Русский язык 3 А

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») (далее
соответственно – программа по русскому языку, русский язык) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по русскому языку, тематическое планирование,
поурочное планирование, перечень (кодификатор) распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования и элементов
содержания по русскому языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
русского языка, характеристику психологических предпосылок к его
изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к
структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий – познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать
средствами русского языка с учётом возрастных особенностей обучающихся
на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне начального общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Программа по русскому языку на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.

На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
начального общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных
жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
 – приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека;
 – овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
 – овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи;
 – использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
 – развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой
деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
Программа по русскому языку позволит педагогическому работнику:

– реализовать в процессе преподавания русского языка современные
подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
 – определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание русского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС
НОО;
 –
разработать календарно-тематическое планирование с учётом
особенностей конкретного класса.
В программе по русскому языку определяются цели изучения учебного
предмета на уровне начального общего образования, планируемые
результаты освоения обучающимися русского языка: личностные,
метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты
представлены с учётом методических традиций и особенностей
преподавания русского языка на уровне начального общего образования.
Предметные планируемые результаты освоения программы даны для
каждого года русского языка.
Программа по русскому языку устанавливает распределение учебного
материала по классам, основанное на логике развития предметного
содержания и учёте психологических и возрастных особенностей
обучающихся.
Программа по русскому языку предоставляет возможности для
реализации различных методических подходов к преподаванию русского
языка при условии сохранения обязательной части содержания учебного
предмета.
Содержание программы по русскому языку составлено таким образом,
что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных
результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении
русского языка на уровне начального общего образования и готовности
обучающегося к дальнейшему обучению.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Данная программа работает на учащихся начальных классов (3 класс).
Учебным планом гимназии на 2025-2026 учебный год на изучение предмета
«Русский язык» выделено 5 часов в неделю, 170 часов в год. Согласно
годовому календарному графику на 2025-2026 учебный год и расписанию
занятий на 2025-2026 учебный год на изучение предмета в 3 «А» - 168 часов.

ОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации.
Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный
(безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный
глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и
твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и
твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Орфоэпияhttps://workprogram.edsoo.ru/templates/415#_ftn1
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических
задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи);
окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень,
приставка, суффикс – значимые части слова. Нулевое окончание
(ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса.

Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Имена существительные единственного и множественного числа. Имена
существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён
существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам
(склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и
падежам (кроме имён прилагательных на «-ий», «-ов», «-ин»). Склонение
имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их
употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения
неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая
форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение
глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица «не», её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения
– подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления
на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами «и», «а»,
«но» и без союзов.
Орфография и пунктуация

Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на
уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на
уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.
Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать
собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно
координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:
признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному
плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов «и», «а», «но». Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному
плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации
применения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение русского языка в 3 классе позволяет организовать работу над
рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать грамматические признаки разных частей речи: выделять
общие и различные грамматические признаки;
сравнивать тему и основную мысль текста;
сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение):
выделять особенности каждого типа текста;
сравнивать прямое и переносное значение слова;
группировать слова на основании того, какой частью речи они
являются;
объединять имена существительные в группы по определённому
грамматическому признаку (например, род или число), самостоятельно
находить возможный признак группировки;
определять существенный признак для классификации звуков,
предложений;

ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое,
второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить
понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на
основе предложенных учителем критериев;
с помощью учителя формулировать цель изменения текста, планировать
действия по изменению текста;
высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым
материалом;
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов,
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного
наблюдения;
выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на
основе предложенных критериев).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации при выполнении миниисследования;
анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации как результата наблюдения за языковыми единицами.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование), соответствующие ситуации общения;
подготавливать небольшие выступления о результатах групповой
работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие
приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием
норм речевого этикета.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению орфографической задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:

