Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 5-х классов «Финансовая грамотность» составлена с учетом
рабочей программы воспитания и разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования на основе авторской программы Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы
общеобразоват. орг. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.
Данная программа работает на учащихся 5 «А» класса , рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Согласно годовому
календарному графику на 2024-2025 учебный год и расписанию занятий на 2024-2025учебный год выходит 34 часа.
Цель изучения курса «Финансовая грамотность»:
Формирование у учащихся знаний, учений и навыков, необходимых для эффективного управления личными
финансами.
Задачи:
удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной
позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка
экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебноисследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Формы проведения
Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная
формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного занятия и содержания материала. Учебные материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение
графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы
с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных
выступлений.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана с учётом
образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными
возможностями здоровья, создания условий для развития воспитательной среды.
№
п/
п
2. Содержание курса.
Календарно-тематический план с распределением часов
Количество часов
Всего
Наименование разделов и тем
часов теоретическ практическ
ие
ие
1
Введение в курс «Финансовая
грамотность»
6
5
1
2
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
26
5
21
3
Обобщение и повторение
изученного
2
-
2
34
10
24
Итого
Содержание разделов курса «Финансовая грамотность»
5 класс,
34 часа, 1 час в неделю
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние,
финансовое поведение.
Темы занятий:
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние семьи
Учимся оценивать финансовое поведение людей
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги,
купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата,
собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой
необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги),
личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Темы занятий:
Деньги: что это такое
Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Как сформировать семейный бюджет
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
Обобщение результатов изучения модуля 1
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их
обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт
процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного
бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в
решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на
благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на
основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов,
возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в
регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о
социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом,
между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов,
рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам,
проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение,
статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное
исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка
цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и
обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения
элементарных
вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке
учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований
экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение,
сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований
экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач
курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет,
особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд,
доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о
причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение
простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
план
1. 03.09
2. 10.09
Наименование разделов и тем
Колич
ество
часов
факт
Финансовая грамотность: цели и задачи
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
1
1
3. 17.09
От чего зависит благосостояние семьи
1
4. 24.09
Учимся оценивать финансовое поведение людей
1
5. 01.10
Учимся оценивать финансовое поведение людей
1
6. 08.10
Учимся оценивать своё финансовое поведение
1
7. 15.10
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
1
8. 22.10
Деньги: что это такое
1
9. 05.11
Виды денег и их функции
1
10. 12.11
Города на банкнотах России
1
11. 19.11
Учебные мини-проекты «Деньги»
1
12. 26.11
Учебные мини-проекты «Деньги»
1
13. 03.12
Из чего складываются доходы семьи
14. 10.12
Учимся считать семейные доходы Практикум
1
15. 17.12
Исследуем доходы семьи
1
16. 24.12
Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия
1
17. 14.01
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
1
18. 21.01
Потребности человека и семьи
1
19. 28.01
Как появляются расходы семьи
1
20. 04.02
Что кладут в потребительскую корзину
1
21. 11.02
Предметы первой необходимости
1
22. 18.02
Товары длительного пользования
1
23. 25.02
Учимся считать семейные расходы
1
24. 04.03
Исследуем расходы семьи
1
25. 11.03
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
1
26. 18.03
Ресурсосбережение – основа финансового благополучия
1
27. 01.04
Как сформировать семейный бюджет
1
28. 08.04
Сбережения.
1
29. 15.04
«Не в деньгах счастье»
1
30. 22.04
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
1
31. 29.04
Обобщение результатов изучения модуля
1
32. 06.05
Промежуточная аттестация по итогам года
1
33. 13.05
Конференция по курсу «Финансовая грамотность»
1
34. 20.05
Обобщение изученного по курсу 5 класса
1
СОГЛАСОВАНА
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
от 02 сентября 2024 года №1
_____________ Глушко С.А.
Заместитель директора по НМИР
________
Задорожняя И.В
02 сентября 2024 года