ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в соответствии: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; - Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820; - Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; автор- составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г. В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, таки в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Орлята России», представленные по годам обучения. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс – 34 учебных недели в год). Согласно ГКУГ МБОУ Ремонтненской гимназии №1 на 2024-2025 учебный год, согласно расписанию занятий по программе на изучение курса отводится 32 часа. Основные направления воспитательной деятельности Направления воспитания Гражданское Патриотическое Духовнонравственное Целевые ориентиры Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей. Эстетическое Физическое Трудовое Экологическое Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды. Познавательное Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами. Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок России». Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Название трека Трек «Орлёнок – Лидер» Содержание учебного курса Формы организации занятий Виды деятельности Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что Игра-испытание. Динамические паузы. Практикум «Пробую себя в роли лидера». Работа по ЧТП Познавательн ая, игровая, досуговоразвлекательн ая, проблемноценностное Трек «Орлёнок – Эрудит» является необходимым в Веревочный общение начале учебного года. Педагог курс может увидеть уровень «Лидер» сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),«молекула», «имя хором» и др. и Ценности, значимые Командные качества трека: познание интеллектуальн Символ трека – Конверт- ые игры, «Кейс копилка Трек «Орлѐнок – интеллектуальн игра Эрудит» занимает первый ых, Познавательн месяц второй четверти, «Всезнайки» ая, игровая которая отличается наличием Создание различных олимпиад, «конвертаинтеллектуальных конкурсов, копилки конференций и т.п. – в этот «Эрудит», игра период дети знакомятся с «Хочу всё Трек «Орлёнок – Мастер» Трек «Орлёнок – Доброволец» разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной знать» Познавательн ая, игровая, Создание идеи досуговосвоего дела. развлекательн Тренинг «Мы ая, мастера». художественн Экскурсия/ ое мастер-класс творчество, Мини-спектакль проблемноценностное общение. Беседа. Динамические паузы Познавательн ая, проблемно ценностное общение жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Беседа. Игра «Победа над Великим Нехочухой». Динамические паузы. Работа с чек-листом, Игра с элементами ТРИЗ, минисоревнования. КТД «Плакат болельщика». Играобсуждение «Копилка болельщика». Познавательн ая, игровая, проблемно ценностное общение. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника Сбор рюкзака эколога, игровые упражнения, игра «Экологическая ромашка», Дидактическая игра «Орлёнок»: что в мусорном ведре? Экскурсия/интел лектуальная игра. Познавательн ая, игровая, проблемно ценностное общение Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны Экскурсия, беседа, исследование исторических альбомов Познавательн ая, игровая, проблемно ценностное общение. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные результаты: Гражданско-патриотическое воспитание: – осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; – сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; – уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны. Духовно-нравственное воспитание: – понимание связи человека с окружающим миром; – бережное отношение к среде обитания; – проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. – признание индивидуальности каждого человека; – проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; – неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; – выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений. Эстетическое воспитание: – уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; – стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: – соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); – бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: – осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: – бережное отношение к природе; – неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: – первоначальные представления о научной картине мира; – познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. – проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности. Метапредметные результаты: Универсальные учебные познавательные действия: – способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; – способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; – умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); – умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); – умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); – умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; – понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео Универсальные учебные коммуникативные действия: – умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; – умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; – умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; – участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; – умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; – умение высказывать и отстаивать свое мнение; – умение рассуждать, вести повествование, строить – своѐ высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; – корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; – умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; – признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; – умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы; – умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; – умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности Универсальные учебные регулятивные действия: – умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; – умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя; – умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; – формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; – формирование умения применять свои знания в практической деятельности. Предметные результаты: знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п\п 1. Старт программы Колво часов 1ч 2. Орлёнок – Лидер 4ч 3. Орлёнок – Эрудит 4ч 4. Орлёнок – Мастер 4ч 5. Орлёнок – Доброволец 4ч 6. Орлёнок – Спортсмен 4ч 7. Орлёнок – Эколог 5ч 8. Орлёнок – Хранитель исторической памяти Подведение итогов 4ч Итого: 32ч 9. Тема раздела 2ч Электронные(цифровые) образовательные ресурсы https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMeh crg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqp g https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCB YQ https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/extracurricularactivities https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossiitrek-erudit https://orlyatarussia.ru/library/29 https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/19 0021/682575/? ysclid=llokep8qay493518882 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q https://podari-zhizn.ru/ru/givehelp/pomoch-po- drugomu/korobkahrabrosti https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ https://orlyatarussia.ru/library/29 http://www.multirussia.ru/ https://orlyatarussia.ru/library/29 Календарно-тематическое планирование № Тема Кол-во Дата часов Старт программы – 1 ч 1. Вводный «Орлятский урок» 1 06.09 Орлёнок – Лидер –4 ч 2. Лидер – это… 1 13.09 3. С командой действовать готов. Верёвочный курс 1 20.09 4. Встреча с тем, кто умеет вести за собой 1 27.09 5. «Мы дружный класс!» 1 04.10 Орлёнок – Эрудит – 4 ч 6. Кто такой эрудит? 1 11.10 7. Развиваемся, играя! 1 18.10 8. Могу быть изобретателем 1 25.10 9. Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека 1 08.11 «На старте новых открытий» Орлёнок – Мастер -4 ч 10. Мастер – это… 1 15.11 11. От идеи – к делу! 1 22.11 12. КТД «Классный театр 1 29.11 13. Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» – 1 06.12 подводим итоги Орлёнок – Доброволец – 4 ч 14. От слова к делу. 1 13.12 15. КТД «Создай хорошее настроение» 1 20.12 16. КТД «Братья наши меньшие» 1 27.12 17. Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца» 1 17.01 Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в 1 24.01 Орлёнок – Спортсмен – 4 ч 18. порядке! 19. О спорт, ты – мир! 1 31.01 20. Спортивная игра «У рекордов наши имена» 1 07.02 21. Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья» 1 14.02 Орлёнок – Эколог – 4 ч 22. ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог? 1 21.02 23. «Мой след на планете» 1 28.02 24. Восхищаемся красивым миром 1 07.03 25. «Шагая в будущее – помни о планете» 1 14.03 Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч 26. Орлёнок – Хранитель исторической памяти. 1 21.03 27. Хранитель семейных традиций 1 04.04 28. Кодекс «Орлёнка – Хранителя» 1 11.04 29. Историческое чаепитие. 1 18.04 30. Расскажи мне о России 1 25.04 Подведение итогов участия в программе в текущем 1 16.05 Подведение итогов –2 ч 31. учебном году 32. Подведение итогов участия в программе в текущем 1 23.05 учебном году ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 32 СОГЛАСОВАНА СОГЛАСОВАНА Протокол №1 заседания Заместитель директора по НМИР Методического совета ____________ МБОУ Ремонтненской гимназии №1 от 02 сентября 2024 года № 1 _____________ Глушко С.А. Задорожняя И.В. 02 сентября 2024 года