МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Место занятий по курсу внеурочной деятельности «Билет в будущее» для 6-7 класса в
учебном плане
Для занятий по курсу «Билет в будущее» в 6 классе отводится 34 часа в год, из
расчета 1 час в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику на 2024-2025
учебный год, расписанию занятий на 2024-2025 учебный год на занятия по курсу
внеурочной деятельности «Билет в будущее» по программе выходит 32 часа (01.05, 08.05 –
праздничные дни).
Для занятий по курсу «Билет в будущее» в 7 классе отводится 34 часа в год, из
расчета 1 час в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику на 2024-2025
учебный год, расписанию занятий на 2024-2025 учебный год на занятия по курсу
внеурочной деятельности «Билет в будущее» по программе выходит 34 часа.
.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса с
учетом аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы:
№
Темы программы
1.
Профориентационные уроки «Увлекаюсь»
2.
Профориентационная
онлайн-диагностика.
Количество часов
4
Первая
часть
3
Профориентационная выставка «Лаборатория будущего».
4
«Понимаю себя»
3.
«Узнаю рынок»
4.
Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
5.
Профориентационная
«Осознаю»
онлайн-диагностика.
Вторая
6
часть
3
6.
Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
7.
Региональный
компонент:
подготовка
и
участие
4
в
региональных конкурсах в соответствии с Дорожной картой:
10 – в 7 классе
8 - в 6 классе
конкурс видеороликов по итогам участия в проекте «Билет в
будущее», Олимпиада по профориентации, региональный
экономический форум «Мой старт в бизнес», региональный
конкурс плакатов «Я в рабочие пойду»,
региональный
фестиваль профессий «Билет в будущее Топ-Регион».
Итого
34 - в 7 классе
32 – в 6 классе
1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной
работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по классам).
Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает
возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути. Выбор
профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять
школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много
вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня
место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть
востребованным?
Тематический профориентационный урок по классам (рекомендуется проводить
после стартового урока):
6 класс: тематическое содержание урока построено на трех базовых компонентах,
которые необходимо учитывать при выборе:
●
«ХОЧУ» — ваши интересы;
●
«МОГУ» — ваши способности;
●
«БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем. 1
Информирование
обучающихся
о
профессиях
с
постепенным
расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного
представления о мире профессий и значимости трудовой деятельностинапример, как
различные
качества
или
навыки
могут
по-разному
реализовываться
в
разных
профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся
может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим. Поиск
дополнительных занятий и увлечений.
7 класс: в основе урока лежит обсуждение обязательного набора школьных предметов
7 классов общеобразовательных учреждений, таких как русский язык, литература, алгебра,
геометрия, иностранный язык, история, обществознание, физика, биология, информатика и
ИКТ, география и другие.
Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и тем с
разнообразием современных профессий и необходимых компетенций (формирование
системного представления о мире профессий, например, как знания и навыки,
приобретаемые за школьной партой, могут по-разному воплощаться в разных профессиях).
Повышение познавательного интереса к школьным предметам, а также повышение ценности
знаний, навыков и умений, которые приобретаются на этих предметах. Формирование
представлений
о
современных
компетенциях,
которые
сегодня
предъявляются
к
специалистам из различных отраслей.
2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3
часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Профориентационная
https://bvbinfo.ru/
требуемый
диагностика
обучающихся
на
интернет-платформе
(для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить
объем
профориентационной
помощи
и
сформировать
дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
Основано на идеях российских профориентологов Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н. Ф.
Родичева
1
●
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов.
В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере
самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
●
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей
и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для
6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением
«зон
потенциала»
(талантов)
для
дальнейшего
развития.
Методика
предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся
по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам
проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» (4
часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально
организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия –
моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями)
экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная
среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная
среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых
знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных
специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.
4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
(6 часов, из них: 3 часа аудиторной работы, 3 часа внеаудиторной
(самостоятельной) работы)
Профессиональные пробы. Данный формат реализуется на базе образовательных
организаций в регионе, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку
(профессиональные образовательные организации и организации высшего образования),
организаций дополнительного образования.
Определение профессиональных проб.
Особенности проведения профессиональных проб в очном и онлайн форматах: организация
выездной площадки (очный формат) в организациях профессионального и дополнительного
образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат,
реализуемый через сеть интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на
основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. Уровни
профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды:
базовая и ознакомительная.
