МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности «Орлята России» во 3 классе составляет 34 часа. Согласно годовому календарному графику работы МБОУ Ремонтненская гимназия №1 на 2024-2025 учебный год, согласно расписанию занятий по программе на изучение курса отводится 34 часа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях: Личностные результаты: - формирование основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формировать гуманистические и демократические ценностные ориентации, -овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; --развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формировать безопасный, здоровый образ жизни ; -мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -формировать эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты. Коммуникативные: - владение методами поиска, переработки, хранения и передачи информации; умению слушать собеседника и вести диалог; - умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач ; -умению определять общую цель и пути ее достижения. Познавательные: - сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по родо-видовым признакам; - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; - работать с таблицами, картами, схемами; - умению кодировать и декодировать информацию . Регулятивные: - планировать свою деятельность; - осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности; - анализировать причины своего успеха/неуспеха Предметные результаты: понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Название трека Трек «Орлёнок – Лидер» Трек «Орлёнок – Эрудит» Трек «Орлёнок – Мастер» Трек «Орлёнок – Содержание учебного курса Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе. Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Ценности, значимые качества трека: Формы организации Виды деятельности Игра на командообразование Беседа. Тренинг на выявления лидера в команде. Познавательная, игровая, досугово-развлекательная, проблемно-ценностное общение Игра «Лото». Интеллектуальная игра «Вопрос от эрудита». Игра «Интеллектуальный кроссворд» Игра «Эврика» Познавательная, игровая Мастер классы. КТД «Россия мастеровая». Игра по станциям «Город мастеров». Тренинг «Мы мастера» Познавательная, игровая, досуговоразвлекательная, художественное творчество, проблемноценностное общение. Решение кейса «Как поступить Познавательная, проблемно Доброволец» милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность КТД «Экологическая тропа». КТД Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок – Хранитель Ценности, значимые качества трека: семья, исторической памяти» Родина Символ трека – альбом. «Мы – в данной ситуации и что попросить в награду». КТД «Создай людям хорошее настроение». Мини-тренинг. ценностное общение КТД «Зарядка». КТД «Плакат болельщика». Играобсуждение «Копилка болельщика». Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. КТД «Экологическая тропа». КТД «Знаю, умею, действую». Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение КТД «Альбом памяти». Поделка «Традиции России». Познавательная, игровая, художественное хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Кодекс «Орленка- хранителя. творчество, проблемно ценностное общение. Тематическое планирование № п\ п 1 Тема раздела 2 Орлѐнок – Лидер 3 Орлѐнок – Эрудит 4 Орлѐнок – Мастер Количество Электронные образовательные ресурсы часов 1 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg 4 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg 3 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig 8 https://orlyatarussia.ru/library/29 5 Орлѐнок – Доброволец 4 6 Орлѐнок – Спортсмен 4 7 Орлѐнок – Эколог 4 8 Орлѐнок – Хранитель исторической памяти 5 Старт программы https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA https://orlyatarussia.ru/library/29 http://www.multirussia.ru/index.php?id=34 9 Подведение итогов 1 Итого 34 https://orlyatarussia.ru/library/29 Календарно-тематическое планирование № п\ п Тема Кол-во часов Дата план Старт программы – 1 ч 1. Вводный «Орлятский урок» Орлёнок – Лидер – 4 ч 2. Лидер – это… Я могу быть лидером 1 04.09 1 11.09 3. «В команде рождается лидер» 1 18.09 4. КТД «Вместе мы сможем всё» 1 25.09 5. «Мы дружный класс! 1 02.10 Орлёнок – Эрудит – 3 ч 6. Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит… 1 09.10 7. «Игра – это полезно и интересно» 1 16.10 8. «Твори! Выдумывай! Пробуй!» 1 Орлёнок – Мастер 8 ч 23.10 факт 9. Мастер – это…«Россия мастеровая» 1 06.11 10. «В гости к мастерам» 1 13.11 11. « От идеи – к делу!» 1 20.12 12. «Мастер – это звучит гордо!» 1 27.11 13. КТД «Мастер своего дела» 1 04.12 14 «Путь в мастерство» – подводим итоги 1 11.12 Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч. 15. Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» 1 18.12 16. Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» 1 25.12 Орлёнок – Доброволец – 4 ч 17. От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!» 1 15.01 18. КТД «Подари улыбку миру!» 1 22.01 19. «Доброволец – это доброе сердце» 1 29.01 20. «Портрет добровольца» 1 05.02 Орлёнок – Спортсмен – 4 ч 21. «Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ» 1 12.02 22. «Сто затей для всех друзей» 1 19.02 23. Спортивная игра «Книга рекордов» 1 26.02 24. «Встреча-подарок» 1 05.03 Орлёнок – Эколог – 4 ч 25. ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии» 1 12.03 26. КТД «Знаю, умею, действую» 1 19.03 27. Игра по станциям «Путешествие в природу» 1 02.04 28. «Шагая в будущее – помни о планете» 1 09.04 Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч 29. «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 1 16.04 30. «Традиции моей страны» 1 23.04 31. «Знать, чтобы хранить» 1 30.04 32. КТД «История становится ближе» 1 07.05 33. «Я – хранитель, мы – хранители» 1 14.05 1 21.05 Подведение итогов – 1 ч 34. Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ СОГЛАСОВАНА Протокол №1 заседания Методического совета МБОУ Ремонтненская гимназия №1 02 сентября 2024 года _____________ Глушко С.А. 34 СоГЛАСОВАНА Заместитель директора по НМИР ___________ Задорожняя И.В. 02 сентября 2024 года