литературное чтение 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей
программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи
изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных
учебных
действий
(познавательных,
коммуникативных,
регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с
учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального
общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального
общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения
других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает
основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и
приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской
литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие
обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или
прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением
следующих задач:
 формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного
народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня общего
речевого развития;
 осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных
понятий в соответствии с представленными предметными результатами по
классам;
 овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой
деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
 для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых
результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает
следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и
читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных
текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей,
культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,

обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
Учебным планом гимназии на 2025-2026 учебный год на изучение предмета
«Литературное чтение» выделено 4 часа в неделю, 132 часа в год. Согласно годовому
календарному графику на 2025-2026 учебный год и расписанию занятий на 2025-2026
учебный год на изучение предмета по программе выходит 131 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий. Участие в
диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении
вслух.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и определение количества звуков.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и
стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме
под диктовку и при списывании.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста
произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее
четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и
различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок:
последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской)
сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.
Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и
литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества
(отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных «Лисица и тетерев»,
«Лиса и рак», литературные (авторские) сказки К.Д. Ушинский «Петух и собака»,
сказки В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее
представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения:
его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной
темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на
примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. А.
Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева). Характеристика героя
произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его

соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственноэтических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает
никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»,
В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший
друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение
поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных
произведений А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой, С. Я. Маршака и др.).
Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и
природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с
прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое
рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении:
любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль
интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного
чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (не менее шести
произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка,
загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности
разных малых фольклорных жанров. Потешка – игровой народный фольклор. Загадки
– средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы – проявление
народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору) –
герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и
животных – воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды
текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика
героя: описание его внешности. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и
забота о животных.
Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про
Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о
маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А.
Благининой, А. Л. Барто, А. В. Митяева и др.). Осознание нравственно-этических
понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к
ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто
«Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх
произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом
жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира.

Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными,
фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо», Б.В.
Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том,
что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации –
элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при
выборе книг в библиотеке.
Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных
действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения;
 понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста;
 ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные
жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная
и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
 различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы,
сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
 анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность
событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или
отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому
содержанию;
 сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствует формированию умений:
 понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях,
различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие);
 соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста,
которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
 читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные
нормы;
 участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного
текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё
отношение к обсуждаемой проблеме;

пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы,
рисунки, предложенный план;
 объяснять своими словами значение изученных понятий;
 описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок,
рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 понимать и удерживать поставленную учебную задачу,
в случае
необходимости обращаться за помощью к учителю;
 проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык
чтения;
 с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении
читательской деятельности.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 проявлять желание работать в парах, небольших группах;
 проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться,
ответственно выполнять свою часть работы.


язык».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре
Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в
процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей
русской литературы и творчества народов России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
 освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим
людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
 осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
 выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре,
к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё
отношение в разных видах художественной деятельности;
 приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
 понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
 овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
 потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества
писателей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения
произведений, устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета),
составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки;
 соблюдать
с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;


признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания
предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и
представлены по годам обучения.
1 КЛАСС
 понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в
различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для























личного развития, находить в художественных произведениях отражение
нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми
словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и
перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму
произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного
оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не
менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные
времена года;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного
творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки,
сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать
на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть
элементарными
умениями
анализа
текста
прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность
событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или
отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с
использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения:
отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе
изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок,
содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать
(устно)
содержание
произведения
с
соблюдением
последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова,
вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3
предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3
предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом
рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по
предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Раздел 1. Обучение грамоте
1.1

Развитие речи

4

1.2

Фонетика

4

1.3

Чтение

72

Итого по разделу

80

Раздел 2. Систематический курс
Сказка народная (фольклорная) и
2.1
литературная (авторская)

6

2.2

Произведения о детях и для детей

9

2.3

Произведения о родной природе

6

2.4

Устное народное творчество — малые
фольклорные жанры

4

2.5

Произведения о братьях наших меньших

7

2.6

Произведения о маме

3

2.7

Фольклорные и авторские произведения о
чудесах и фантазии

4

2.8

Библиографическая культура (работа с
детской книгой)