5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»
(3
часа,
из
них:
2
часа
аудиторной
работы,
1
час
внеаудиторной
(самостоятельной) работы)
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на
уточнение рекомендации по построению образовательно - профессиональной траектории с
учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов.
В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере
самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
●
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей
и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для
6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением
«зон
потенциала»
(талантов)
для
предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
дальнейшего
развития.
Методика
Развернутая консультации по результатам повторной онлайн-диагностики.
Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате).
Возможно
проведение
консультации
с
помощью
видеозаписи
готовой
консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/).
6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
(4
часа,
из
них:
2
часа
аудиторной
работы,
2
часа
внеаудиторной
(самостоятельной) работы)
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам
проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных
рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам
профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей
(стратегических
и
тактических).
Формирование планов образовательных
шагов и
формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых
результатов у обучающихся, а именно:
Личностные:
• формирование готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
• формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
• формирование внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные:
• освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную
картину
мира)
и
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
коммуникативные, рягулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
• формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории.
Трудовые:
• формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
•формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;
• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОССИЯ МОИ ГОРИЗОНТЫ» 6-7 КЛАСС
Тема, раздел курса
Тема 1. Установочное
занятие «Моя Россия –
мои горизонты, мои
достижения» (1 час)
Дата
Вид занятия
Основное содержание
6 класс
Установочное
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального
развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях
страны. Разделение труда как условие его эффективности. Разнообразие
отраслей. Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды
занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия.
Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/, возможности личного
кабинета обучающегося.
6 кл. Три базовые компонента, которые необходимо учитывать при
выборе профессии: ‒ «ХОЧУ» – ваши интересы; ‒ «МОГУ» – ваши
способности; ‒ «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке
труда в будущем.
05.09
7 класс
03.09
Тема 2. Тематическое
профориентационное
занятие «Открой свое
будущее» (1 час)
6 класс
12.09
Тематическое
профориентаци
онное
7 класс
7 кл. Профиль обучения, выбор профиля обучения. Кто в этом может
помочь, в чем роль самого ученика. Как могут быть связаны школьные
предметы, профиль обучения и дальнейший выбор профессионального
пути. Формула «5 П»: Проблема, Постановка задачи, Поиск
информации и ресурсов, Продукт (решение), Презентация.
10.09
Тема 3. Тематическое
профориентационное
занятие «Познаю себя»
(1 час)
6 класс
19.09
7 класс
17.09
Тематическое
профориентаци
онное
Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности
диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в
будущее» https://bvbinfo.ru/
6 кл. Диагностика «Мои интересы».
7 кл. Диагностика «Мои ориентиры».
Основные виды деятельности
обучающихся
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение тематических
заданий, прохождение инструктажа.
Работа с памятками и материалами
занятия. Работа под руководством
педагога, самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение тематических
заданий, заполнение анкет
самооценки. Работа с памятками и
материалами занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение проектного
задания, заполнение анкет
самооценки. Работа с памятками и
материалами занятия. Работа под
руководством педагога, работа в
группе, презентация.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение тематических
заданий, прохождение инструктажа.
Работа с памятками и материалами
занятия. Работа под руководством
педагога, самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Тема 4. Россия
аграрная:
растениеводство,
садоводство (1 час)
Дата
6 класс
26.09
7 класс
24.09
Тема 5. Россия
индустриальная:
атомная
промышленность (1 час)
6 класс
03.10
7 класс
01.10
Тема 6. Практикоориентированное
занятие (1 час)
6 класс
10.10
7 класс
08.10
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике
Просмотр видеороликов,
нашей страны. Достижения России в отраслях аграрной сферы,
прохождение опроса в игровой
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: форме, участие в игре-разминке,
агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная
участие в дискуссии, выполнение
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
тематических заданий, прохождение
профессиональной деятельности. Варианты профессионального
инструктажа, рефлексия. Групповая
образования. Рассматриваются такие направления как: полеводство,
работа, обсуждение. Работа под
овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство.
руководством педагога,
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: растениеводство и садоводство. самостоятельная работа.
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов
отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в растениеводстве и садоводстве.
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в
Просмотр видеороликов,
экономике нашей страны. Достижения России в сфере атомной
прохождение опроса в игровой
промышленности, актуальные задачи и перспективы развития.
