игра испытание для команды
учитель объясняет задание,
учит детей слушать друг друга,
показывает, как правильно
такие задания выполнять, даѐт
ребятам подсказки, что нужно
сделать
при
выполнении
задания: построиться по росту,
сыграть в игру «мяч по кругу»
(мяч,
имя,
слово
«Привет!»),«молекула», «имя
хором» и др.
и
Ценности,
значимые Командные
качества
трека:
познание интеллектуальн
Символ трека – Конверт- ые игры, «Кейс
копилка Трек «Орлѐнок – интеллектуальн
игра
Эрудит» занимает первый ых,
Познавательн
месяц
второй
четверти, «Всезнайки»
ая, игровая
которая отличается наличием Создание
различных
олимпиад, «конвертаинтеллектуальных конкурсов, копилки
конференций и т.п. – в этот «Эрудит», игра
период дети знакомятся с «Хочу
всё
Трек
«Орлёнок –
Мастер»
Трек
«Орлёнок –
Доброволец»
разными способами получения
информации, что необходимо
для их успешной деятельности,
в том числе познавательной.
Именно
в
этот
период
учебного
года
у
детей
отмечается высокая мотивация
и интерес к учѐбе.
Ценности,
значимые
качества
трека:
познание
Символ трека – шкатулка
Мастера. В рамках данного
трека дети знакомятся с
пониманием того, что можно
быть мастерами в разных
сферах деятельности, в разных
профессиях. Сроки реализации
трека «Орлѐнок- Мастер»
поделены на два временных
промежутка: во время первой
части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт
или представление, вторая
часть трека определена для
знакомства
с
лучшими
мастерами своего дела (на
уровне региона или страны).
Ценности,
значимые
качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека
– круг Добра Тематика
данного
трека
актуальна
круглый год. Проведение трека
в данный временной период
можно рассматривать, как
эмоциональный
пик
всей
Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение
добра,
взаимопонимания,
удовлетворѐнности не только в
рамках трека, но и в обычной
знать»
Познавательн
ая,
игровая,
Создание идеи досуговосвоего
дела. развлекательн
Тренинг
«Мы ая,
мастера».
художественн
Экскурсия/
ое
мастер-класс
творчество,
Мини-спектакль проблемноценностное
общение.
Беседа.
Динамические
паузы
Познавательн
ая, проблемно
ценностное
общение
жизнедеятельности
детей.
Учитель может обращаться к
имеющемуся
социальному
опыту детей в любое время
учебного года.
Трек
«Орлёнок –
Спортсмен»
Ценности,
значимые
качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека - чек-лист
Время для реализации этого
трека
обусловлено
необходимостью
усилить
двигательную
активность
детей, так как к середине
учебного года накапливается
определѐнная физическая и
эмоциональная усталость от
учебной нагрузки. Надеемся,
что
дополнительные
физкультурнооздоровительные мероприятия
в том числе позволят снизить
заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
Беседа.
Игра
«Победа
над
Великим
Нехочухой».
Динамические
паузы. Работа с
чек-листом,
Игра
с
элементами
ТРИЗ,
минисоревнования.
КТД
«Плакат
болельщика».
Играобсуждение
«Копилка
болельщика».
Познавательн
ая,
игровая,
проблемно
ценностное
общение.
Трек
«Орлёнок –
Эколог»
Ценности,
значимые
качества
трека:
природа,
Родина Символ трека –
рюкзачок Эколога Погодные
условия в момент реализации
трека «Орлѐнок – Эколог»
позволяют
проводить
мероприятия за пределами
здания школы с выходом на
природу. Есть возможность
использования
природных
материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке
мусора
в
рамках
экологического субботника
Сбор
рюкзака
эколога, игровые
упражнения,
игра
«Экологическая
ромашка»,
Дидактическая
игра
«Орлёнок»: что
в
мусорном
ведре?
Экскурсия/интел
лектуальная
игра.
Познавательн
ая,
игровая,
проблемно
ценностное
общение
Трек
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»
Ценности,
значимые
качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы –
хранители»
Данный
трек
является
логическим
завершением годового цикла
Программы. В рамках трека
происходит
ценностноориентированная деятельность
по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к
своему окружению и к себе
лично.
Ребѐнок
должен
открыть для себя и принять
значимость
сохранения
традиций, истории и культуры
своего родного края. Основная
смысловая нагрузка трека: Я –
хранитель традиций своей
семьи. Мы (класс) – хранители
своих достижений. Я/Мы –
хранители
исторической
памяти своей страны
Экскурсия,
беседа,
исследование
исторических
альбомов
Познавательн
ая,
игровая,
проблемно
ценностное
общение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные
учебные действия.
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
–
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
–
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
–
уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности
гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
–
понимание связи человека с окружающим миром;
–
бережное отношение к среде обитания;
–
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей
вред.