1

Итого по разделу

40

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Резервное время

11

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

131

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Дата
изучения

Количество часов
№ п/п

Тема урока
Контрольные
работы

Всего

1

Выделение предложения из речевого потока. Устная и
письменная речь

1

2

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение
и слово

1

3

Моделирование состава предложения. Предложение и слово

1

4

Слушание литературного произведения о Родине. С.Д.
Дрожжин «Привет»

1

5

Различение слова и обозначаемого им предмета

1

6

Слово и слог. Как образуется слог

1

7

Выделение первого звука в слове. Выделение гласных звуков в
слове

1

8

Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных
звуков в слове

1

9

Слушание литературного произведения о Родине. Е.В. Серова
«Мой дом»

1

10

Гласные и согласные звуки

1

01.09.2025
02.09.2025
03.09.2025
04.09.2025
08.09.2025
09.09.2025
10.09.2025
11.09.2025
15.09.2025

16.09.2025
11

Сравнение звуков по твёрдости-мягкости

1

12

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов

1

13

Гласные и согласные звуки. Участие в диалоге

1

14

Отработка умения проводить звуковой анализ слова

1

15

Слушание литературного произведения о Родине.

1

16

Знакомство со строчной и заглавной буквами А, а. Звук [а]

1

17

Функция буквы А, а в слоге-слиянии

1

18

Знакомство со строчной и заглавной буквами О, о. Звук[о]

1

19

Функция буквы О, о в слоге-слиянии

1

20

Проведение звукового анализа слов с буквами И, и. Звук[и]

1

21

Буквы И, и, их функция в слоге-слиянии

1

22

Знакомство со строчной буквой ы. Звук[ы] . Буква ы, её
функция в слоге-слиянии

1

23

Слушание литературного произведения о родной природе. И.С.
Соколов-Микитов «Русский лес»

1

24

Знакомство со строчной и заглавной буквами У, у. Звук[у]

1

17.09.2025
18.09.2025
22.09.2025
23.09.2025
24.09.2025
25.09.2025
29.09.2025
30.09.2025
01.10.2025
02.10.2025
06.10.2025
07.10.2025
08.10.2025

09.10.2025
25

Проведение звукового анализа слов с буквами У, у. Буквы У, у,
их функция в слоге-слиянии

1

26

Слушание литературного произведения о родной природе. М.Л.
Михайлов «Лесные хоромы»

1

27

Знакомство со строчной и заглавной буквами Н, н. Звуки [н],
[н']

1

28

Проведение звукового анализа слов с буквами Н, н

1

29

Знакомство со строчной и заглавной буквами С, с. Звуки [с], [с']

1

30

Проведение звукового анализа слов с буквами С, с

1

31

Знакомство со строчной и заглавной буквами К, к. Звуки [к],
[к'],

1

32

Проведение звукового анализа слов с буквами К, к

1

33

Знакомство со строчной и заглавной буквами Т, т. Проведение
звукового анализа слов с буквами Т, т. Согласные звуки [т], [т']

1

34

Звуковой анализ слов с буквами Т,т

1

35

Знакомство со строчной и заглавной буквами Л, л. Согласные
звуки[л], [л']

1

36

Проведение звукового анализа слов с буквами Л, л

1

37

Знакомство со строчной и заглавной буквами Р, р. Согласные
звуки [р], [р']

1

38

Проведение звукового анализа слов с буквами Р, р

1

13.10.2025
14.10.2025
15.10.2025
16.10.2025
20.10.2025
21.10.2025
22.10.2025
23.10.2025
05.11.2025
06.11.2025
10.11.2025
11.11.2025
12.11.2025

13.11.2025
39

Знакомство со строчной и заглавной буквами В, в. Согласные
звуки [в], [в']

1

40

Проведение звукового анализа слов с буквами В, в

1

41

Знакомство со строчной и заглавной буквами Е, е. Звуки [й'э]

1

42

Проведение звукового анализа слов с буквами Е, е

1

43

Знакомство со строчной и заглавной буквами П, п. Согласные
звуки [п], [п']

1

44

Проведение звукового анализа слов с буквами П, п

1

45

Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные
звуки [м], [м']

1

46

Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные
звуки ,

1

47

Знакомство со строчной и заглавной буквами З, з. Звуки [з], [з']

1

48

Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка
навыка чтения предложений с буквами З, з

1

49

Знакомство со строчной и заглавной буквами Б, б. Проведение
звукового анализа слов с буквами Б, б. Согласные звуки [б], [б']

1

50

Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление звуков –[б-п],

1

51

Знакомство со строчной и заглавной буквами Д, д. Согласные
звуки [д], [д']

1

52

Проведение звукового анализа слов с буквами Д, д.

