Цыбулевская Е.П. Функциональная грамотность (pdf.io)

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника (7-8 лет).
Место в учебном плане.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе
начальной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) . Согласно годовому календарному графику на 2024-2025
учебный год, расписанию занятий на 2024 -2025 учебный год на изучение курса по программе выходит – 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятии решений о семейном бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и
исследованиями;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;


способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование финансовых терминов;
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема
текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста,
лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей:
кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит
и его свойства
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный
бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и
непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
Тематическое планирование
№ п/п

Раздел

1

Читательская грамотность

2.

Итого
Естественно-научная
грамотность

3.

Итого
Финансовая грамотность

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1

Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.

Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Что такое «бюджет»?

Библиотечные

1
1
1
1
1
1
1

Итого
4.

5

Математическая
грамотность

Итого
Проверочные работы
Итого

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
2
34

Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные деньги?

уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Проверь себя

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения
План
Факт
03.09

1.

Про дождевого червяка.

1

2.

Дождевые черви.

1

10.09

3.

Кальций.

1

17.09

4.

Полезный кальций.

1

24.09

5.

Сколько весит облако?

1

01.10

6.

Про облака.

1

08.10

7.

Хлеб, всему голова.

1

15.10

8.

Про хлеб и дрожжи.

1

22.10

9.

Про мел.

1

05.11

10.

Интересное вещество мел.

1

12.11

11.

Про мыло.

1

19.11

12.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

26.11

13.

История свечи.

1

03.12

14.

Про свечи.

1

10.12

15.

Магнит.

1

17.12

16.

Проверь себя.

1

24.12

17.

Волшебный Магнит.

1

14.01

18.

Что такое «бюджет»?

1

21.01

19.

Расходы и доходы бюджета.

1

28.01

20.

Семейный бюджет.

1

04.02

21.

Планируем семейный бюджет.

1

11.02

22.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

18.02

23.

Подсчитываем семейный доход.

1

25.02

24.

1

04.03

25.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.
.
Пенсии и пособия.

1

11.03

26.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад , выигрыш.

1

18.03

27.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

1

01.04

28.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

1

08.04

29.

Подсчитываем расходы.

1

15.04

30.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1

22.04

.

31.

Расходы на обязательные платежи.

1

29.04

32.

Как сэкономить семейные деньги?

1

06.05

33.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

1

13.05

34.

Проверь себя.

1

20.05

Итого: 34

СОГЛАСОВАНА
Протокол №1 заседания
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
02 сентября 2024 года
_____________ Глушко С.А.

СоГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
___________
Задорожняя И.В.
02 сентября 2024 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».