устанавливать причины успеха (неудач) при выполнении заданий по
русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для
преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при
определении части речи, члена предложения при списывании текстов и
записи под диктовку.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного
мини-исследования или проектного задания на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
выполнять совместные (в группах) проектные задания с использованием
предложенных образцов;
при выполнении совместной деятельности справедливо распределять
работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера),
подчиненного,
проявлять
самостоятельность,
организованность,
инициативность для достижения общего успеха деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы личностные результаты:
1) гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том
числе через изучение русского языка, отражающего историю и
культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое
в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека,
о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах,
с которыми идёт работа на уроках русского языка;
2) духовно-нравственное воспитание:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание
индивидуальности
каждого
человека
с
использованием собственного жизненного и читательского
опыта;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в
том числе с использованием языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
 неприятие
любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям (в
том числе связанного с использованием недопустимых средств
языка);
3) эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание
важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
4) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной
среде дополнительной информации в процессе языкового
образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
5) трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том
числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа
на уроках русского языка), интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
6) экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе
работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценность научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том
числе первоначальные представления о системе языка как
одной из составляющих целостной научной картины мира;




познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых
единиц
(частеречная
принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и другие);
устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
 определять
существенный признак для классификации
языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить
в языковом материале закономерности и
противоречия на основе предложенного учителем алгоритма
наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с
языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:

с помощью учителя формулировать цель, планировать
изменения языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее
целесообразный
(на
основе
предложенных
критериев);
 проводить
по
предложенному
плану
несложное
лингвистическое
мини-исследование,
выполнять
по
предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе
анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь
для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в
явном виде информацию в предложенном источнике: в
словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей,
законных
представителей)
правила
информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о
значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в
виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы
для представления лингвистической информации.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:











воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о
результатах парной и групповой работы, о результатах
наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты)
к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления
речевых и орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной
задачей по выделению, характеристике, использованию
языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым
материалом, находить орфографическую и пунктуационную
ошибки;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
других обучающихся, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
Совместная деятельность:










формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем
формата
планирования,
распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия
по
её
достижению:
распределять
роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием
предложенных образцов.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
 объяснять значение русского языка как государственного языка
Российской Федерации;
 характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне
слова и в слове по заданным параметрам;
 производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с
орфограммами; без транскрибирования);
 определять функцию разделительных мягкого и твёрдого
знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и
буквенного состава, в том числе с учётом функций букв «е»,
«ё», «ю», «я», в словах с разделительными «ь», «ъ», в словах с
непроизносимыми согласными;
 различать однокоренные слова и формы одного и того же
слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями (без называния термина); различать однокоренные
слова и синонимы;
 находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс;




















выявлять случаи употребления синонимов и антонимов;
подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном
значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать
имена
существительные;
определять
грамматические признаки имён существительных: род, число,
падеж; склонять в единственном числе имена существительные
с ударными окончаниями;
распознавать
имена
прилагательные;
определять
грамматические признаки имён прилагательных: род, число,
падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и
родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на
вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять
грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род
(в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые
случаи), в прошедшем времени – по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать
личные
местоимения
для
устранения
неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды)
члены предложения;
распознавать
распространённые
и
нераспространённые
предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами по
изученным
правилам; применять
изученные
правила
правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом словаре учебника);
непроизносимые согласные в корне слова; разделительный
твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных; не с глаголами; раздельное написание
предлогов со словами;



















правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не
более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной
(услышанной)
информации
простые
выводы
(1–2
предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывания
(3–5 предложений на определённую тему, по результатам
наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты
(2–4 предложения), содержащие приглашение, просьбу,
извинение, благодарность, отказ, с использованием норм
речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов «и», «а», «но»);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью
ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и
корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или
самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий,
использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

2

3

Лексика

5

4

Состав слова

8

5

Морфология

43

6

Синтаксис

13

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК

4

https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Резервное время

16

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

168

7

0

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ
УЧЕБНИКИ «АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г. ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ
В.П. КАНАКИНА, В.Г. ГОРЕЦКИЙ)
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Русский язык как государственный
язык Российской Федерации

1

2

Повторение и продолжение работы
с текстом, начатой во 2 классе:
признаки текста

1

3

Повторение и продолжение работы
с текстом, начатой во 2 классе:
тема текста, основная мысль
текста

1

4

Определение типов текстов:
повествование, описание,
рассуждение

1

5

Отработка умения определять тип
текста (повествование, описание,
рассуждение)

