МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Место занятий по курсу внеурочной деятельности
будущее» для 8-9 класса в учебном плане
социального направления «Билет в
Для занятий по курсу «Билет в будущее» в 8 классе отводится 34 часов в год, из расчета 1 час
в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику на 2024-2025 учебный год,
расписанию занятий на 2024-2025
учебный год на занятия по курсу внеурочной
деятельности «Билет в будущее» по программе выходит 32 часа, так как 01.05, 08.05 –
праздничные дни
Для занятий по курсу «Билет в будущее» в 9 классе отводится 34 часов в год, из расчета 1 час
в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику на 2024-2025 учебный год,
расписанию занятий на 2024-2025
учебный год на занятия по курсу внеурочной
деятельности «Билет в будущее» по программе выходит 32 часа, так как 01.05, 08.05 –
праздничные дни
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса с учетом
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы:
№
Темы программы
1.
Профориентационные уроки «Увлекаюсь»
2.
Профориентационная
онлайн-диагностика.
Количество часов
4
Первая
часть
3
Профориентационная выставка «Лаборатория будущего».
4
«Понимаю себя»
3.
«Узнаю рынок»
4.
Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
5.
Профориентационная
онлайн-диагностика.
Вторая
6
часть
3
«Осознаю»
6.
Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
7.
Региональный
компонент:
подготовка
и
участие
4
в
региональных конкурсах в соответствии с Дорожной картой:
конкурс видеороликов по итогам участия в проекте «Билет в
будущее», Олимпиада по профориентации, региональный
8
экономический форум «Мой старт в бизнес», региональный
конкурс плакатов «Я в рабочие пойду»,
региональный
фестиваль профессий «Билет в будущее Топ-Регион».
Итого
32
1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной
работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по классам).
Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает
возможности
учащихся в
выборе персонального
профессионального
пути.
Выбор
профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять
школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много
вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня
место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть
востребованным?
Тематический профориентационный урок по классам (рекомендуется проводить после
стартового урока):
8 класс: урок знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального
развития,
возможностями
прогнозирования
результатов
профессионального
самоопределения. На уроке раскрываются существующие профессиональные направления,
варианты получения профессионального образования (уровни образования).
Актуализация
процессов
профессионального
самоопределения.
Информирование
школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее
профессиональное образование). Помощь школьникам в соотношении личных качеств и
интересов с направлениями профессиональной деятельности.
9 класс: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях
высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального
образования (СПО).
Актуализация представлений о возможных профессиональных
направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса к философии выбора и
построению своей персональной карьерной траектории развития.
2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3 часа, из
них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/
(для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем
профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию
участия в программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11
классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
●
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7,
8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением
«зон
потенциала»
(талантов)
для
дальнейшего
развития.
Методика
предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по
итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам
проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» (4 часа, из
них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Посещение
мультимедийной
выставки
«Лаборатория
будущего»
-
специально
организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия –
моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями)
экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная
среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная
среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых
знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных
специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.
4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
(6 часов, из них: 3 часа аудиторной работы, 3 часа внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Профессиональные пробы. Данный формат реализуется на базе образовательных
организаций в регионе, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку
(профессиональные образовательные организации и организации высшего образования),
организаций дополнительного образования.
Определение профессиональных проб.
Особенности проведения профессиональных проб в очном и онлайн форматах: организация
выездной площадки (очный формат) в организациях профессионального и дополнительного
образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат,
реализуемый через сеть интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на
основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. Уровни
профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды:
базовая и ознакомительная.
5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»
(3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение
рекомендации по построению образовательно - профессиональной траектории с учетом
рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11
классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
●
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7,
8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением
«зон
потенциала»
(талантов)
для
дальнейшего
развития.
Методика
повторной
онлайн-диагностики.
предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Развернутая
консультации
по
результатам
Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате).
Возможно
проведение
консультации
с
помощью
видеозаписи
готовой
консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/).
6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
(4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам
проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных
рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам
профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей
(стратегических и
тактических).
Формирование
планов
образовательных шагов
и
формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых результатов у
обучающихся, а именно:
Личностные:
•
формирование
готовности
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному самоопределению;
• формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
• формирование внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные:
•
освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются
в
нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную
картину
мира)
и
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
коммуникативные, рягулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
• формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.
Трудовые:
• формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
•формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;
• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ» 8-9 КЛАСС
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Тема 1.
Установочное
занятие «Моя Россия
– мои горизонты,
мои достижения» (1
час)
8 класс
Установочное
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение
труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей. Цели и
возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основные
образовательные формы, правила взаимодействия. Платформа «Билет в
будущее» https://bvbinfo.ru/, возможности личного кабинета обучающегося.
