2Б лит чт на родном

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального
общего образования подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г.
№ 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100),
Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общемуобразованию от 2 июня 2020
г.) и с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НАРОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа
направлена на оказание методической помощи образовательным организациям и учителю и позволит:
– реализовать в процессе преподавания учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования;
– определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
Примерной основной образовательной программой начального общего образования(в редакции протокола
от 8 апреля 2015 г. № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решениемфедерального учебно-методического объединения
по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);
– разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса,
используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого
раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного
материала разделов/тем курса.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при
этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамкахпредметной области «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной
программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на
формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве
Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко - культурных,
нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного
народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской
Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом
чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное
чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему
ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их
сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в
сознании младших школьников.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
– воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку каксущественной части
родной культуры;
– включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение кего
культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
– осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранениерусской
культуры;
– развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальнойпринадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
– воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение
обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа; формирование умладшего школьника
интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей;
– формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для
национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
– обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основеизучения
произведений русской литературы;
– формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого
самосовершенствования;
– совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и спецификуразличных
текстов, участвовать в их обсуждении;
– развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных иписьменных
высказываний о прочитанном.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена на основе
требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Учебным
планом гимназии на 2025-2026 учебный год на изучение предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» выделено 1 час в неделю, 34 часа в год. Согласно годовому календарному графику на 20252026 учебный год и расписанию занятий на 2025-2026 учебный год на изучение предмета по программе
выходит 35 часов.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено
содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской
литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и
духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке»
не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу,
поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский
язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора
младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы,
входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших
школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные
младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны
духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие,
милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
реализована благодаря:

а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традициирусского
народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства:
особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности
восприятия ребёнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена,отстоящие
от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять
особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный
предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык
(русский)».
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению
речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет
культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого
выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков
включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру
русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является
концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьноговозраста, что
находит отражение в специфике выбранных произведений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения
и передачи нравственных традиций и ценностей;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в
систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; формирование представлений
о мире, национальной культуре и истории, первоначальных этических представлений, понятий о добре и
зле, нравственности; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую
литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Личностные результаты:
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного
построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого
иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как
источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
–
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и
декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
–
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное
поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
–
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста,
понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
–
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
–
использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
–
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (для всех видов текстов);
–
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в
группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов);
–
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Учащийся научится:
–
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Учащийся научится:
–
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на
примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
–
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,
пословица и др.), приводить примеры этих произведений;
–
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Учащийся научится:
–
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

–
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел 1. «Мир детства» (19 ч)
Я и книги
Е.Н.Егорова «Нянины сказки», Т.А.Луговская «Как знаю, как помню, как умею», Л.К.Чуковская
«Память детства. Мой отец Корней Чуковский»
Я взрослею
Пословицы. Л.И.Кузмин «Дом с колокольчиком», В.В.Бианки «Сова», Б.В.Шергин «Плотник думает
топором», Е.А.Пермяк «Маркел-Самодел и его дети», В.В.Голявкин «Этот мальчик», С.П.Алексеев
«Медаль». Пословицы.
Семья крепка ладом
Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», М.В.Дружинина «Очень полезный подарок», С.Г.Георгиев «Стрекот
кузнечика», В.В.Голявкин «Мой добрый папа». Пословицы
Я фантазирую и мечтаю
Н.К.Абрамцева «Заветное желание», В.В. Григорьева «Мечта», Л.Н.Толстой «Воспоминания»
Раздел 2. «Россия – Родина моя» (15 часов)
Люди земли Русской
В.А. Бахревский «Рябово», М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова», М.Л.
Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь»И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский»
Народные праздники, связанные с временами года
И.С. Шмелёв «Масленица». Песни-веснянки. Л.Ф. Воронкова «Праздник весны». В.А. Жуковский
«Жаворонок»А.С. Пушкин «Птичка». А.А. Коринфский «Август-собериха», «Спожинки»
О родной природе
Загадка. И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает…». Л.Ф. Воронкова «Подстежники». Ю.И. Коваль
«Фарфоровые колокольчики». М.С. Пляцковский «Колокольчики». Е.А. Благинина «Журавушка».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование

Кол-во часов

Раздел 1. «Мир детства»
Раздел 2. «Россия – Родина моя»
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2класс
№
п/п

Тема урока

Дата
изуч
ения

Итого:

19 часа
16 часов
35 ч.