1

17.11.2025
18.11.2025
19.11.2025
20.11.2025
24.11.2025
25.11.2025
26.11.2025
27.11.2025
01.12.2025
02.12.2025
03.12.2025
04.12.2025
08.12.2025

Сопоставление звуков – [д-т],

09.12.2025

53

Знакомство со строчной и заглавной буквами Я, я. Звуки [й'а]
Двойная роль букв Я, я

1

54

Слушание литературного произведения о детях. В.Г. Сутеев
«Дядя Миша». Чтение текстов с изученными буквами

1

55

Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г. Проведение
звукового анализа слов с буквами Г, г. Согласные звуки [г], [г']

1

56

Закрепление знаний о буквах Г, г. Сопоставление звуков –

1

57

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч']
Сочетания ча – чу

1

58

Проведение звукового анализа слов с буквами Ч, ч

1

59

Знакомство с буквой ь. Различение функций буквы ь

1

60

Слушание литературного произведения о детях. А.Л. Барто «В
школу»

1

61

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ш, ш. Проведение
звукового анализа слов с буквами Ш, ш. Звук [ш]

1

62

Отработка навыка чтения предложений с буквами Ш, ш.
Слушание литературного произведения о животных. М.М.
Пришвин «Лисичкин хлеб»

1

63

Чтение произведений о детях Н.Н. Носова

1

64

Слушание сказок. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка
и волк»

1

65

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ж, ж

1

10.12.2025
11.12.2025
15.12.2025
16.12.2025
17.12.2025
18.12.2025
22.12.2025
23.12.2025
24.12.2025
25.12.2025
29.12.2025
30.12.2025
12.01.2026

66

Проведение звукового анализа слов с буквами Ж, ж. Сочетания
жи – ши

1

67

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ё, ё. Звуки [й'о]

1

68

Проведение звукового анализа слов с буквами Ё, ё

1

69

Знакомство со строчной и заглавной буквами Й, й. Проведение
звукового анализа слов с буквами Й, й

1

70

Слушание литературного произведения о детях. В.К.
Железников «История с азбукой»

1

71

Знакомство со строчной и заглавной буквами Х, х. Проведение
звукового анализа слов с буквами Х, х

1

72

Отработка навыка чтения. На примере произведения Л.Н.
Толстого «Ехали два мужика...»

1

73

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ю, ю. Проведение
звукового анализа слов с буквами Ю, ю.
Звуки [й'у]

1

74

Звуковой анализ слов с буквами Ю, ю

1

75

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ц, ц. [ц]
Проведение звукового анализа слов с буквами Ц, ц. Согласный
звук

1

76

Слушание стихотворений о животных. Произведение по
выбору, например, А.А. Блок «Зайчик»

1

77

Знакомство со строчной и заглавной буквами Э, э. Проведение
звукового анализа слов с буквами Э, э. Звук

1

78

Отработка техники чтения. На примере произведений В.Д.
Берестова «Читалочка» и Е.И. Чарушина «Как мальчик Женя
научился говорить букву «р»

1

13.01.2026
14.01.2026
15.01.2026
19.01.2026
20.01.2026
21.01.2026
22.01.2026
26.01.2026
27.01.2026
28.01.2026
29.01.2026
02.02.2026
03.02.2026

79

Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Звук [щ']

1

80

Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ. Сочетания
ча – ща, чу – щу

1

81

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ф, ф. Звук [ф], [ф']

1

82

Буквы Ф,ф. Чтение небольших произведений Л.Н. Толстого о
детях

1

83

Знакомство с особенностями буквы ъ. Буквы Ь и Ъ

1

84

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение
с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания на примере сказки К.И. Чуковского «Телефон»

1

85

Выразительное чтение на примере стихотворений А.Л. Барто
«Помощница», «Зайка», «Игра в слова»

1

86

Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит

1

87

Чтение произведений о буквах алфавита. С.Я. Маршак «Ты эти
буквы заучи»

1

88

Совершенствование навыка чтения. А.А. Шибаев «Беспокойные
соседки», «Познакомились»

1

89

Слушание литературных (авторских) сказок. Сказка К.И.
Чуковского «Муха-Цокотуха»

1

90

Определение темы произведения: о животных. На примере
произведений Е.И. Чарушина

1

91

Чтение небольших произведений о животных Н.И. Сладкова

1

92

Чтение рассказов о животных. Ответы на вопросы по

1

04.02.2026
05.02.2026
09.02.2026
10.02.2026
11.02.2026
12.02.2026
24.02.2026
25.02.2026
26.02.2026
02.03.2026
03.03.2026
04.03.2026
05.03.2026

