рус.яз 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского

народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебным планом гимназии на 2025-2026 учебный год на изучение предмета
«Русский язык» выделено 5 часов в неделю, 170 часов в год. Согласно
годовому календарному графику на 2025-2026 учебный год и расписанию
занятий на 2025-2026 учебный год на изучение предмета по программе
выходит 168 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове
по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье
во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение
изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь
между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные
предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные
предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:

безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий);безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только- то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык»,
которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому
на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3]Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте»
изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены
[4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех
разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные

универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;




выполнять совместные
предложенные образцы.

проектные

задания

с

опорой

на

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классеобучающийся научится:


















осознавать многообразие языков и культур на территории
Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных
духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к
предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,
определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова
с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в
объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять грамматические признаки имён существительных:
склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола;
определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время,
лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем
времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и


















будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор
глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во
множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания
имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные
личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
на изученные правила, описки;


















осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5
предложений) для конкретной ситуации письменного общения
(письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным
темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и
обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять
ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том
числе из числа верифицированных электронных ресурсов,
включённых в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Библиотека ЦОК

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

2

3

Лексика

5

4

Состав слова

5

5

Морфология

43

3

6

Синтаксис

16

2

7

Орфография и пунктуация

50

5

8

Развитие речи

30

Резервное время

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

168

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

Дата
изучения

1

Русский язык как язык межнационального
общения. Наша речь и наш язык

1

01.09.2025

2

Текст: тема и основная мысль. Текст и его
план

1

02.09.2025

3

Текст: заголовок

1

03.09.2025

4

Текст. План текста

1

04.09.2025

5

Изложение "Первая вахта"

1

05.09.2025

6

Вспоминаем типы текстов

1

08.09.2025

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434f36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84452d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843585a

7

Различаем тексты-повествования, текстыописания и тексты-рассуждения

1

09.09.2025

,
https://m.edsoo.ru/f843617e

,
https://m.edsoo.ru/f8437a56

8

Входной контрольный диктант

1

9

Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные

1

1

10.09.2025

11.09.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443586

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af8

10

Виды предложений по эмоциональной
окраске: восклицательные и
невосклицательные

1

12.09.2025

11

Предложения с обращениями.

1

15.09.2025

12

Главные и второстепенные члены
предложения

1

16.09.2025

13

Распространенные и нераспространенные
предложения

1

17.09.2025

14

Словосочетание

1

18.09.2025

15

Связь слов в словосочетании

1

19.09.2025

16

Связь между словами в предложении (при
помощи смысловых вопросов)

1

22.09.2025

17

Связь слов в словосочетании: обобщение

1

23.09.2025

18

Что такое однородные члены
предложения

1

24.09.2025

19

Однородные члены предложения

1

25.09.2025

20

Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста. Изложение

1

26.09.2025

21

Предложения с однородными членами:
без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и

1

29.09.2025

22

Интонация перечисления в предложениях
с однородными членами

1

30.09.2025

23

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными

1

01.10.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435c42

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84359a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251244

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2513de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441466

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438e60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438e60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018

союзами
24

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными
союзом и

1

02.10.2025

25

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но

1

03.10.2025

26

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами без союзов

1

06.10.2025

27

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но, и без союзов

1

07.10.2025

28

Написание текста по репродукции
картины И. Левитана "Золотая осень"

1

08.10.2025

29

Контрольный диктант

1

30

Запятая между однородными членами,
соединенными союзом. Тренинг

1

10.10.2025

31

Простое и сложное предложение. Как
отличить сложное предложение от
простого предложения?

1

13.10.2025

32

Союз как часть речи

1

14.10.2025

33

Сложные предложения

1

15.10.2025

34

Сложные предложения с союзами и, а, но

1

16.10.2025

35

Союзы «и», «а», «но» в простых и
сложных предложениях

1

17.10.2025

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8427ef8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842809c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8445822

09.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84391a8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844436e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84445f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84444d6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84448dc

36

Наблюдаем за знаками препинания в
сложном предложении, состоящем из
двух простых

1

37

Контрольный диктант.

