Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника (7-8 лет).
Место в учебном плане.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе
начальной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) . Согласно годовому календарному графику на 2024-2025
учебный год, расписанию занятий на 2024 -2025 учебный год на изучение курса по программе выходит – 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
-уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и
исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема
текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста,
лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей:
кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит
и его свойства
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный
бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и
непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел
1
Читательская грамотность
2.
Итого
Естественно-научная
грамотность
3.
Итого
Финансовая грамотность
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Что такое «бюджет»?
Библиотечные
1
1
1
1
1
1
1
Итого
4.
5
Математическая
грамотность
Итого
Проверочные работы
Итого
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
2
34
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные деньги?
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Проверь себя
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
Дата проведения
План
Факт
03.09
1.
Про дождевого червяка.
1
2.
Дождевые черви.
1
10.09
3.
Кальций.
1
17.09
4.
Полезный кальций.
1
24.09
5.
Сколько весит облако?
1
01.10
6.
Про облака.
1
08.10
7.
Хлеб, всему голова.
1
15.10
8.
Про хлеб и дрожжи.
1
22.10
9.
Про мел.
1
05.11
10.
Интересное вещество мел.
1
12.11
11.
Про мыло.
1
19.11
12.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
1
26.11
13.
История свечи.
1
03.12
14.
Про свечи.
1
10.12
15.
Магнит.
1
17.12
16.
Проверь себя.
1
24.12
17.
Волшебный Магнит.
1
14.01
18.
Что такое «бюджет»?
1
21.01
19.
Расходы и доходы бюджета.
1
28.01
20.
Семейный бюджет.
1
04.02
21.
Планируем семейный бюджет.
1
11.02
22.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
1
18.02
23.
Подсчитываем семейный доход.
1
25.02
24.
1
04.03
25.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.
.
Пенсии и пособия.
1
11.03
26.
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад , выигрыш.
1
18.03
27.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
1
01.04
28.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
1
08.04
29.
Подсчитываем расходы.
1
15.04
30.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.
1
22.04
.
31.
Расходы на обязательные платежи.
1
29.04
32.
Как сэкономить семейные деньги?
1
06.05
33.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
13.05
34.
Проверь себя.
1
20.05
Итого: 34
СОГЛАСОВАНА
Протокол №1 заседания
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
02 сентября 2024 года
_____________ Глушко С.А.
СоГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
___________
Задорожняя И.В.
02 сентября 2024 года