Тематическое
профориентац
ионное
8 кл. Соотнесение личных качеств и интересов с направлениями
профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции, «мягкие» и
«твердые» навыки.
9 кл. Преимущества обучения как в образовательных организациях высшего
образования (ООВО), так и в профессиональных образовательных
организациях (ПОО). Возможные профессиональные направления для
учащихся. Как стать специалистом того или иного направления. Как работает
система получения профессионального образования
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий, заполнение
анкет самооценки. Работа с
памятками и материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тематическое
профориентац
ионное
Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности
диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в
будущее» https://bvbinfo.ru/
8 кл. Диагностика «Мои интересы».
9 кл. Диагностика «Мои ориентиры».
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа. Работа с памятками и
материалами занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
06.09
9 класс
05.09
Тема 2.
Тематическое
профориентационное
занятие «Открой
свое будущее» (1
час)
8 класс
13.09
9 класс
12.09
Тема 3.
Тематическое
профориентационное
занятие «Познаю
себя» (1 час)
8 класс
Тема 4. Россия
аграрная:
растениеводство,
садоводство (1 час)
8 класс
20.09
9 класс
19.09
27.09
Отраслевое
Основные виды деятельности
обучающихся
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа. Работа с памятками и
материалами занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
9 класс
26.09
Тема 5. Россия
индустриальная:
атомная
промышленность (1
час)
8 класс
Отраслевое
04.10
9 класс
03.10
Тема 6. Практикоориентированное
занятие (1 час)
8 класс
11.10
Основное содержание
Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие
направления как: полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство,
лесоводство.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике
нашей страны. Достижения России в сфере атомной промышленности,
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейший работодатель
отрасли - корпорация "Росатом", географическая представленность
корпорации, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий атомной отрасли, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной
подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего
образования в подготовке специалистов для отрасли: профильность общего
обучения, направления подготовки в профессиональных образовательных
организациях
Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии,
созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет
профессиональной деятельности, направление дополнительного образования,
условия работы, школьные предметы, личные качества, цели и ценности, а
также компетенции.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа. Групповая работа.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа
Отраслевое
Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в
экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях
аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности
работодателей, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Рассматриваются такие направления, как пищевая
промышленность и общественное питание.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
10.10
8 класс
18.10
9 класс
17.10
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Практикоориентирован
ное
9 класс
Тема 7. Россия
аграрная: пищевая
промышленность и
общественное
питание (1 час)
Основные виды деятельности
обучающихся
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Тема 8. Россия
здоровая:
биотехнологии,
экология (1 час)
Дата
Вид занятия
Основное содержание
8 класс
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике
нашей страны. Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология»,
актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей
страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Рассматриваются такие направления, как полиция,
противопожарная служба, служба спасения, охрана.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из
отраслей (на выбор): - пищевая промышленность и общественное питание; биотехнологии и экология.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
25.10
9 класс
24.10
Тема 9. Россия
безопасная: полиция,
противопожарная
служба, служба
спасения, охрана (1
час)
8 класс
08.11
9 класс
07.11
Тема 10. Практикоориентированное
занятие (1 час)
8 класс
15.11
Практикоориентирован
ное
9 класс
14.11
Тема 11. Россия
комфортная:
транспорт (1 час)
8 класс
22.11
Отраслевое
Основные виды деятельности
обучающихся
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
9 класс
21.11
Тема 12. Россия
здоровая: медицина
и фармация (1 час)
8 класс
Отраслевое
29.11
9класс
28.11
Тема 13. Россия
деловая:
предпринимательств
о (1 час)
8 класс
Отраслевое
06.12
9 класс
05.12
Тема 14. Россия
комфортная:
энергетика (1 час)
8 класс
13.12
9 класс
12.12
Отраслевое
Основное содержание
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отрасли,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей
страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются
такие направления, как медицина и фармация.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей страны.
Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные задачи и
перспективы развития. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются
такие направления, как предпринимательство.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны.
Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
Основные виды деятельности
обучающихся
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
образовательных организациях.
Тема 15. Практикоориентированное
занятие (1 час)
8 класс
20.12
Практикоориентирован
ное
9 класс
19.12
Тема 16. Проектное
занятие (1 час)
8 класс
Проектное
27.12
9 класс
26.12
Тема 17.
Профориентационно
е тематическое
занятие «Мое
будущее» (1 час)
8 класс
17.01
9 класс
16.01
Профориентац
ионное
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из
отраслей (на выбор): - транспорт и энергетика; - медицина и фармация; предпринимательство.
Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения
упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и
поиску ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией. Занятие
посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с
особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми). В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более
широкий список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и
особенностями проведения интервью. Материалы занятия могут быть
использованы учениками в самостоятельной деятельности.