1

38

Пробуем ставить знаки препинания в
сложном предложении, состоящем из
двух простых

1

22.10.2025

39

Предложения с прямой речью после слов
автора

1

23.10.2025

40

Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов
автора

1

24.10.2025

41

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи устаревших слов.
О происхождении слов. Заимствованные
слова

1

05.11.2025

42

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов,
антонимов, омонимов. Слово и его
значение. Многозначные слова

1

06.11.2025

43

Наблюдаем за использованием в речи
фразеологизмов

1

07.11.2025

44

Учимся понимать фразеологизмы

1

10.11.2025

45

Учимся использовать фразеологизмы

1

11.11.2025

46

Повторяем состав слова

1

12.11.2025

47

Основа слова

1

13.11.2025

20.10.2025
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444ada

21.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444bfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436656

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436818

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436b10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436caa

48

Неизменяемые слова: состав слова.
Выделение в словах окончания, корня,
приставки, суффикса

1

14.11.2025

49

Отрабатываем разбор слова по составу

1

17.11.2025

50

Правописание суффиксов имён
существительных. Правописание
приставок и суффиксов

1

18.11.2025

51

Правила правописания, изученные в 1-3
классах. Правописание безударных
гласных в корне слова. Правописание
парных по глухости-звонкости согласных
звуков в корне слова

1

19.11.2025

52

Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах. Правописание
непроизносимых согласных.
Правописание слов с удвоенными
согласными. Правописание слов с
буквами Ъ и Ь

1

20.11.2025

53

Контрольный диктант

1

54

Обобщение: самостоятельные и
служебные части речи

1

24.11.2025

55

Наречие: значение, вопросы,
употребление в речи

1

25.11.2025

56

Как образуются наречия. Виды наречий
(наблюдение)

1

26.11.2025

57

Наречие: обобщение знаний

1

27.11.2025

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436ffc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8445a70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84378da

21.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84383ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844304a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443298

58

Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи. Состав
неизменяемых слов

1

28.11.2025

59

Имя существительное. Признаки
падежных форм.

1

01.12.2025

60

Несклоняемые имена существительные

1

02.12.2025

61

Имена существительные 1, 2, 3-го
склонения

1

03.12.2025

62

Падежные окончания имен
существительных 1-го склонения

1

04.12.2025

63

Падежные окончания имен
существительных 2-го склонения

1

05.12.2025

64

Падежные окончания имен
существительных 3-го склонения

1

08.12.2025

65

Особенности падежных окончаний имён
существительных в дательном и
предложном падеже

1

09.12.2025

66

Особенности падежных окончаний имён
существительных в родительном и
винительном падеже

1

10.12.2025

67

Правописание падежных окончаний имён
существительных 1 склонения

1

11.12.2025

68

Правописание падежных окончаний имён
существительных 2 склонения

1

12.12.2025

69

Правописание падежных окончаний имён
существительных 3 склонения

1

15.12.2025

70

Правописание падежных окончаний имён

1

16.12.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439ff4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439e64

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437344

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437344

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

существительных в родительном и
винительном падеже
71

Правописание падежных окончаний имён
существительных в дательном и
предложном падеже

1

17.12.2025

72

Правописание падежных окончаний имён
существительных в творительном падеже

1

18.12.2025

73

Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных во
множественном числе

1

19.12.2025

74

Контрольный диктант

1

75

Падежные окончания имён
существительных множественного числа
в дательном, творительном, предложном
падежах

1

23.12.2025

76

Безударные падежные окончания имён
существительных: систематизация

1

24.12.2025

77

Безударные падежные окончания имён
существительных: обобщение

1

25.12.2025

78

Морфологический разбор имени
существительного

1

26.12.2025

79

Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных в
единственном числе

1

29.12.2025

80

Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных во
множественном числе

1

30.12.2025

81

Имя прилагательное. Значение и

1

12.01.2026

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a2c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a67a