Виды, формы
контроля

1.

Е.Н.Егорова «Нянины сказки»

1

02.09.2025

Устный опрос

2.

1

09.09.2025

Устный опрос

1

16.09.2025

Устный опрос

4.

Т.А.Луговская «Как знаю, как помню, как
умею»
Л.К.Чуковская «Память детства. Мой отец
Корней Чуковский»
Пословицы. Л.И.Кузмин «Дом с колокольчиком»

1

23.09.2025

Устный опрос

5.

В.В.Бианки «Сова»

1

30.09.2025

Устный опрос

3.

6.

Б.В.Шергин «Плотник думает топором»

1

07.10.2025

Устный опрос

7.

Е.А.Пермяк «Маркел-Самодел и его дети»

1

14.10.2025

Устный опрос

8.

В.В. Голявкин «Этот мальчик»

1

21.10.2025

Устный опрос

9.

В.В. Голявкин «Этот мальчик»

1

11.11.2025

Устный опрос

10.

С.П.Алексеев «Медаль». Пословицы.

1

18.11.2025

Устный опрос

11.

Л.Н.Толстой «Отец и сыновья»

1

25.11.2025

Устный опрос

12.

М.В.Дружинина «Очень полезный подарок»

1

02.12.2025

Устный опрос

13.

С.Г.Георгиев «Стрекот кузнечика»

1

09.12.2025

Устный опрос

14.

В.В. Голявкин «Мой добрый папа». Пословицы

1

16.12.2025

Устный опрос

15.

Н.К.Абрамцева «Заветное желание»

1

23.12.2025

Устный опрос

17.

В.В. Григорьева «Мечта»

1

13.01.2026

Устный опрос

18.

Л.Н.Толстой «Воспоминания»

1

20.01.2026

Устный опрос

19.

Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Мир детства»

1

27.01.2026

Устный опрос

20.

В.А. Бахревский «Рябово»

1

03.02.2026

Устный опрос

22.

М.А. Булатов, В.И. Порудоминский
«Собирал человек слова»
М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на
помощь»
М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на
помощь»И.К. Языкова
«Преподобный Сергий Радонежский»

1

17.02.2026

16.

21.
23.
24.
25.

Н.К.Абрамцева «Заветное желание»

В.А. Бахревский «Рябово»

1

30.12.2025

1

10.02.2026

Устный опрос

Устный опрос
Устный опрос

1

24.02.2026

Устный опрос

1

03.03.2026

Устный опрос

И.С. Шмелёв «Масленица». Песни- веснянки

1

10.03.2026

Устный опрос

26.

Л.Ф. Воронкова «Праздник весны»

1

17.03.2026

Устный опрос

28.

А.А. Коринфский «Август-собериха»,
«Спожинки»

1

07.04.2026

Устный опрос

Загадка. И.С. Никитин «В чистом поле тень
шагает…»
Л.Ф. Воронкова «Подснежники»

1

14.04.2026

Устный опрос

21.04.2026

Устный опрос

Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М.С.
Пляцковский
«Колокольчики»

1
1

28.04.2026

Устный опрос

1

05.05.2026

Устный опрос

27.

29.
30.
31.
32.

В.А. Жуковский «Жаворонок»А.С. Пушкин «Птичка»

Поляны муравы одели. В.А. Солоухин
«Трава»

1

31.03.2026

Устный опрос

33
34
35

Е.А. Благинина «Журавушка». Опрос по пройденным
произведения «Что? Где?
Когда?»
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Россия – Родина моя»

1

12.05.2026

Устный опрос

1

19.05.2026

Устный опрос

Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Россия – Родина моя»

1

26.05.2026

Устный опрос

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

35

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс О.М. Александрова.;М.И.
Кузнецова.;
Л.А. Романова М.: Просвещение;2023;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».