8 кл. Личностные особенности и выбор профессии. Формирование
представлений о значимости личностных качеств в жизни человека и в его
профессиональном становлении. Повышение мотивации к самопознанию,
пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках отдельных
профессиональных обязанностей. Средства компенсации личностных
особенностей, затрудняющих профессиональное развитие и становление.
Обсуждение профессионально важных качеств и их учет в профессиональном
выборе: требования профессии к специалисту.
9 кл. Профессиональные склонности и профильность обучения. Роль
профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и
профильности общего обучения, дополнительное образование.
Персонализация образования. Способы самодиагностики профессиональных
интересов, индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение
мотивации к самопознанию, профессиональному самоопределению. Анонс
возможности самостоятельного участия в диагностике профессиональных
интересов и их возможного соотнесения с профильностью обучения «Мои
качества»
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Работа с памятками и материалами
занятия, участие в дискуссии,
выполнение тематических заданий,
прохождение инструктажа. Работа в
группах. Работа под руководством
педагога, самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа. Работа с памятками и
материалами занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Тема 18. Россия
индустриальная:
добыча и
переработка (1 час)
Дата
Вид занятия
Основное содержание
8 класс
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике
нашей страны. Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Рассматриваются такие направления, как добыча и переработка.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике
нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
24.01
9 класс
23.01
Тема 19. Россия
индустриальная:
легкая
промышленность (1
час)
6 класс
Отраслевое
31.01
7 класс
30.01
Тема 20. Россия
умная: наука и
образование (1 час)
8 класс
07.02
9 класс
08.02
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Основные виды деятельности
обучающихся
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Тема, раздел курса
Тема 21. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Дата
Вид занятия
Основное содержание
8 класс
Практикоориентирован
ное
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из
отраслей (на выбор): - добыча и переработка, легкая промышленность; - наука
и образование.
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и
машиностроения в экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой
промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях военнопромышленного комплекса, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
14.02
9 класс
13.02
Тема 22. Россия
индустриальная:
тяжелая
промышленность,
машиностроение (1
час)
8 класс
21.02
9 класс
20.02
Тема 23. Россия
безопасная:
военнопромышленн
ый комплекс (1 час)
8 класс
28.02
9 класс
27.02
Основные виды деятельности
обучающихся
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Тема, раздел курса
Тема 24. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Дата
Вид занятия
Основное содержание
8 класс
Практикоориентирован
ное
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из
отраслей (на выбор): - тяжелая промышленность и машиностроение; - военнопромышленный комплекс.
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуникаций в
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях программирования и
телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике
нашей страны. Достижения России в отраслях строительства и архитектуры,
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
07.03
9 класс
06.03
Тема 25. Россия
умная:
программирование и
телекоммуникации
(1 час)
8 класс
14.03
9 класс
13.03
Тема 26. Россия
комфортная:
строительство и
архитектура (1 час)
8 класс
21.03
9 класс
20.03
Основные виды деятельности
обучающихся
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Тема, раздел курса
Тема 27. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Дата
Вид занятия
8 класс
Практикоориентирован
ное
04.04
9 класс
03.04
Тема 28. Россия
социальная: сервис и
туризм (1 час)
8 класс
Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей
страны. Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях,
необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
11.04
10.04
8 класс
18.04
9 класс
17.04
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из
отраслей (на выбор): - программирование и телекоммуникации; строительство и архитектура.
Основные виды деятельности
обучающихся
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Отраслевое
9 класс
Тема 29. Россия
креативная:
искусство и дизайн
(1 час)
Основное содержание
Тема, раздел курса
Тема 30. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Дата
Вид занятия
8 класс
Практикоориентирован
ное
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из
отраслей (на выбор): - сервис и туризм; - искусство и дизайн.
Практикоориентирован
ное
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из
отраслей (на выбор): - животноводство, селекция и генетика; - вооруженные
силы, гражданская оборона.
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
Рефлексивное
Итоги изучения курса за год. Что было самым важные и впечатляющим. Какие
действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в урочной и
внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле,
дополнительном образовании и т. д.). Самооценка собственных результатов.
Оценка курса обучающимися, их предложения.
Участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий. Групповая,
индивидуальная, парная работа.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Ретроспективная и проспективная
рефлексия.
25.04
9 класс
24.04
Тема 31. Практикоориентированное
занятие (1 час)
8 класс
16.05
9 класс
15.05
Тема 32.
Рефлексивное
занятие (1 час)
8 класс
23.05
9 класс
Основное содержание
22.05
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
от 02 сентября 2024 года №1
_____________ Глушко С.А.
Основные виды деятельности
обучающихся
Знакомство с профессиями из
изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение
практикоориентированных заданий
различной направленности
(аналитических, исследовательских,
моделирующих). Анализ профессий
из изученных отраслей на основе
«формулы профессий».
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
_______________Задорожняя И.В.
02 сентября 2024 года