окружающий мир 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная
область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего
мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на
достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную
среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной
и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с
творческим
использованием
приобретённых
знаний
в
речевой,
изобразительной, художественной деятельности;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений
в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного
проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и
обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение
общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого
гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков
и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебным планом гимназии на 2025-2026 учебный год на изучение предмета
«Окружающий мир» выделено 2 часа в неделю, 68 часов в год. Согласно годовому
календарному графику на 2025-2026 учебный год и расписанию занятий на 2025-2026
учебный год на изучение предмета по программе выходит 69 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава
государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика
родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год,
День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День
Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России
и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого
человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от
их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения,
опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам
звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет
Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и
смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе
наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный
поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России,

моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и
за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние
человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в
природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах,
зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста
с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста,
правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск
достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и
детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки,
форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной
зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в разных
формах; оценивать объективность информации, учитывать правила

безопасного использования электронных образовательных и информационных
ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнокоммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);
 делать
сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё
иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура,
долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект
Всемирного природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в
деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия
организма вредных привычек;
 описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости,
доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе
сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей
страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть
трудности и возможные ошибки;
 контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать
учебные действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей –
руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и
жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотическоговоспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав
и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственноговоспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении
гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическоговоспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и
интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовоговоспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологическоговоспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценностинаучногопознания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление
познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовыелогическиедействия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
2) Базовыеисследовательскиедействия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;

проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основе предложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать
правила
информационной
безопасности
в
условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;


использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста
о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
 предвидеть
возможность
возникновения
трудностей
и
ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
 оценивать
целесообразность
выбранных
способов
действия,
при
необходимости корректировать их.
Совместнаядеятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
 соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с
веками и периодами истории России;
 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных
событиях истории России, наиболее известных российских исторических
деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и
родного края;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и
своего региона;
 проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами
природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
 распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств;
 использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших
явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён
года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены
природных зон);
 называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в
России и за рубежом (в пределах изученного);
 называть экологические проблемы и определять пути их решения;
 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе и обществе;











использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,
торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях,
библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять
безопасный
поиск
образовательных
ресурсов
и
верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Наименованиеразделов и
темпрограммы

Количествочасов
Всего

Контрольныеработы

Практическиеработы

Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы

Раздел 1.Человек и общество
1.1

Нашародина РоссийскаяФедерация

10

1.2

История Отечества. «Лента
времени» и историческая
карта

17

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное
культурное наследие

6

Итогопоразделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2.Человек и природа
2.1

Методы познания
окружающей природы.
Солнечная система

5

2.2

Формы земной поверхности.
Водоемы и их разнообразие

9

2.3

Природные зоны России:
общее представление,
основные природные зоны

5

2.4

Природные и культурные
объекты Всемирного наследия.

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Экологическиепроблемы
Итогопоразделу

24

Раздел 3.Правила безопаснойжизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек

1

3.2

Безопасность в городе.
Безопасность в сети Интернет

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итогопоразделу

4

Резервноевремя

8

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

69

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/
п

Количествочасов
Темаурока

Всег
о

Контрольныерабо
ты

Датаизучен
ия

Электронныецифровыеобразовательныер
есурсы

1

Как человек изучает
окружающую природу?

1

02.09.2025

2

Солнце - звезда

1

04.09.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c

3

Планеты Солнечной системы.
Луна – спутник Земли

1

09.09.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca

4

Смена дня и ночи на Земле
как результат вращения
планеты вокруг своей оси
(практические работы с
моделями и схемами)

1

11.09.2025

5

Мирглазамигеографа

1

16.09.2025

6

Историческое время. Что
такое «лента времени»?