форме, участие в игре-разминке,
Крупнейший работодатель отрасли - корпорация "Росатом",
участие в дискуссии, выполнение
географическая представленность корпорации, перспективная
тематических заданий, прохождение
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
инструктажа, рефлексия. Групповая
профессиональной деятельности. Варианты профессионального
работа, обсуждение. Работа под
образования.
руководством педагога,
6-7 кл. Общая характеристика атомной отрасли. Ее значимость в
самостоятельная работа.
экономике страны, достижения в атомной отрасли и перспективы
развития, основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
нужные в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби,
помогающие стать успешными профессионалами. Школьные предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
атомной отрасли.
ПрактикоЗанятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии, Просмотр видеороликов, участие в
ориентированно созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет
дискуссии, выполнение тематических
е
профессиональной деятельности, направление дополнительного
заданий, прохождение инструктажа.
образования, условия работы, школьные предметы, личные качества,
Групповая работа. Работа под
цели и ценности, а также компетенции.
руководством педагога,
самостоятельная работа
Тема, раздел курса
Тема 7. Россия
аграрная: пищевая
промышленность и
общественное питание
(1 час)
Дата
Вид занятия
Основное содержание
6 класс
Отраслевое
Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в
экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых
отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития.
Особенности работодателей, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие
направления, как пищевая промышленность и общественное питание.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: пищевая промышленность и
общественное питание. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби,
помогающие стать успешными профессионалами. Школьные предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
рассматриваемых отраслях.
Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях
«биотехнологии», «экология», актуальные задачи и перспективы
развития. Особенности работодателей, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: биотехнологии и экология.
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов
отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в рассматриваемых отраслях.
Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике
нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях,
актуальные задачи и перспективы развития. Особенности
работодателей, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Рассматриваются такие направления, как полиция,
противопожарная служба, служба спасения, охрана.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: полиция, противопожарная
служба, служба спасения, охрана. Значимость отраслей в экономике
страны, основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
нужные в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби,
помогающие стать успешными профессионалами. Школьные предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
рассматриваемых отраслях.
17.10
7 класс
15.10
Тема 8. Россия
здоровая:
биотехнологии,
экология (1 час)
6 класс
Отраслевое
24.10
7 класс
22.10
Тема 9. Россия
безопасная: полиция,
противопожарная
служба, служба
спасения, охрана (1 час)
6 класс
07.11
7 класс
05.11
Отраслевое
Основные виды деятельности
обучающихся
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Тема, раздел курса
Тема 10. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Дата
6 класс
14.11
7 класс
12.11
Тема 11. Россия
комфортная: транспорт
(1 час)
6 класс
21.11
7 класс
19.11
Тема 12. Россия
здоровая: медицина и
фармация (1 час)
6 класс
28.11
7 класс
26.11
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
ПрактикоЗанятие направлено на углубление представлений о профессиях в
Знакомство с профессиями из
ориентированно изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия
изученных отраслей на основе
е
из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
материалов от работодателей.
видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических Выполнение
возможностей образовательной организации) и, благодаря их
практикоориентированных заданий
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
различной направленности
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
(аналитических, исследовательских,
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
моделирующих). Анализ профессий
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - пищевая из изученных отраслей на основе
промышленность и общественное питание; - биотехнологии и экология. «формулы профессий».
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике
Просмотр видеороликов,
нашей страны. Достижения России в отраслях комфортной среды,
прохождение опроса в игровой
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели
форме, участие в игре-разминке,
в отрасли «Транспорт», их географическая представленность,
участие в дискуссии, выполнение
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
тематических заданий, прохождение
содержание профессиональной деятельности. Варианты
инструктажа, рефлексия. Групповая
профессионального образования.
работа, обсуждение. Работа под
6-7 кл. Общая характеристика отрасли: транспорт. Значимость отрасли
руководством педагога,
в экономике страны, основные профессии, представленные в ней.
самостоятельная работа.
Знания, нужные в работе профессионалов отрасли. Интересы,
привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами.
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в отрасли
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике
Просмотр видеороликов,
нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и прохождение опроса в игровой
перспективы развития. Работодатели, их географическая
форме, участие в игре-разминке,
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
участие в дискуссии, выполнение
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
тематических заданий, прохождение
профессионального образования. Рассматриваются такие направления,
инструктажа, рефлексия. Групповая
как медицина и фармация.
работа, обсуждение. Работа под
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: медицина и фармация.
руководством педагога,
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
самостоятельная работа.
