ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная
область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего
мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на
достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную
среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной
и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с
творческим
использованием
приобретённых
знаний
в
речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений
в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного
проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и
обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение
общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого
гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков
и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебным планом гимназии на 2025-2026 учебный год на изучение предмета
«Окружающий мир» выделено 2 часа в неделю, 68 часов в год. Согласно годовому
календарному графику на 2025-2026 учебный год и расписанию занятий на 2025-2026
учебный год на изучение предмета по программе выходит 69 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава
государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика
родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год,
День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День
Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России
и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого
человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от
их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения,
опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам
звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет
Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и
смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе
наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный
поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России,
моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и
за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние
человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в
природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах,
зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста
с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста,
правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск
достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и
детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки,
форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной
зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных
формах; оценивать объективность информации, учитывать правила
безопасного использования электронных образовательных и информационных
ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнокоммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);
делать
сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё
иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура,
долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект
Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в
деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия
организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости,
доброты, справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе
сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей
страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть
трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать
учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей –
руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и
жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотическоговоспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав
и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственноговоспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении
гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическоговоспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и
интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовоговоспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологическоговоспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценностинаучногопознания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление
познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовыелогическиедействия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
2) Базовыеисследовательскиедействия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
соблюдать
правила
информационной
безопасности
в
условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста
о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
предвидеть
возможность
возникновения
трудностей
и
ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
оценивать
целесообразность
выбранных
способов
действия,
при
необходимости корректировать их.
Совместнаядеятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с
веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных
событиях истории России, наиболее известных российских исторических
деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и
родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и
своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами
природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших
явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён
года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены
природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в
России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,
торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях,
библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять
безопасный
поиск
образовательных
ресурсов
и
верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Количествочасов
Всего
Контрольныеработы
Практическиеработы
Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы
Раздел 1.Человек и общество
1.1
Нашародина РоссийскаяФедерация
10
1.2
История Отечества. «Лента
времени» и историческая
карта
17
1.3
Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное
культурное наследие
6
Итогопоразделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
33
Раздел 2.Человек и природа
2.1
Методы познания
окружающей природы.
Солнечная система
5
2.2
Формы земной поверхности.
Водоемы и их разнообразие
9
2.3
Природные зоны России:
общее представление,
основные природные зоны
5
2.4
Природные и культурные
объекты Всемирного наследия.
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Экологическиепроблемы
Итогопоразделу
24
Раздел 3.Правила безопаснойжизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек
1
3.2
Безопасность в городе.
Безопасность в сети Интернет
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итогопоразделу
4
Резервноевремя
8
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
69
4
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/
п
Количествочасов
Темаурока
Всег
о
Контрольныерабо
ты
Датаизучен
ия
Электронныецифровыеобразовательныер
есурсы
1
Как человек изучает
окружающую природу?
1
02.09.2025
2
Солнце - звезда
1
04.09.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c
3
Планеты Солнечной системы.
Луна – спутник Земли
1
09.09.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca
4
Смена дня и ночи на Земле
как результат вращения
планеты вокруг своей оси
(практические работы с
моделями и схемами)
1
11.09.2025
5
Мирглазамигеографа
1
16.09.2025
6
Историческое время. Что
такое «лента времени»?
1
18.09.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2
7
Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы
1
23.09.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118
8
Контрольнаяработа
1
25.09.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a
9
Знакомство с Международной
Красной книгой
1
30.09.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636
1
10
Равнины России: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская (название, общая
характеристика, нахождение
на карте)
1
02.10.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996
11
Горные системы России:
Урал, Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные
вершины, место нахождения
на карте)
1
07.10.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58
12
Водоёмы Земли, их
разнообразие. Естественные
водоёмы: океан, море, озеро,
болото. Примерыводоёмов в
России
1
09.10.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc
13
Рекакакводныйпоток
1
14.10.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae
14
Крупнейшие реки России:
название, нахождение на
карте
1
16.10.2025
15
Характеристика природных
зон России: арктическая
пустыня. Связи в
природнойзоне
1
21.10.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34
16
Характеристика природных
зон России: тундра. Связи в
природнойзоне
1
23.10.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e
17
Характеристика природных
зон России: тайга. Связи в
природнойзоне
1
06.11.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08
18
Характеристика природных
зон России: смешанный лес.
