Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника (7-8 лет). Место в учебном плане. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) . Согласно годовому календарному графику на 2024-2025 учебный год, расписанию занятий на 2024 -2025 учебный год на изучение курса по программе выходит – 34 часа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки; -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: понимание и правильное использование финансовых терминов; представление о семейных расходах и доходах; умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; представление о различных видах семейных доходов; представление о различных видах семейных расходов; представление о способах экономии семейного бюджета. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. Тематическое планирование № п/п Раздел 1 Читательская грамотность 2. Итого Естественно-научная грамотность 3. Итого Финансовая грамотность Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 Содержание Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Что такое «бюджет»? Библиотечные 1 1 1 1 1 1 1 Итого 4. 5 Математическая грамотность Итого Проверочные работы Итого 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 2 34 Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Проверь себя Календарно-тематическое планирование № п/п Тема занятия Всего часов Дата проведения План Факт 03.09 1. Про дождевого червяка. 1 2. Дождевые черви. 1 10.09 3. Кальций. 1 17.09 4. Полезный кальций. 1 24.09 5. Сколько весит облако? 1 01.10 6. Про облака. 1 08.10 7. Хлеб, всему голова. 1 15.10 8. Про хлеб и дрожжи. 1 22.10 9. Про мел. 1 05.11 10. Интересное вещество мел. 1 12.11 11. Про мыло. 1 19.11 12. Чем интересно мыло и как оно «работает»? 1 26.11 13. История свечи. 1 03.12 14. Про свечи. 1 10.12 15. Магнит. 1 17.12 16. Проверь себя. 1 24.12 17. Волшебный Магнит. 1 14.01 18. Что такое «бюджет»? 1 21.01 19. Расходы и доходы бюджета. 1 28.01 20. Семейный бюджет. 1 04.02 21. Планируем семейный бюджет. 1 11.02 22. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. 1 18.02 23. Подсчитываем семейный доход. 1 25.02 24. 1 04.03 25. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. . Пенсии и пособия. 1 11.03 26. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад , выигрыш. 1 18.03 27. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 1 01.04 28. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. 1 08.04 29. Подсчитываем расходы. 1 15.04 30. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. 1 22.04 . 31. Расходы на обязательные платежи. 1 29.04 32. Как сэкономить семейные деньги? 1 06.05 33. Подсчитываем сэкономленные деньги. 1 13.05 34. Проверь себя. 1 20.05 Итого: 34 СОГЛАСОВАНА Протокол №1 заседания Методического совета МБОУ Ремонтненская гимназия №1 02 сентября 2024 года _____________ Глушко С.А. СоГЛАСОВАНА Заместитель директора по НМИР ___________ Задорожняя И.В. 02 сентября 2024 года