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов
отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отраслях медицина и фармация
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Тема 13. Россия
деловая:
предпринимательство (1
час)
6 класс
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей
страны. Достижения России в отрасли предпринимательства,
актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие направления,
как предпринимательство.
6-7 кл. Общая характеристика отрасли самостоятельная работа.
предпринимательство. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби,
помогающие стать успешными профессионалами. Школьные предметы
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей
страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отрасли: энергетика. самостоятельная
работа. Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов
отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отрасли
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
ПрактикоЗанятие направлено на углубление представлений о профессиях в
ориентированно изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия
е
из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических
возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): транспорт и энергетика; - медицина и фармация; предпринимательство.
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
05.12
7 класс
03.12
Тема 14. Россия
комфортная: энергетика
(1 час)
6 класс
12.12
7 класс
10.12
Тема 15. Практикоориентированное
занятие (1 час)
6 класс
19.12
7 класс
17.12
Основные виды деятельности
обучающихся
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Тема 16. Проектное
занятие (1 час)
Дата
Вид занятия
Основное содержание
6 класс
Проектное
Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения
упражнений к более активному проектированию собственной
деятельности и поиску ответов на свои вопросы, связанные с
профориентацией. Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и
предполагает знакомство с особенностями проведения тематической
беседы с родителями (значимыми взрослыми). В зависимости от
возраста ученики готовят более узкий или более широкий список
вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями
проведения интервью. Материалы занятия могут быть использованы
учениками в самостоятельной деятельности.
6 кл. Личностные особенности и выбор профессии. Формирование
представлений о значимости личностных качеств в жизни человека и в
его профессиональном становлении. Повышение мотивации к
самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках
отдельных профессиональных обязанностей. Средства компенсации
личностных особенностей, затрудняющих профессиональное развитие и
становление.
Влияние личностных качеств на жизнь человека, проявления
темперамента и его влияние на профессиональное самоопределение.
26.12
7 класс
24.12
Тема 17.
Профориентационное
тематическое занятие
«Мое будущее» (1 час)
6 класс
16.01
7 класс
14.01
Профориентаци
онное
7 кл. Профессиональные склонности и профильность обучения. Роль
профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности
и профильности общего обучения, дополнительное образование.
Персонализация образования. Способы самодиагностики
профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор
профессии. Повышение мотивации к самопознанию,
профессиональному самоопределению. Анонс возможности
самостоятельного участия в диагностике профессиональных интересов
и их возможного соотнесения с профильностью обучения «Мои
качества»
Основные виды деятельности
обучающихся
Работа с памятками и материалами
занятия, участие в дискуссии,
выполнение тематических заданий,
прохождение инструктажа. Работа в
группах. Работа под руководством
педагога, самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение тематических
заданий, прохождение инструктажа.
Работа с памятками и материалами
занятия. Работа под руководством
педагога, самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Тема 18. Россия
индустриальная: добыча
и переработка (1 час)
6 класс
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в
экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых отраслях,
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели,
их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как добыча и переработка.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: добыча и переработка.
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов
отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отраслях добычи и переработки
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике
нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отрасли: легкая промышленность.
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов
отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в легкой промышленности
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике
нашей страны. Достижения России в отраслях науки и образования,
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: наука самостоятельная работа.
и образование. Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в работе
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие
стать успешными профессионалами. Школьные предметы и
дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
науке и образовании.
23.01
7 класс
21.01
Тема 19. Россия
индустриальная: легкая
промышленность (1 час)
6 класс
30.01
7 класс
28.01
Тема 20. Россия умная:
наука и образование (1
час)
6 класс
06.02
7 класс
04.02
Отраслевое
Основные виды деятельности
обучающихся
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Тема, раздел курса
Тема 21. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Дата
6 класс
13.02
7 класс
11.02
Тема 22. Россия
индустриальная:
тяжелая
промышленность,
машиностроение (1 час)
6 класс
Вид занятия
ПрактикоЗанятие направлено на углубление представлений о профессиях в
ориентированно изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия
е
из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических
возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - добыча
и переработка, легкая промышленность; - наука и образование.
Отраслевое
20.02
7 класс
18.02
Тема 23. Россия
безопасная:
военнопромышленный
комплекс (1 час)
6 класс
27.02
7 класс
25.02
Основное содержание
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и
машиностроения в экономике нашей страны. Достижения России в
тяжелой промышленности и машиностроении, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: тяжелая промышленность и
машиностроение. Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в работе
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие
стать успешными профессионалами. Школьные предметы и
дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
тяжелой промышленности и машиностроении.
