Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 35 минут. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: Возраст ребят, принимающих участие в реализации программы: 8-10 лет. Учебным планом гимназии на 2024- 2025 учебный год на изучение курса «Функциональная грамотность» для третьего класса выделено по 1 часу в неделю. Согласно годовому календарному графику на 2024 -2025 учебный год, расписанию занятий на 2024- 2025 учебный год на изучение курса по программе для 3 «А» класса выходит – 32 часа. Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; -овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, 2 установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; 3 Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Структура курса (32 часа) № п/п 1 2. 3. Раздел Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 Читательская грамотность Содержание Про дождевого червяка Кальций Сколько весит яблоко Хлеб - всему голова Про мел Про мыло Истрия свечи Магнит Итого Математическая грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Расходы и доходы бюджета Планируем семейный бюджет Подсчитываем семейный доход Пенсия и пособия Подсчитываем случайные доходы Подсчитываем расходы Расходы на обязательные платежи Подсчитываем сэкономленные деньги Итого 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Что такое бюджет Семейный бюджет Откуда в семье берутся деньги? Зарплата Откуда в семье берутся деньги? Пособия Откуда в семье берутся деньги? Наследство На что тратятся семейные деньги? Расходы На что тратятся семейные деньги? Платежи Как сэкономить семейные деньги Финансовая грамотность Итого 8 4 4. Естественно-научная грамотность 1 1 1 1 1 1 1 1 Дождевые черви. Полезный кальций Про облака Про хлеб и дрожжи Интересное вещество- мел Чем интересно мыло и как оно работает Про свечи Волшебный магнит Календарно-тематическое планирование № п/п Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Про дождевого червяка Дождевые черви. Кальций Полезный кальций Сколько весит яблоко Про облака Хлеб- всему голова Про хлеб и дрожжи Про мел Интересное вещество- мел Про мыло Чем интересно мыло и как оно работает История свечи Про свечи Магнит Волшебный магнит Что такое бюджет Расходы и доходы бюджета Семейный бюджет Планируем семейный бюджет Откуда в семье берутся деньги? Зарплата Подсчитываем семейный доход Откуда в семье берутся деньги? Пособия Пенсия и пособия Откуда в семье берутся деньги? Наследство Подсчитываем случайные доходы На что тратятся семейные деньги? Расходы Подсчитываем расходы На что тратятся семейные деньги? Платежи Расходы на обязательные платежи Как сэкономить семейные деньги Подсчитываем сэкономленные деньги Итого: Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 5 План 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 07.11 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 06.03 13. 03 20.03 03.04 10.04 17.04 24.04 15.05 22.05 Факт. СОГЛАСОВАНА Протокол заседания методического совета МБОУ Ремонтненской гимназии №1 02 сентября 2024 года № 1 _____________ Глушко С.А. СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по НМИР __________________________ 02 сентября 2024 года ____________ Задорожняя И.В. 6