орлята россии 2б

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России»
разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской
Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки
от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся
начальных классов
общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса;
автор- составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г.
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа,
программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в
практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать
одну из главных задач государственной политики в сфере образования –
сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных
организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности»
артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего
образования, таки в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой
указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может
рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной
организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим
поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного
мира.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Орлята
России», представленные по годам обучения. Также они включают отдельные
результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий
и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю.
Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс – 34 учебных
недели в год).
Согласно ГКУГ МБОУ Ремонтненской гимназии №1 на 2024-2025 учебный
год, согласно расписанию занятий по программе на изучение курса отводится 32
часа.
Основные направления воспитательной деятельности
Направления
воспитания
Гражданское
Патриотическое

Духовнонравственное

Целевые ориентиры
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе.
Понимающий
значение
гражданских
символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную
оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям.
Понимающий
необходимость
нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий человека,
проявляющий
готовность
к
самоограничению
своих
потребностей.

Эстетическое

Физическое

Трудовое

Экологическое

Владеющий первоначальными навыками общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания.
Сознающий
нравственную
и
эстетическую
ценность
литературы, родного языка, русского языка, проявляющий
интерес к чтению.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в
обществе.
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего
народа, отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, искусстве, творчестве людей.
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для
себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Ориентированный
на
физическое
развитие,
занятия
физкультурой и спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учетом возраста.
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи,
народа, общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное
отношение к результатам своего труда и других людей,
прошлых поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах
доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Понимающий ценность природы, окружающей среды,
зависимость жизни людей от природы.
Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе
собственного поведения, на состояние природы, окружающей
среды.

Познавательное

Проявляющий любовь к природе, бережное отношение,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки
охраны природы, окружающей среды и действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных
и социальных объектах как компонентах единого мира,
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира
живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной
картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Обладающий первоначальными навыками исследовательской
деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков
(траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить
качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и
«гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён
сущностный нравственный идеал «Орленок России». Цикличность курса, где
даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку,
опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и
попробовать применить этот опыт в своей жизни.

Название
трека

Трек
«Орлёнок –
Лидер»

Содержание учебного курса

Формы
организации
занятий

Виды
деятельности

Ценности,
значимые
качества
трека:
дружба,
команда Символ трека –
конструктор
«Лидер».
В
процессе реализации данного
трека дети приобретают опыт
совместной деятельности, что

Игра-испытание.
Динамические
паузы.
Практикум
«Пробую себя в
роли
лидера».
Работа по ЧТП

Познавательн
ая,
игровая,
досуговоразвлекательн
ая,
проблемноценностное

Трек
«Орлёнок –
Эрудит»

является
необходимым
в Веревочный
общение
начале учебного года. Педагог курс
может
увидеть
уровень «Лидер»
сплочѐнности
классного
коллектива,
сформировать
детские микрогруппы для
приобретения и осуществления
опыта
совместной
деятельности и чередования
творческих поручений. «Лидер
– это …» Введение в тему,
мотивация,
целеполагание.
Знакомство
с
понятием
«Лидер»: лексическая работа –
значение нового слова. От
учителя звучит вопрос детям:
кто со мной хочет в команду?
Учимся работать в команде –
игра испытание для команды
учитель объясняет задание,
учит детей слушать друг друга,
показывает, как правильно
такие задания выполнять, даѐт
ребятам подсказки, что нужно
сделать
при
выполнении
задания: построиться по росту,
сыграть в игру «мяч по кругу»
(мяч,
имя,
слово
«Привет!»),«молекула», «имя
хором» и др.
и
Ценности,
значимые Командные
качества
трека:
познание интеллектуальн
Символ трека – Конверт- ые игры, «Кейс
копилка Трек «Орлѐнок – интеллектуальн
игра
Эрудит» занимает первый ых,
Познавательн
месяц
второй
четверти, «Всезнайки»
ая, игровая
которая отличается наличием Создание
различных
олимпиад, «конвертаинтеллектуальных конкурсов, копилки
конференций и т.п. – в этот «Эрудит», игра
период дети знакомятся с «Хочу
всё

Трек
«Орлёнок –
Мастер»

Трек
«Орлёнок –
Доброволец»