1

6

Повторение и продолжение работы
с текстом, начатой во 2 классе:
заголовок

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

01.09.2025

https://m.edsoo.ru/f841ebc8

Библиотека ЦОК
02.09.2025

https://m.edsoo.ru/f84228ae

Библиотека ЦОК
03.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8422d40

Библиотека ЦОК
04.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8423038

Библиотека ЦОК
05.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8423038

Библиотека ЦОК
08.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8422d40

7

Предложение

1

8

Виды предложений по цели
высказывания и интонации.
Коллективное составление
рассказа по картине

1

9

Входной диктант

1

10

Связь слов в предложении

1

11

Главные члены предложения

1

12

Подлежащее

1

13

Сказуемое

1

14

Подлежащее и сказуемое

1

15

Второстепенные члены
предложения

1

16

Предложения распространённые и
нераспространённые

1

17

Однородные члены предложения

1

18

Однородные члены предложения с
союзами и, а, но

1

19

Однородные члены предложения
без союзов

1

Библиотека ЦОК
09.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8423682

Библиотека ЦОК
10.09.2025

1

https://m.edsoo.ru/f8423826

Библиотека ЦОК
11.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8422ac0

Библиотека ЦОК
12.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8423682

Библиотека ЦОК
15.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8423d3a

Библиотека ЦОК
16.09.2025

https://m.edsoo.ru/f84248ca

Библиотека ЦОК
17.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8424a96

Библиотека ЦОК
18.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8424d3e

Библиотека ЦОК
19.09.2025

https://m.edsoo.ru/f84252c0

Библиотека ЦОК
22.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8426be8

Библиотека ЦОК
23.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8426dd2

Библиотека ЦОК
24.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8426f80

Библиотека ЦОК
25.09.2025

https://m.edsoo.ru/f8426f80

20

Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений

1

21

Списывание

1

22

Лексическое значение слова.
Синонимы, антонимы

1

23

Работаем с толковыми словарями

1

24

Прямое и переносное значение
слова

1

25

Наблюдаем за значениями слов в
тексте

1

26

Устаревшие слова (наблюдение)

1

27

Ключевые слова в тексте.
Подробное изложение с языковым
анализом текста

1

28

Части речи. Обобщение и
уточнение представлений об
изученных частях речи

1

29

Диктант

1

30

Составление плана текста.
Составление предложений. Устное
описание картины

1

31

Однокоренные (родственные)

1

Библиотека ЦОК
26.09.2025

https://m.edsoo.ru/f84239ca

Библиотека ЦОК
29.09.2025

https://m.edsoo.ru/f844436e,
https://m.edsoo.ru/f8444bfc

Библиотека ЦОК
30.09.2025

https://m.edsoo.ru/f841f168

Библиотека ЦОК
01.10.2025

https://m.edsoo.ru/f841f938

Библиотека ЦОК
02.10.2025

https://m.edsoo.ru/f841f50a

Библиотека ЦОК
03.10.2025

https://m.edsoo.ru/f841f35c

Библиотека ЦОК
06.10.2025

https://m.edsoo.ru/f841f708

Библиотека ЦОК
07.10.2025

https://m.edsoo.ru/f843157a

Библиотека ЦОК
08.10.2025
1

https://m.edsoo.ru/f844369e,
https://m.edsoo.ru/f84437ca

Библиотека ЦОК
09.10.2025

https://m.edsoo.ru/f8421e54

10.10.2025
Библиотека ЦОК

слова; признаки однокоренных
(родственных) слов

13.10.2025

https://m.edsoo.ru/f8421468

Библиотека ЦОК

32

Характеристика звуков русского
языка

1

33

Повторение изученных
орфографических правил: гласные
после шипящих, буквосочетания
чк, чн, чт, щн, нч

1

14.10.2025

https://m.edsoo.ru/f841fb4a,
https://m.edsoo.ru/f841fe24

Библиотека ЦОК
15.10.2025

https://m.edsoo.ru/f842009a

Библиотека ЦОК
34

Соотношение звукового и
буквенного состава слов

1

35

Повторяем правописание слов с
разделительным мягким знаком

1

36

План текста. Изложение
повествовательного текста по
вопросам или коллективно
составленному плану

37

Различение однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями

1

38

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове

1

39

Отработка способов решения
орфографической задачи в

1

16.10.2025

https://m.edsoo.ru/f84202ac,
https://m.edsoo.ru/f8420644,
https://m.edsoo.ru/f8420842,
https://m.edsoo.ru/f84209d2