содержанию произведения

10.03.2026

93

Ориентировка в книге: Обложка, оглавление, иллюстрации

1

94

Реальность и волшебство в сказке. На примере сказки И.П.
Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»

1

95

Интонация, с которой читают литературные произведения. Г.В.
Сапгир "Про медведя"

1

96

Наблюдаем за поступками героев в произведениях. С.Я Маршак
"Автобус номер двадцать пять"

1

97

Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками:
событийная сторона сказок (последовательность событий). На
примере сказки Е.И. Чарушина «Теремок» и русской народной
сказки «Рукавичка»

1

98

Отражение сюжета произведения в иллюстрациях

1

99

Сравнение героев фольклорных (народных) и литературных
(авторских) сказок: сходство и различия. На примере
произведения К.Д. Ушинского «Петух и собака»

1

100

Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества:
потешка, загадка, пословица

1

101

Загадка – средство воспитания живости ума, сообразительности

1

102

Игровой фольклор: потешки

1

103

Восприятие произведений о чудесах и фантазии: способность
автора находить необычное в окружающем мире

1

104

Мир фантазий и чудес в произведениях .Английские народные
потешки.

1

105

Открытие чудесного в обыкновенных явлениях. Перевод С.Я.

1

11.03.2026
12.03.2026
16.03.2026
17.03.2026

18.03.2026

19.03.2026
30.03.2026
31.03.2026
01.04.2026
02.04.2026
06.04.2026
07.04.2026

Маршака "Дом, который построил Джек"

08.04.2026

106

Поговорим о самом главном. К.Д. Ушинский Гусь и журавль",
Л.Н. Толстой "Белка и волк"

1

107

Понимание пословиц как средства проявления народной
мудрости, краткого изречения жизненных правил

1

108

Определение темы произведения: изображение природы в
разные времена года

1

109

Наблюдение за особенностями стихотворной речи: рифма,
ритм. Роль интонации при выразительном чтении: темп, сила
голоса

1

110

Восприятие произведений о родной природе: краски и звуки
весны

1

111

Определение темы произведения: изображение природы в
разные времена года. Настроение, которое рождает
стихотворение

1

112

Выявление главной мысли (идеи) в произведениях о природе
родного края. Любовь к Родине

1

113

Работа с детскими книгами. Отражение в иллюстрации
эмоционального отклика на произведение

1

114

Определение темы произведения: о жизни, играх, делах детей

1

115

Выделение главной мысли (идеи) произведения. На примере
текста К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает
никому» и другие: сказка М.С. Пляцковского «Помощник»

1

116

Заголовок произведения, его значение для понимания
содержания. Произведения о дружбе

1

117

Работа с текстом произведения: осознание понятий друг,
дружба, забота. Ю.И. Ермолаев "Лучший друг"

1

118

Произведения о детях. На примере произведений Е.А.

1

09.04.2026
13.04.2026
14.04.2026
15.04.2026
16.04.2026
20.04.2026
21.04.2026
22.04.2026
23.04.2026
27.04.2026
28.04.2026
29.04.2026

Благининой «Подарок», В.Н. Орлова «Кто кого?»
119

120

121

122
123
124

125

126

127

Стихотворения о детях. На примере произведений С.В.
Михалкова "Бараны", Р.С. Сефа «Совет», В.Н. Орлова «Если
дружбой...»
Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме:
проявление любви и заботы о родных людях на примере
произведений С.Я. Маршака «Хороший день» и других
Выделение главной мысли (идеи): заботливое и внимательное
отношение к родным и близким людям. На примере
стихотворения Е.А. Благининой «Посидим в тишине» и других
Работа с текстом произведения: осознание понятий труд,
взаимопомощь. На примере произведения М.С. Пляцковского
«Сердитый дог Буль»
Осознание отражённых в произведении понятий: чувство
ответственности и дружба
Определение темы произведения: о взаимоотношениях человека
и животных. Составление рассказа о самостоятельно
прочитанной книге о животных
Описание героя произведения, его внешности, действий. На
примере произведений В.В. Бианки «Лис и Мышонок», С.В.
Михалкова «Трезор»
Отражение в произведениях понятий: любовь и забота о
животных. На примере произведения М.М. Пришвина «Ёж» и
других
Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о братьях
наших меньших: бережное отношение к животным. На примере
рассказа В.А. Осеевой «Плохо»

30.04.2026
1

1

1

1
1
1

1

1

1

128

Сравнение художественных и научно-познавательных текстов:
описание героя-животного

1

129

Работа с текстом произведения: характеристика героя, его
внешности, действий.

