профориент 2б

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире профессий" для 2 класса
на 2024-25 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
 Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
 Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (второго поколения);
 Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской
Федерации;
 Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
ОУ;
 Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О
повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому
перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача:
сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой,
последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь
преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной
детской любознательности в целостную мотивационную систему личности.
Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому
живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию
системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебнопознавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий,
их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая
системного знания.
Программа данной внеурочной деятельности рассчитана на реализацию среди
учащихся начальной школы и призвана формировать учебно познавательные
мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к
реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы
формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать
интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии
образования.
Введение данного раздела в курс начальной школы направлено на достижение
следующих целей:
- развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности, познавательных
сил и творческих способностей младших школьников, коммуникативной культуры,
умение оформлять результаты работ и обрабатывать собранные материалы,
интереса к миру профессий, их особенностям и истории.
- освоение знаний, представлений о различных профессиях, орудиях труда,
условиях труда, требованиям к освоению профессии.

- воспитание уважения к людям труда, чувства осознания ценности и важности
профессии в современном мире, качеств, необходимых для успешного выполнения
профессиональных обязанностей, потребности участвовать в поисково –
исследовательской деятельности.
Задачи:
1)формирование добросовестного и ценностного отношения к труду;
2) понимание его роли в жизни человека и общества;
3)развитие интереса к выбору будущей профессии.
Основным методом реализации программы является метод проблемного
обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью
информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность
учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение,
связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют
возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу
возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (существует
возможность варьировать структуру конкретного занятия в пределах обозначенной
нормы):
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты
реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение):
 что ты знаешь об этой профессии;
 что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
 какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
 что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и
телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой
способностью и профессией.
4. Рефлексия. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не
получилось и почему).
Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с
которой дети знакомятся на данном занятии.
Таким образом, занятия внеурочной деятельности состоят, как правило, из
следующих элементов:
- разминка;
- дискуссия;
- работа в тетрадях;
- беседа или обсуждение;
- работа на участке, в классе, с подсобным материалом;
- представление и разбор (анализ) проектов;
- развитие воображения через творческие и практические задания;
- домашнее задание и т.д.
Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.

Курс каждого года обучения, являясь частью целого, знакомит учащихся с
определённым кругом предметных знаний, обеспечивает формирование различных
метапредметных умений – умение наблюдать и исследовать, устанавливать
причинно – следственные связи, делать выводы и обобщения. Создаются условия
для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного
учебного раздела курса, имеют личностный смысл и тесно связаны с
исследовательской деятельностью младшего школьника
Согласно годовому календарному графику работы МБОУ Ремонтненской гимназии
№1 на 2024- 2025 учебный год, согласно расписанию занятий по программе на
изучение курса отводится 34 часа.
Возрастная группа учащихся.
Программа рассчитана для обучающихся 2класса: возрастная группа –7-10 лет.
Объём часов, отпущенных на занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю,34часа за год.
Продолжительность одного занятия: 35 минут.
Изучение программы внеурочной деятельности «В мире профессий» тесно связано
с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное
чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий
мир».
Формы занятий:
- беседы
- экскурсии
- сюжетно-ролевые игры
- элементы занимательности и состязательности
- конкурсы
- праздники
Методическое обеспечение курса
- интерактивная доска
- компьютер
Результаты освоения внеурочной деятельности «В мире профессий»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладеть специальными
знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные – знания
обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно-личностные – отношение
к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной
деятельностью; поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «В мире
профессий» - является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):

Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Планируемые результаты:
В результате изучения курса у младших школьников формируются:
 первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли
образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
 уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
 элементарные представления об основных профессиях;
 ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
 элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в
жизни человека и общества;
 первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и
реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
 умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в
выполнении трудовых заданий;
 умение соблюдать порядок на рабочем месте;

 бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
 отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому
отношению к результатам труда людей.
Результаты первого уровня:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной
реальности в повседневной жизни:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора о мире профессий,
- заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и
выражение своего отношения к изучаемой профессии, возможность попробовать
свои силы в различных областях коллективной деятельности;
- способность добывать новую информацию из различных источников.
Содержание курса внеурочной деятельности
Формы и методы поведения внеурочной деятельности:
- самоуправление;
- конкурсы, викторины;
- познавательные чтения;
- театрализованные представления;
- проектная работа.
Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения, дискуссия - эти методы
способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником
новой информации;
Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального
обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию
мышления детей;
Практические методы: экскурсии по городу, изготовление рисунков, фото,
проекты. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на
практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Такие формы работы
позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа,
его ценностям.
Мини – проект. Оформление фотовыставки. Конкурсы рисунков, сочинений,
презентации, викторины, дискуссии, экскурсии, беседы.
«Человек – природа»- 9 часов
Мы – часть природы. Знакомство с растительным и животным миром. Знакомство
с профессией архитектора. Описание профессии дизайнера и его деятельности.
Знакомство с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности
— показывать, намечать, делать Знакомство с профессией - флорист. Введение
понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты составления композиций
из цветов: сорт цветов, популярность растений и их сочетаемость. Профессия –
скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды скульптуры (статуя, группа,

статуэтка, бюст, памятники, монументы). Основные способы работы скульптора:
резьба, высекание, лепка, литье.
«Человек – человек»- 10 часов
Профессия – портной. Смежные профессии: конструктор-модельероператор
швейного оборудования. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина,
утюг. Экскурсия в ателье. Профессии продавец, кассир, товаровед. Кто оберегает
наше здоровье? Профессия врач. Профессия фармацевт. Кто ведет нас по дороге
знаний? Профессия учитель. Профессия повар. Введение понятий: поварня,
кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаги т.д. Знакомство с
профессией - реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам».
«Человек – техника» -8 часов
Что такое техника? Знакомство со строительными профессиями. Профессия
конструктор, архитектор. Ведение понятий конструкция, скульптура. Профессия
водитель, шофер, вагоновожатый, кондуктор. Знакомство с промышленными
профессиями: металлург, сварщик, токарь, нефтяник и т.д. Профессия
железнодорожник. Транспорт, который используется для перевозки пассажиров и
различных грузов по рельсовым путям. Профессии авиации: диспетчер, радист,
пилот, стюардесса. Введение понятия авиация. Профессии матрос, судоводитель,
капитан дальнего плавания. Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал, рубка,
шлюз, адмиралтейство.
«Человек – художественный образ» – 7 часов
Что такое искусство? Знакомство с жизнью замечательных людей города.
Знакомство с достопримечательностями города. Знакомство с профессиями
археолог, фотограф, экскурсовод, журналист, корреспондент, репортер. Профессия
космонавт. Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности:
иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги,
брошюры. Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических
компьютерных программ

Календарно-тематическое планирование
Тема занятия

1.

Раздел 1. «Человек – природа» (9 ч)
Вводное занятие. Мы – часть природы.

2.

Дата

фак

№
п/п

план
03.09
10.09

3.

Мы-строители будущего!
Какие бывают профессии

4.

Кто такой дизайнер

24.09

5.

Профессия флорист

01.10

Беречь природу-это важно!

08.10
15.10

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Редкие профессии
Редкие профессии
Забытые профессии
Раздел 2. «Человек-человек» (10 часов)
Оденем куклу на работу, едем на работу
Мы идем в магазин
Аптека
Моя мама врач
Профессия повар
Домашний помощник
Парикмахерская

18.

Кулинарный поединок
Работники издательств и типографии

19.

Веселые мастерские

20.

Раздел 3. «Человек-техника» (8 часов)
По дороге идут машины. ПДД

17.09

22.10
05.11
13.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01

28.01
04.02

факт

21.
22.
23.

11.02

Строительные специальности

18.02

По морям, по волнам
Знакомство с промышленными профессиями

25.02

Куда уходят поезда

04.03

Профессия летчик

11.03

Истоки трудолюбия

18.03

Откуда сахар пришел

01.04

Раздел 4. «Человек-художественный образ» (6
часов)
Угадай профессию
Здравствуйте, инопланетяне!

08.04

30.

Время на раздумье не теряй, с нами вместе
трудись и играй

22.04

31 .

Путешествие на стройку

32.

Мои земляки в мире творческих профессий

33.

Путешествие в мир профессий

13.05

34.

Путешествие в мир профессий

20.05

24.
25.
26.
27.
28.

29.

15.04

29.04
06.05

СОГЛАСОВАНА

СОГЛАСОВАНА

Протокол №1 заседания

Заместитель директора по НМИР

Методического совета

____________

МБОУ Ремонтненской гимназии №1
от 02 сентября 2024 года № 1
_____________

Глушко С.А.

Задорожняя И.В.

02 сентября 2024 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».