Связи в природнойзоне
1
11.11.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce
19
Характеристика природных
зон России: степь и
полупустыня. Связи в
природнойзоне
1
13.11.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac
20
Формы земной поверхности
(на примере родного края)
1
18.11.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526
21
Водоёмы и реки родного края
1
20.11.2025
22
Использование рек и
водоёмов человеком
(хозяйственная деятельность,
отдых). Охранарек и
водоёмов
1
25.11.2025
23
Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды,
полезных ископаемых, флоры
и фауны)
1
27.11.2025
24
Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды
(общая характеристика)
1
02.12.2025
25
Контрольная работа по теме
"Природные зоны"
1
26
Нашиподземныебогатства
1
09.12.2025
27
Земля-кормилица
1
11.12.2025
28
Новоевремя
1
16.12.2025
29
Новейшее время: история
1
18.12.2025
1
04.12.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54
продолжается сегодня
30
Государство Русь. Страницы
общественной и культурной
жизни
1
23.12.2025
31
Города России. Древние
города России.
Страницыистории
1
25.12.2025
32
Государство Русь. Человек защитник своего Отечества
1
30.12.2025
33
Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в
Московском государстве
1
13.01.2026
34
Образование и культура в
Московском государстве
1
15.01.2026
35
Страницы истории
Российской империи. Пётр I
1
20.01.2026
36
Страницы Российской
империи. Преобразования в
культуре, науке, быту
1
22.01.2026
37
Образование в
Российскойимперии
1
27.01.2026
38
Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя: развитие
культуры XVIII века
(архитектура, живопись,
театр)
1
29.01.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa
39
«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты и
писатели, композиторы и
художники XIX века
1
03.02.2026
40
Первая Отечественная война:
1812 год. Защита Родины от
французских завоевателей
1
05.02.2026
41
Страницы истории России ХХ
века
1
10.02.2026
42
Великая Отечественная война
1941-1945 гг: как все
начиналось…
1
12.02.2026
43
Великая Отечественная война
1941-1945 гг: главные
сражения
1
17.02.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800
44
Всё для фронта – всё для
победы
1
19.02.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4
45
ВзятиеБерлина. ПарадПобеды
1
24.02.2026
46
Мы живём в Российской
Федерации
1
26.02.2026
47
Контрольная работа по теме
"Страницы истории России"
1
48
Государственное устройство
РФ (общее представление).
Конституция РФ. Президент
РФ. Политикоадминистративная карта
России
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0
03.03.2026
0503.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188
49
Родной край. Знаменитые
люди родного края
1
10.03.2026
50
Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и
гуманизм, справедливость и
уважение
1
12.03.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea
51
Права и обязанности
гражданина Российской
Федерации. Праваребёнка
1
17.03.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336
52
ГосударственныепраздникиРо
ссии
1
19.03.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50
53
Праздник в жизни общества и
человека
1
31.03.2026
54
Праздники и памятные даты
своего региона
1
02.04.2026
55
Малая Родина гражданина
России.
Достопримечательности
родного края
1
07.04.2026
56
Наша малая Родина: главный
город
1
09.04.2026
57
Города России. Города-герои.
Страницы истории
1
14.04.2026
58
Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия в России
1
16.04.2026
59
Природные и культурные
объекты Всемирного
1
21.04.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c
наследия за рубежом
60
Всемирноекультурноенаследи
е
1
23.04.2026
61
Охранаисторикокультурногонаследия
1
28.04.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2
62
О вредных для здоровья
привычках
1
30.04..2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2
63
Правила цифровой
грамотности при
использовании Интернет
1
05.05.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50
64
Проверочная работа по
итогам обучения в 4 классе
1
07.05.2026
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306
65
Планирование маршрутов с
учётом транспортной
инфраструктуры населённого
пункта. Безопасное поведение
при езде на велосипеде.
Дорожные знаки
1
12.05.2026
66
Правила поведения в
общественных местах.
1
14.05.2026
67
Правила поведения назонах
отдыха, учреждениях.
1
Правила поведения культуры
в торговых центрах
1
Правила поведения в парке,
кинотеатре.
1
68
69
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
69
1
19.05.2026
21.05.2026
26.05.2026
4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru
https://education.yandex.ru/main
https://interneturok.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/teachers/lk/main