Библиотека ЦОК
17.10.2025

https://m.edsoo.ru/f8423f9c

Библиотека ЦОК
1

20.10.2025

https://m.edsoo.ru/f8423272,
https://m.edsoo.ru/f84234ca

Библиотека ЦОК
21.10.2025

https://m.edsoo.ru/f8421800,
https://m.edsoo.ru/f8421238

Библиотека ЦОК
22.10.2025

23.10.2025

https://m.edsoo.ru/f8426080

зависимости от места орфограммы
в слове: трудные случаи
40

Окончание как изменяемая часть
слова

1

41

Определение типов текстов:
обобщение

1

42

Нулевое окончание

1

43

Однокоренные слова и формы
одного и того же слова

1

44

Корень, приставка, суффикс –
значимые части слова

1

45

Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки,
суффикса

1

46

Состав слова: обобщение

1

47

Обобщение знаний о видах
предложений

1

48

Повторяем правописание
проверяемых безударных гласных
в корне слова

1

49

Повторяем правописание
проверяемых и непроверяемых
безударных гласных в корне слова

1

50

Создание собственных текстовописаний. Устное описание

1

Библиотека ЦОК
24.10.2025

https://m.edsoo.ru/f842c110

Библиотека ЦОК
05.11.2025

https://m.edsoo.ru/f8423038

Библиотека ЦОК
06.11.2025

https://m.edsoo.ru/f842163e

Библиотека ЦОК
07.11.2025

https://m.edsoo.ru/f842163e

Библиотека ЦОК
10.11.2025

https://m.edsoo.ru/f84219d6

Библиотека ЦОК
11.11.2025

https://m.edsoo.ru/f84222d2

Библиотека ЦОК
12.11.2025

https://m.edsoo.ru/f84220ca

Библиотека ЦОК
13.11.2025

https://m.edsoo.ru/f8428268

14.11.2025
Библиотека ЦОК
17.11.2025

https://m.edsoo.ru/f8428c7c

Библиотека ЦОК
18.11.2025

https://m.edsoo.ru/f84300e4

картины
51

Правописание слов с двумя
безударными гласными в корне
слова

1

52

Закрепление способов проверки
написания слов с двумя
безударными гласными в корне
слова

1

53

Повторяем правописание парных
по звонкости-глухости согласных
в корне слова. Составление текста
на основе личных наблюдений или
по рисунку

1

54

Непроизносимые согласные в
корне слова

1

55

Наблюдение за обозначением
буквами непроизносимых
согласных в корне слова

1

56

Отработка написания
непроизносимых согласных в
корне слова

1

57

Объяснительный диктант:
отрабатываем написание слов с
орфограммами корня

1

58

Правописание слов с удвоенными
согласными

1

59

Отработка правописания слов с
удвоенными согласными

1

19.11.2025

20.11.2025

21.11.2025
Библиотека ЦОК
24.11.2025

https://m.edsoo.ru/f842da88

Библиотека ЦОК
25.11.2025

https://m.edsoo.ru/f842dcb8

Библиотека ЦОК
26.11.2025

1

https://m.edsoo.ru/f842df92

27.11.2025
Библиотека ЦОК
28.11.2025

https://m.edsoo.ru/f842a6b2

Библиотека ЦОК
01.12.2025

https://m.edsoo.ru/f842a6b2

60

Написание текста по заданному
плану

1

61

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове: закрепляем правописание
приставок

1

62

Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове: правописание суффиксов ость, -ов и другие

1

63

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове: закрепляем правописание
суффиксов

1

64

Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове: правописание приставок
(группа приставок с «о» и группа
приставок с «а»)

1

65

Диктант

1

66

Закрепляем правописание
суффиксов и приставок

1

67

Продолжаем учиться писать
приставки: пишем приставки

1

02.12.2025

03.12.2025

Библиотека ЦОК
04.12.2025

https://m.edsoo.ru/f8421c24

Библиотека ЦОК
05.12.2025

08.12.2025

1

09.12.2025
10.12.2025
11.12.2025

https://m.edsoo.ru/f842b42c,
https://m.edsoo.ru/f842b648

Библиотека ЦОК
68

Разделительный твёрдый знак

1

69

Знакомство с жанром объявления

1

70

Объясняющий диктант:
повторение правил правописания

1

71

Наблюдаем за знаками препинания
в предложениях с однородными
членами, не соединёнными
союзами