22.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a95e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437768

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437c72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843ac10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a152

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843760a

Библиотека ЦОК

употребление имён прилагательных

https://m.edsoo.ru/f843ad5a

Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного. Род и число имен
прилагательных

Библиотека ЦОК
1

83

Пишем сжатый пересказ текста

1

14.01.2026

84

Склонение имен прилагательных

1

15.01.2026

85

Правописание падежных окончаний имён
прилагательных

1

16.01.2026

86

Правописание падежных окончаний имён
прилагательных в единственном числе

82

13.01.2026

https://m.edsoo.ru/f843ae9a

,
https://m.edsoo.ru/f843afda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b818

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438122

Библиотека ЦОК
1

19.01.2026

https://m.edsoo.ru/f843bac0

,
https://m.edsoo.ru/f843bc28

87

Редактируем предложенный текст. Работа
с деформированными предложениями и
текстом

1

20.01.2026

88

Особенности склонения имён
прилагательных во множественном числе

1

21.01.2026

89

Правописание падежных окончаний имён
прилагательных во множественном числе

1

22.01.2026

90

Пишем сочинение-описание на тему.
Составление сравнительного описания на
заданную тему по данному началу

1

23.01.2026

91

Морфологический разбор имени
прилагательного

1

26.01.2026

92

Безударные падежные окончания имён
прилагательных: систематизация

1

27.01.2026

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843966c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c984

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c7c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843caec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c42a

93

Безударные падежные окончания имён
прилагательных: обобщение

1

94

Контрольный диктант

1

95

Нормы речевого этикета

1

30.01.2026

96

Правописание имён прилагательных:
падежные окончания

1

02.02.2026

97

Правописание падежных окончаний имен
прилагательных в единственном и
множественном числе. Повторение

1

03.02.2026

98

Местоимение. Личные местоимения

1

04.02.2026

99

Личные местоимения 1го и 3го лица
единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений 1-го и 2го лица

1

05.02.2026

100

Склонение личных местоимений.
Склонение личных местоимений 3-го
лица

1

06.02.2026

101

Пишем текст по предложенному плану

1

09.02.2026

102

Правописание личных местоимений.
Написание личных местоимений с
предлогами

1

Особенности диалога. Составление текста
по рисунку с включением диалога.
Инсценировка диалога. Составление
диалога по данным условиям

1

103

28.01.2026
1

29.01.2026

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c42a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438276

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843508a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cc40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cda8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cefc

Библиотека ЦОК
10.02.2026

https://m.edsoo.ru/f843d05a

,
https://m.edsoo.ru/f843d424

11.02.2026

104

Использование местоимений для
устранения неоправданного повтора слов
в тексте

1

12.02.2026

105

Раздельное написание личных
местоимений с предлогами. Тренинг

1

13.02.2026

106

Глагол как часть речи

1

16.02.2026

107

Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что делать?» и «что сделать?»

1

17.02.2026

108

Неопределенная форма глагола

1

18.02.2026

109

Пишем сочинение-отзыв по репродукции
картины

1

19.02.2026

110

Настоящее время глагола

1

20.02.2026

111

Прошедшее время глагола

1

24.02.2026

112

Будущее время глагола

1

25.02.2026

113

Настоящее, прошедшее и будущее время
глагола

1

26.02.2026

114

Контрольный диктант

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d5a0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d866

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843dce4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f210

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84419e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441d08

27.02.2026
Библиотека ЦОК

115

Речь: диалогическая и монологическая

1

02.03.2026

https://m.edsoo.ru/f8435378

,
https://m.edsoo.ru/f84354ea

116

Особенности разбора глаголов по составу

1

03.03.2026

117

Глагол в словосочетании

1

04.03.2026

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84422b2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8442dd4