разными способами получения
информации, что необходимо
для их успешной деятельности,
в том числе познавательной.
Именно
в
этот
период
учебного
года
у
детей
отмечается высокая мотивация
и интерес к учѐбе.
Ценности,
значимые
качества
трека:
познание
Символ трека – шкатулка
Мастера. В рамках данного
трека дети знакомятся с
пониманием того, что можно
быть мастерами в разных
сферах деятельности, в разных
профессиях. Сроки реализации
трека «Орлѐнок- Мастер»
поделены на два временных
промежутка: во время первой
части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт
или представление, вторая
часть трека определена для
знакомства
с
лучшими
мастерами своего дела (на
уровне региона или страны).
Ценности,
значимые
качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека
– круг Добра Тематика
данного
трека
актуальна
круглый год. Проведение трека
в данный временной период
можно рассматривать, как
эмоциональный
пик
всей
Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение
добра,
взаимопонимания,
удовлетворѐнности не только в
рамках трека, но и в обычной

знать»

Познавательн
ая,
игровая,
Создание идеи досуговосвоего
дела. развлекательн
Тренинг
«Мы ая,
мастера».
художественн
Экскурсия/
ое
мастер-класс
творчество,
Мини-спектакль проблемноценностное
общение.

Беседа.
Динамические
паузы

Познавательн
ая, проблемно
ценностное
общение

жизнедеятельности
детей.
Учитель может обращаться к
имеющемуся
социальному
опыту детей в любое время
учебного года.

Трек
«Орлёнок –
Спортсмен»

Ценности,
значимые
качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека - чек-лист
Время для реализации этого
трека
обусловлено
необходимостью
усилить
двигательную
активность
детей, так как к середине
учебного года накапливается
определѐнная физическая и
эмоциональная усталость от
учебной нагрузки. Надеемся,
что
дополнительные
физкультурнооздоровительные мероприятия
в том числе позволят снизить
заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.

Беседа.
Игра
«Победа
над
Великим
Нехочухой».
Динамические
паузы. Работа с
чек-листом,
Игра
с
элементами
ТРИЗ,
минисоревнования.
КТД
«Плакат
болельщика».
Играобсуждение
«Копилка
болельщика».

Познавательн
ая,
игровая,
проблемно
ценностное
общение.

Трек
«Орлёнок –
Эколог»

Ценности,
значимые
качества
трека:
природа,
Родина Символ трека –
рюкзачок Эколога Погодные
условия в момент реализации
трека «Орлѐнок – Эколог»
позволяют
проводить
мероприятия за пределами
здания школы с выходом на
природу. Есть возможность
использования
природных
материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке
мусора
в
рамках
экологического субботника

Сбор
рюкзака
эколога, игровые
упражнения,
игра
«Экологическая
ромашка»,
Дидактическая
игра
«Орлёнок»: что
в
мусорном
ведре?
Экскурсия/интел
лектуальная
игра.

Познавательн
ая,
игровая,
проблемно
ценностное
общение

Трек
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»

Ценности,
значимые
качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы –
хранители»
Данный
трек
является
логическим
завершением годового цикла
Программы. В рамках трека
происходит
ценностноориентированная деятельность
по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к
своему окружению и к себе
лично.
Ребѐнок
должен
открыть для себя и принять
значимость
сохранения
традиций, истории и культуры
своего родного края. Основная
смысловая нагрузка трека: Я –
хранитель традиций своей
семьи. Мы (класс) – хранители
своих достижений. Я/Мы –
хранители
исторической
памяти своей страны

Экскурсия,
беседа,
исследование
исторических
альбомов

Познавательн
ая,
игровая,
проблемно
ценностное
общение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные
учебные действия.
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
–
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
–
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
–
уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности
гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
–
понимание связи человека с окружающим миром;
–
бережное отношение к среде обитания;

–

проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей

вред.
–
признание индивидуальности каждого человека;
–
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
–
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
–
выполнение нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
–
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
–
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
–
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
–
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
–
бережное отношение к природе;
–
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
–
первоначальные представления о научной картине мира;
–
познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
–
проявление желания обогащать свои знания, способность к
поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
–
способность к демонстрации своих знаний и умений из личного
жизненного опыта;
–
способность к применению своих знаний и умений, способность
выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила
поведения;
–
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,

сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством
педагога);
–
умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога);
–
умение понимать нравственные ценности общества: добро,
человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
–
умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки;
–
понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
–
умение проявлять готовность выступить в роли
организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;
–
умение сравнивать свои качества с качествами лидера,
комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику
общения;
–
участие в совместной деятельности, умение согласовывать
мнения в ходе поиска ответа;
–
умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе;
–
умение высказывать и отстаивать свое мнение;
–
умение рассуждать, вести повествование,
строить
–
своѐ
высказывание
в соответствии с поставленной задачей
или вопросом;
–
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
–
умение работать в группе, общаться со сверстниками на
принципах взаимоуважения и помощи;
–
признание возможности существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
–
умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ
обосновывать, приводя аргументы;
–
умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли
ясно, корректно по отношению к окружающим;
–
умение ответственно относиться к своим обязанностям в
процессе совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
–
умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать
проявлению
самостоятельности,
инициативности,
организованности;

–
умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность
изменять себя;
–
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять
поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после
предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
–
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности;
–
формирование умения применять свои знания в практической
деятельности.
Предметные результаты:
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения
(своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением
слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые
средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения;
работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях
основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим
рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа
с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять
главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на
укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость
ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной
среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов
об истории родного края; использование в речи языковые средства для
выражения мыслей и чувств.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
1.

Старт программы

Колво
часов
1ч

2.

Орлёнок – Лидер

4ч

3.

Орлёнок – Эрудит

4ч

4.

Орлёнок – Мастер

4ч

5.

Орлёнок – Доброволец

4ч

6.

Орлёнок – Спортсмен

4ч

7.

Орлёнок – Эколог

5ч

8.

Орлёнок – Хранитель
исторической памяти
Подведение итогов

4ч

Итого:

32ч

9.

Тема раздела

2ч

Электронные(цифровые)
образовательные ресурсы
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMeh
crg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqp
g
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCB
YQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/extracurricularactivities
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossiitrek-erudit
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/19
0021/682575/?
ysclid=llokep8qay493518882
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q
https://podari-zhizn.ru/ru/givehelp/pomoch-po- drugomu/korobkahrabrosti
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A
https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/library/29

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Кол-во

Дата

часов
Старт программы – 1 ч
1.

Вводный «Орлятский урок»

1

06.09

Орлёнок – Лидер –4 ч
2.

Лидер – это…

1

13.09

3.

С командой действовать готов. Верёвочный курс

1

20.09

4.

Встреча с тем, кто умеет вести за собой

1

27.09

5.

«Мы дружный класс!»

1

04.10

Орлёнок – Эрудит – 4 ч
6.

Кто такой эрудит?

1

11.10

7.

Развиваемся, играя!

1

18.10

8.

Могу быть изобретателем

1

25.10

9.

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека 1

08.11

«На старте новых открытий»
Орлёнок – Мастер -4 ч
10.

Мастер – это…

1

15.11

11.

От идеи – к делу!

1

22.11

12.

КТД «Классный театр

1

29.11

13.

Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» – 1

06.12

подводим итоги
Орлёнок – Доброволец – 4 ч
14.

От слова к делу.

1

13.12

15.

КТД «Создай хорошее настроение»

1

20.12

16.

КТД «Братья наши меньшие»

1

27.12

17.

Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца»

1

17.01

Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в 1

24.01

Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
18.

порядке!
19.

О спорт, ты – мир!

1

31.01

20.

Спортивная игра «У рекордов наши имена»

1

07.02

21.

Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»

1

14.02

Орлёнок – Эколог – 4 ч
22.

ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?

1

21.02

23.

«Мой след на планете»

1

28.02

24.

Восхищаемся красивым миром

1

07.03

25.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

14.03

Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
26.

Орлёнок – Хранитель исторической памяти.

1

21.03

27.

Хранитель семейных традиций

1

04.04

28.

Кодекс «Орлёнка – Хранителя»

1

11.04

29.

Историческое чаепитие.

1

18.04

30.

Расскажи мне о России

1

25.04

Подведение итогов участия в программе в текущем 1

16.05

Подведение итогов –2 ч
31.

учебном году
32.

Подведение итогов участия в программе в текущем 1

23.05

учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

32

СОГЛАСОВАНА

СОГЛАСОВАНА

Протокол №1 заседания

Заместитель директора по НМИР

Методического совета

____________

МБОУ Ремонтненской гимназии №1
от 02 сентября 2024 года № 1
_____________

Глушко С.А.

Задорожняя И.В.

02 сентября 2024 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».