1

04.05.2026

05.05.2026

06.05.2026

07.05.2026
12.05.2026
13.05.2026

14.05.2026

18.05.2026

19.05.2026
20.05.2026
21.05.2026

130

Оцениваем поступки детей. С.Т. Аксаков "Гнездо"

1

131

Собаки-герои

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

25.05.2026
26.05.2026
131

0

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС
Код
проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
понимать ценность чтения для решения учебных задач и

1.1

применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на
вопрос о важности чтения для личного развития

1.2

находить

в

художественных

произведениях

отражение

нравственных ценностей, традиций, быта разных народов
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на
чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами

1.3

без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для
восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не
менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания)
читать

1.4

наизусть

с

соблюдением

орфоэпических

и

пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о
детях, о семье, о родной природе в разные времена года

1.5

различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь
различать отдельные жанры фольклора (устного народного

1.6

творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы,
потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы,
стихотворения)
понимать

1.7

содержание

прослушанного

(прочитанного)

произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию
произведения
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного

1.8

(прочитанного) произведения: определять последовательность
событий

в

произведении,

характеризовать

поступки

(положительные или отрицательные) героя, объяснять значение

незнакомого слова с использованием словаря
участвовать

в

произведения:
1.9

обсуждении
отвечать

на

прослушанного
вопросы

о

(прочитанного)
впечатлении

от

произведения, использовать в беседе изученные литературные
понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание
произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением

1.10

последовательности событий, с использованием предложенных
ключевых слов, вопросов, рисунков, предложенного плана

1.11

1.12

1.13

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее
3 предложений) по заданному алгоритму
сочинять небольшие тексты по предложенному началу (не менее
3 предложений)
ориентироваться в книге (учебнике) по обложке, оглавлению,

1.14

иллюстрациям; выбирать книги для самостоятельного чтения по
совету взрослого и с учётом рекомендованного учителем списка,
рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму

1.15

обращаться

к

справочной

литературе

для

получения

дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

1 КЛАСС
Код
1

1.1

Проверяемый элемент содержания
Сказка фольклорная (народная) о животных и литературная (авторская)
(не менее четырёх произведений)
Народные сказки о животных, например, «Лисица и тетерев», «Лиса и
рак» и другие
Литературные (авторские) сказки, например, К.Д. Ушинского «Петух и

1.2

собака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по
выбору)
Произведения о детях разных жанров: рассказ, стихотворение (на
примере не менее шести произведений К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого,
Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и других). К.Д.

2

Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой
«Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик», В.А. Осеева «Три
товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» и
другие (по выбору)
Произведения о родной природе (на примере трёх-четырёх доступных

3

произведений А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, С.Я.
Маршака и другие)

4

Малые фольклорные жанры: потешка, загадка, пословица (не менее
шести произведений)
Произведения о братьях наших меньших В.В. Бианки, Е.И. Чарушина,

5

М.М. Пришвина, Н.И. Сладкова и другие (три-четыре автора по выбору).
В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М.
Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие
Произведения о маме (не менее одного автора по выбору, на примере

6

произведений Е.А. Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и других). Е.А.
Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За
что я люблю маму» и другие (по выбору)
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее

7

трёх произведений по выбору). Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел
чудо», Б.В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и

другие (по выбору)
Сведения

по

теории

и

истории

литературы.

Автор,

писатель.

Произведение. Жанры (стихотворение, рассказ); жанры фольклора малые
8

(потешка, пословица, загадка). Фольклорная и литературная сказки.
Идея. Тема. Заголовок. Литературный герой. Ритм. Рифма. Содержание
произведения. Прозаическая (нестихотворная) и стихотворная речь
Сведения

14

по

теории

и

истории

литературы.

Автор,

писатель.

Произведение. Жанры (стихотворение, басня, рассказ, повесть, драма);
жанры фольклора малые (потешка, считалка, небылица, пословица,
загадка, народная песня, былина и другие). Фольклорная сказка (сказка
о животных, бытовая, волшебная) и литературная сказка. Идея. Тема.
Заголовок. Образ художественный. Литературный герой, персонаж,
характер. Рассказчик. Портрет героя. Ритм. Рифма. Строфа. Содержание
произведения, сюжет. Композиция. Эпизод, смысловые части. Средства
художественной выразительности (сравнение, метафора, олицетворение,
эпитет, повтор, гипербола). Эпос. Лирика. Драма. Проза и поэзия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение: 1-й класс: учебник: в 2 частях; 16-е издание,
переработанное Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

https://infourok.ru
https://education.yandex.ru/main
https://interneturok.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/teachers/lk/main


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».