118

Глагол в предложении

1

05.03.2026

119

Спряжение глаголов: изменение по лицам
и числам

1

06.03.2026

120

Глаголы 2-го лица настоящего и будущего
времени в единственном числе

1

10.03.2026

121

Мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2-го лица единственного
числа

1

11.03.2026

122

Отрабатываем правописание глаголов в
форме 2го лица единственного числа

1

12.03.2026

123

I и II спряжение глаголов

1

13.03.2026

124

Личные формы глагола

1

16.03.2026

125

Личные окончания глаголов I и II
спряжения

1

17.03.2026

126

Контрольный диктант

1

127

Способы определения I и II спряжения
глаголов

1

19.03.2026

128

Отработка способов определения I и II
спряжения глаголов

1

20.03.2026

129

Отрабатываем правило определения
спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями

1

30.03.2026

130

Отрабатываем правописание безударных
личных окончаний глаголов-исключений

1

31.03.2026

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844168c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f7c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f90e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fa44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84402f0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440408

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844052a

18.03.2026

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84410a6

131

Правописание безударных личных
окончаний глаголов

1

132

Отрабатываем правописание безударных
личных окончаний глаголов

1

02.04.2026

133

Безударные личные окончания глаголов:
трудные случаи

1

03.04.2026

134

Отрабатываем трудные случаи написания
безударных личных окончаний глаголов

1

06.04.2026

135

Что такое возвратные глаголы?

1

07.04.2026

136

Правописание глаголов на -ться и –тся

1

08.04.2026

137

Отрабатываем правописание глаголов на ться и –тся

1

09.04.2026

138

Частица НЕ, её значение (повторение)

1

10.04.2026

139

Безударные личные окончания глаголов:
систематизация

1

13.04.2026

140

Безударные личные окончания глаголов:
обобщение

1

14.04.2026

141

Правописание глаголов в прошедшем
времени

1

15.04.2026

142

Отрабатываем правописание суффиксов и
окончаний глаголов в прошедшем
времени

1

16.04.2026

143

Морфологический разбор глагола

1

17.04.2026

144

Всероссийская проверочная работа

1

01.04.2026

1

20.04.2026

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440732

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844087c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440a2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84412f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fb98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fcd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84400ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843db72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844179a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442078

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442cb2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8439306

145

Глагол: систематизация знаний

1

21.04.2026

146

Глагол. Отработка материала

1

22.04.2026

147

Отработка темы "Глагол"

1

23.04.2026

148

Пишем подробный пересказ текста.
Изложение

1

24.04.2026

149

Изученные правила правописания
глаголов: систематизация

1

27.04.2026

150

Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов

1

28.04.2026

151

Как сделать текст интереснее.
Составление текста по репродукции
карины И. Шишкина "Рожь"

1

29.04.2026

152

Наблюдаем за написанием разных частей
речи

1

30.04.2026

153

Орфографический тренинг: правописание
разных частей речи

1

04.05.2026

154

Безударные личные окончания глаголов

1

05.05.2026

155

Учимся пересказывать: подробный
устный пересказ текста

1

06.05.2026

156

Запятая между однородными членами.
Тренинг

1

07.05.2026

157

Характеристика звуков русского языка.
Звуки и буквы

1

08.05.2026

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844219a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442b90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84418c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d9e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84424ec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251c12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251956

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442a6e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84391a8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843639a

158

Звуко-буквенный разбор слова

1

159

Контрольная работа

1

160

Части речи. Повторение.

1

14.05.2026

161

Правописание безударных гласных

1

15.05.2026

162

Правописание безударных гласных

1

18.05.2026

163

Составление рассказа по содержанию
пословицы

1

19.05.2026

164

Правописание парных согласных

1

20.05.2026

165

Повторение изученного

1

21.05.2026

166

Повторение изученного

167

Чему научились в 4 классе

1

25.05.2026

168

Чему научились в 4 классе

1

26.05.2026

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

12.05.2026
1

13.05.2026

22.05.2026

168

10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84364e4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».