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях военнопромышленного комплекса, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отрасли: военнопромышленный
комплекс. Значимость отрасли в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в работе
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие
стать успешными профессионалами. Школьные предметы и
дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
отрасли.
Основные виды деятельности
обучающихся
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Тема 24. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Дата
6 класс
06.03
7 класс
04.03
Тема 25. Россия умная:
программирование и
телекоммуникации (1
час)
6 класс
Вид занятия
ПрактикоЗанятие направлено на углубление представлений о профессиях в
ориентированно изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия
е
из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических
возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - тяжелая
промышленность и машиностроение; - военно-промышленный
комплекс.
Отраслевое
13.03
7 класс
11.03
Тема 26. Россия
комфортная:
строительство и
архитектура (1 час)
6 класс
20.03
7 класс
18.03
Основное содержание
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью программирования и
телекоммуникаций в экономике нашей страны. Достижения России в
отраслях программирования и телекоммуникаций, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: программирование и
телекоммуникации. Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в работе
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие
стать успешными профессионалами. Школьные предметы и
дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
программировании и телекоммуникациях.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях строительства
и архитектуры, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: строительство и архитектура.
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов
отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отраслях строительства и
архитектуры.
Основные виды деятельности
обучающихся
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Тема 27. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Дата
6 класс
03.04
7 класс
01.04
Тема 28. Россия
социальная: сервис и
туризм (1 час)
6 класс
Вид занятия
ПрактикоЗанятие направлено на углубление представлений о профессиях в
ориентированно изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия
е
из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических
возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): программирование и телекоммуникации; - строительство и архитектура.
Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике
нашей страны. Достижения России в сервисе и туризме, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: сервис и туризм. Значимость
отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в
отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов отрасли. Интересы,
привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами.
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в сервисе и туризме.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике
нашей страны. Достижения России в отраслях искусства и дизайна,
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели:
агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: искусство и дизайн.
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов
отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в изучаемых отраслях.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
10.04
08.04
6 класс
17.04
7 класс
15.04
Основные виды деятельности
обучающихся
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Отраслевое
7 класс
Тема 29. Россия
креативная: искусство и
дизайн (1 час)
Основное содержание
Тема, раздел курса
Тема 30. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Дата
6 класс
24.04
7 класс
22.04
Тема 31. Россия
аграрная:
животноводство,
селекция и генетика (1
час)
6 класс
-------
Вид занятия
ПрактикоЗанятие направлено на углубление представлений о профессиях в
ориентированно изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия
е
из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических
возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - сервис и
туризм; - искусство и дизайн.
Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и
генетики в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых,
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели,
их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: животноводство, селекция и
генетика. Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в работе
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие
стать успешными профессионалами. Школьные предметы и
дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
изучаемых отраслях.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Отраслевое
Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы,
гражданская оборона» в экономике нашей страны. Достижения России в
этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Государство
как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: вооруженные силы и
гражданская оборона. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби,
помогающие стать успешными профессионалами. Школьные предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
изучаемых отраслях.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
29.04
6 класс
---------
7 класс
06.05
Основные виды деятельности
обучающихся
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Отраслевое
7 класс
Тема 32. Россия
безопасная:
вооруженные силы,
гражданская оборона (1
час)
Основное содержание
Тема, раздел курса
Дата
Тема 33. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Для 6 класса- Тема 31.
6 класс
15.05
7 класс
13.05
Тема 34. Рефлексивное
занятие (1 час)
Для 6 класса- Тема 32.
6 класс
Вид занятия
Основное содержание
ПрактикоЗанятие направлено на углубление представлений о профессиях в
ориентированно изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия
е
из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических
возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): животноводство, селекция и генетика; - вооруженные силы,
гражданская оборона.
Рефлексивное
22.05
7 класс
20.05
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
от 02 сентября 2024 года №1
_____________ Глушко С.А.
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и впечатляющим.
Какие действия в области выбора профессии совершили ученики за год
(в урочной и внеурочной деятельности, практико-ориентированном
модуле, дополнительном образовании и т. д.). Самооценка собственных
результатов. Оценка курса обучающимися, их предложения.
Основные виды деятельности
обучающихся
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий. Групповая,
индивидуальная, парная работа.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Ретроспективная и проспективная
рефлексия.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
_______________Задорожняя И.В.
02 сентября 2024 года