1

72

Наблюдаем за знаками препинания
в предложениях с однородными
членами

1

73

Продолжаем учиться составлять
план текста. Составление и запись
текста по рисунку на одну из
данных тем

1

74

Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности

1

75

Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности

1

76

Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих

1

12.12.2025

https://m.edsoo.ru/f8423f9c,
https://m.edsoo.ru/f8424190

Библиотека ЦОК
15.12.2025

https://m.edsoo.ru/f8430904

16.12.2025
Библиотека ЦОК
17.12.2025

https://m.edsoo.ru/f84276d8

Библиотека ЦОК
18.12.2025

https://m.edsoo.ru/f8427d36

Библиотека ЦОК
19.12.2025

https://m.edsoo.ru/f8424f28

22.12.2025

Библиотека ЦОК
23.12.2025

24.12.2025

https://m.edsoo.ru/f8422494

трудности
77

Резервный урок по разделу
развитие речи: работаем с
текстами

1

78

Ознакомительное чтение: когда
оно нужно

1

79

Вспоминаем нормы речевого
этикета: приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ

1

80

Имя существительное: общее
значение, вопросы, употребление в
речи. Части речи

1

81

Имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые.
Подробное изложение по
самостоятельно составленному
плану

1

82

Имена существительные:
одушевлённые и неодушевлённые.

1

83

Изложение текста с
использованием коллективно
составленного плана

1

84

Число имён существительных

1

85

Имена существительные
единственного и множественного
числа. Имена существительные,
имеющие форму одного числа

1

Библиотека ЦОК
25.12.2025

https://m.edsoo.ru/f84228ae

26.12.2025
Библиотека ЦОК
29.12.2025

https://m.edsoo.ru/f842730e

Библиотека ЦОК
30.12.2025

https://m.edsoo.ru/f8428aec

Библиотека ЦОК
12.01.2026

https://m.edsoo.ru/f842c750

Библиотека ЦОК
13.01.2026

https://m.edsoo.ru/f8434dd8

14.01.2026
Библиотека ЦОК
15.01.2026

https://m.edsoo.ru/f84296c2

Библиотека ЦОК
16.01.2026

https://m.edsoo.ru/f8429ec4

86

Изменение имён существительных
по числам

1

87

Имена существительные
мужского, женского и среднего
рода

1

88

Род имён существительных

1

89

Мягкий знак после шипящих на
конце имён существительных

1

90

Закрепляем правило «Мягкий знак
после шипящих на конце имён
существительных»

1

91

Отрабатываем правило «Мягкий
знак после шипящих на конце
имён существительных».
Объяснительный диктант

1

92

Изложение текста с
использованием коллективно
составленного плана

1

93

Падеж имён существительных

1

94

Создание собственных текстовповествований. Составление
рассказа по картине

1

95

Падеж имён существительных:
именительный падеж

1

96

Падеж имён существительных:
родительный падеж

1

19.01.2026
Библиотека ЦОК
20.01.2026

https://m.edsoo.ru/f84291f4

21.01.2026
Библиотека ЦОК
22.01.2026

https://m.edsoo.ru/f8429906

Библиотека ЦОК
23.01.2026

https://m.edsoo.ru/f8429cd0

Библиотека ЦОК
26.01.2026

https://m.edsoo.ru/f8429adc

Библиотека ЦОК
27.01.2026

https://m.edsoo.ru/f842900a

Библиотека ЦОК
28.01.2026

https://m.edsoo.ru/f842a086

29.01.2026
Библиотека ЦОК
30.12.2025

https://m.edsoo.ru/f842a23e

Библиотека ЦОК
02.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842b152

97

Падеж имён существительных:
дательный падеж

1

98

Пишем поздравительную открытку
к празднику 8 Марта

1

99

Падеж имён существительных:
винительный падеж

1

100

Падеж имён существительных:
творительный падеж

1

101

Падеж имён существительных:
предложный падеж

1

102

Изменение имён существительных
по падежам и числам (склонение).
Устное описание картины

1

103

Имена существительные 1-го, 2-го,
3-го склонений

1

104

Изложение текста с
использованием самостоятельно
составленного плана

1

105

Обобщение знаний об имени
существительном. Коллективное
составление текста по картине (по
опорным словам)