1

18.09.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2

7

Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы

1

23.09.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118

8

Контрольнаяработа

1

25.09.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a

9

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

30.09.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636

1

10

Равнины России: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская (название, общая
характеристика, нахождение
на карте)

1

02.10.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996

11

Горные системы России:
Урал, Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные
вершины, место нахождения
на карте)

1

07.10.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58

12

Водоёмы Земли, их
разнообразие. Естественные
водоёмы: океан, море, озеро,
болото. Примерыводоёмов в
России

1

09.10.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc

13

Рекакакводныйпоток

1

14.10.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae

14

Крупнейшие реки России:
название, нахождение на
карте

1

16.10.2025

15

Характеристика природных
зон России: арктическая
пустыня. Связи в
природнойзоне

1

21.10.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34

16

Характеристика природных
зон России: тундра. Связи в
природнойзоне

1

23.10.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e

17

Характеристика природных
зон России: тайга. Связи в
природнойзоне

1

06.11.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08

18

Характеристика природных
зон России: смешанный лес.
Связи в природнойзоне

1

11.11.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce

19

Характеристика природных
зон России: степь и
полупустыня. Связи в
природнойзоне

1

13.11.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac

20

Формы земной поверхности
(на примере родного края)

1

18.11.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526

21

Водоёмы и реки родного края

1

20.11.2025

22

Использование рек и
водоёмов человеком
(хозяйственная деятельность,
отдых). Охранарек и
водоёмов

1

25.11.2025

23

Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды,
полезных ископаемых, флоры
и фауны)

1

27.11.2025

24

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды
(общая характеристика)

1

02.12.2025

25

Контрольная работа по теме
"Природные зоны"

1

26

Нашиподземныебогатства

1

09.12.2025

27

Земля-кормилица

1

11.12.2025

28

Новоевремя

1

16.12.2025

29

Новейшее время: история

1

18.12.2025

1

04.12.2025

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54

продолжается сегодня
30

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной
жизни

1

23.12.2025

31

Города России. Древние
города России.
Страницыистории

1

25.12.2025

32

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

30.12.2025

33

Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в
Московском государстве

1

13.01.2026

34

Образование и культура в
Московском государстве

1

15.01.2026

35

Страницы истории
Российской империи. Пётр I

1

20.01.2026

36

Страницы Российской
империи. Преобразования в
культуре, науке, быту

1

22.01.2026

37

Образование в
Российскойимперии

1

27.01.2026

38

Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя: развитие
культуры XVIII века
(архитектура, живопись,
театр)

1

29.01.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa

39

«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты и
писатели, композиторы и
художники XIX века

1

03.02.2026

40

Первая Отечественная война:
1812 год. Защита Родины от
французских завоевателей

1

05.02.2026

41

Страницы истории России ХХ
века

1

10.02.2026

42

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: как все
начиналось…

1

12.02.2026

43

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: главные
сражения

1

17.02.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800

44

Всё для фронта – всё для
победы

1

19.02.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4

45

ВзятиеБерлина. ПарадПобеды

1

24.02.2026

46

Мы живём в Российской
Федерации

1

26.02.2026

47

Контрольная работа по теме
"Страницы истории России"

1

48

Государственное устройство
РФ (общее представление).
Конституция РФ. Президент
РФ. Политикоадминистративная карта
России

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0

03.03.2026

0503.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188

49

Родной край. Знаменитые
люди родного края

1

10.03.2026

50

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и
гуманизм, справедливость и
уважение

1

12.03.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea

51

Права и обязанности
гражданина Российской
Федерации. Праваребёнка

1

17.03.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336

52

ГосударственныепраздникиРо
ссии

1

19.03.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50

53

Праздник в жизни общества и
человека

1

31.03.2026

54

Праздники и памятные даты
своего региона

1

02.04.2026

55

Малая Родина гражданина
России.
Достопримечательности
родного края

1

07.04.2026

56

Наша малая Родина: главный
город

1

09.04.2026

57

Города России. Города-герои.
Страницы истории

1

14.04.2026

58

Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия в России

1

16.04.2026

59

Природные и культурные
объекты Всемирного

1

21.04.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c

наследия за рубежом
60

Всемирноекультурноенаследи
е

1

23.04.2026

61

Охранаисторикокультурногонаследия

1

28.04.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2

62

О вредных для здоровья
привычках

1

30.04..2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2

63

Правила цифровой
грамотности при
использовании Интернет

1

05.05.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50

64

Проверочная работа по
итогам обучения в 4 классе

1

07.05.2026

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306

65

Планирование маршрутов с
учётом транспортной
инфраструктуры населённого
пункта. Безопасное поведение
при езде на велосипеде.
Дорожные знаки

1

12.05.2026

66

Правила поведения в
общественных местах.

1

14.05.2026

67

Правила поведения назонах
отдыха, учреждениях.

1

Правила поведения культуры
в торговых центрах

1

Правила поведения в парке,
кинотеатре.

1

68
69

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

69

1

19.05.2026
21.05.2026
26.05.2026
4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru
https://education.yandex.ru/main
https://interneturok.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/teachers/lk/main


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».