–
признание индивидуальности каждого человека;
–
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
–
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
–
выполнение нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
–
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
–
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
–
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
–
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
–
бережное отношение к природе;
–
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
–
первоначальные представления о научной картине мира;
–
познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
–
проявление желания обогащать свои знания, способность к
поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
–
способность к демонстрации своих знаний и умений из личного
жизненного опыта;
–
способность к применению своих знаний и умений, способность
выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила
поведения;
–
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством
педагога);
–
умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога);
–
умение понимать нравственные ценности общества: добро,
человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
–
умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки;
–
понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
–
умение проявлять готовность выступить в роли
организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;
–
умение сравнивать свои качества с качествами лидера,
комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику
общения;
–
участие в совместной деятельности, умение согласовывать
мнения в ходе поиска ответа;
–
умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе;
–
умение высказывать и отстаивать свое мнение;
–
умение рассуждать, вести повествование,
строить
–
своѐ
высказывание
в соответствии с поставленной задачей
или вопросом;
–
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
–
умение работать в группе, общаться со сверстниками на
принципах взаимоуважения и помощи;
–
признание возможности существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
–
умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ
обосновывать, приводя аргументы;
–
умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли
ясно, корректно по отношению к окружающим;
–
умение ответственно относиться к своим обязанностям в
процессе совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
–
умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать
проявлению
самостоятельности,
инициативности,
организованности;
–
умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность
изменять себя;
–
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять
поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после
предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
–
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности;
–
формирование умения применять свои знания в практической
деятельности.
Предметные результаты:
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения
(своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением
слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые
средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения;
работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях
основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим
рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа
с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять
главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на
укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость
ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной
среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов
об истории родного края; использование в речи языковые средства для
выражения мыслей и чувств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
1.
Старт программы
Колво
часов
1ч
2.
Орлёнок – Лидер
4ч
3.
Орлёнок – Эрудит
4ч
4.
Орлёнок – Мастер
4ч
5.
Орлёнок – Доброволец
4ч
6.
Орлёнок – Спортсмен
4ч
7.
Орлёнок – Эколог
5ч
8.
Орлёнок – Хранитель
исторической памяти
Подведение итогов
4ч
Итого:
32ч
9.
Тема раздела
2ч
Электронные(цифровые)
образовательные ресурсы
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMeh
crg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqp
g
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCB
YQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/extracurricularactivities
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossiitrek-erudit
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/19
0021/682575/?
ysclid=llokep8qay493518882
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q
https://podari-zhizn.ru/ru/givehelp/pomoch-po- drugomu/korobkahrabrosti
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A
https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/library/29
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
Дата
часов
Старт программы – 1 ч
1.
Вводный «Орлятский урок»
1
06.09
Орлёнок – Лидер –4 ч
2.
Лидер – это…
1
13.09
3.
С командой действовать готов. Верёвочный курс
1
20.09
4.
Встреча с тем, кто умеет вести за собой
1
27.09
5.
«Мы дружный класс!»
1
04.10
Орлёнок – Эрудит – 4 ч
6.
Кто такой эрудит?
1
11.10
7.
Развиваемся, играя!
1
18.10
8.
Могу быть изобретателем
1
25.10
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека 1
08.11
«На старте новых открытий»
Орлёнок – Мастер -4 ч
10.
Мастер – это…
1
15.11
11.
От идеи – к делу!
1
22.11
12.
КТД «Классный театр
1
29.11
13.
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» – 1
06.12
подводим итоги
Орлёнок – Доброволец – 4 ч
14.
От слова к делу.
1
13.12
15.
КТД «Создай хорошее настроение»
1
20.12
16.
КТД «Братья наши меньшие»
1
27.12
17.
Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца»
1
17.01
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в 1
24.01
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
18.
порядке!
19.
О спорт, ты – мир!
1
31.01
20.
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
1
07.02
21.
Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»
1
14.02
Орлёнок – Эколог – 4 ч
22.
ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?
1
21.02
23.
«Мой след на планете»
1
28.02
24.
Восхищаемся красивым миром
1
07.03
25.
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
14.03
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
26.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти.
1
21.03
27.
Хранитель семейных традиций
1
04.04
28.
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
1
11.04
29.
Историческое чаепитие.
1
18.04
30.
Расскажи мне о России
1
25.04
Подведение итогов участия в программе в текущем 1
16.05
Подведение итогов –2 ч
31.
учебном году
32.
Подведение итогов участия в программе в текущем 1
23.05
учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
32
СОГЛАСОВАНА
СОГЛАСОВАНА
Протокол №1 заседания
Заместитель директора по НМИР
Методического совета
____________
МБОУ Ремонтненской гимназии №1
от 02 сентября 2024 года № 1
_____________
Глушко С.А.
Задорожняя И.В.
02 сентября 2024 года