1

106

Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имён
существительных 1-го склонения

1

107

Правописание безударных
окончаний имён существительных
1-го склонения

1

Библиотека ЦОК
03.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842b878

Библиотека ЦОК
04.02.2026

https://m.edsoo.ru/f8430904

05.02.2026
Библиотека ЦОК
06.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842ba62

Библиотека ЦОК
09.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842bd28

10.02.2026
Библиотека ЦОК
11.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842bf44

12.02.2026

1

Библиотека ЦОК
13.02.2026

https://m.edsoo.ru/f8428e2a

Библиотека ЦОК
16.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842c32c

Библиотека ЦОК
17.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842c53e

108

Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имён
существительных 2-го склонения

1

109

Правописание безударных
окончаний имён существительных
2-го склонения

1

110

Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имён
существительных 3-го склонения

1

111

Корректирование текстов с
нарушенным порядком абзацев

1

112

Правописание безударных
окончаний имён существительных
3-го склонения

1

113

Правописание окончаний имён
существительных во
множественном числе

1

114

Правописание безударных
окончаний имён существительных:
систематизация знаний

1

115

Объяснительный диктант
(безударные гласные в падежных
окончаниях имён
существительных)

1

116

Правописание безударных
окончаний имён существительных:
обобщение

1

117

Резервный урок по разделу

1

Библиотека ЦОК
18.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842c958

Библиотека ЦОК
19.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842cb2e

Библиотека ЦОК
20.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842d240

24.02.2026
Библиотека ЦОК
25.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842d47a

Библиотека ЦОК
26.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842e38e

Библиотека ЦОК
27.02.2026

https://m.edsoo.ru/f842d682

Библиотека ЦОК
02.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842e56e

Библиотека ЦОК
03.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842d894

Библиотека ЦОК

орфография: повторение по теме
«Правописание безударных
падежных окончаний имен
существительных»

04.03.2026

118

Имя прилагательное: общее
значение, вопросы, употребление в
речи

1

119

Имя прилагательное

1

120

Изменение имён прилагательных
по родам

1

121

Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного

1

122

Изменение имён прилагательных
по числам

1

123

Изменение имён прилагательных
по падежам. Начальная форма
имени прилагательного

1

124

Склонение имён прилагательных

1

125

Значения имён прилагательных

1

126

Диктант

1

127

Значения имён прилагательных:
обобщение. Устное описание
картины

1

https://m.edsoo.ru/f842e974

Библиотека ЦОК
05.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842e758

06.03.2026
Библиотека ЦОК
10.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842eb5e

Библиотека ЦОК
11.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842f036

Библиотека ЦОК
12.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842edb6

Библиотека ЦОК
13.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842f3a6

Библиотека ЦОК
16.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842fbda

17.03.2026
1

Библиотека ЦОК
18.03.2026

19.03.2026

https://m.edsoo.ru/f8430ff8

128

Наблюдение за правописанием
окончаний имён прилагательных в
единственном числе

1

129

Наблюдение за правописанием
окончаний имён прилагательных
во множественном числе

1

130

Правописание окончаний имён
прилагательных в единственном и
во множественном числе

1

131

Обобщение знаний о написании
окончаний имён прилагательных

1

132

Наблюдение за значениями имён
прилагательных

1

133

Обобщение знаний о написании
окончаний имён существительных
и имён прилагательных

1

134

Местоимение (общее
представление)

1

135

Личные местоимения

1

136

Как изменяются личные
местоимения

1

137

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
«Изменение личных местоимений»

1

138

Употребление личных
местоимений в речи

1

139

Правописание местоимений с

1

Библиотека ЦОК
20.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842f6f8

Библиотека ЦОК
30.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842fa4a

Библиотека ЦОК
31.03.2026

https://m.edsoo.ru/f842fea0

Библиотека ЦОК
01.04.2026

https://m.edsoo.ru/f8430332

02.04.2026
Библиотека ЦОК
03.04.2026

https://m.edsoo.ru/f84311d8

Библиотека ЦОК
06.04.2026

https://m.edsoo.ru/f84313a4

Библиотека ЦОК
07.04.2026

https://m.edsoo.ru/f8431746

Библиотека ЦОК
08.04.2026

https://m.edsoo.ru/f843191c

Библиотека ЦОК
09.04.2026

https://m.edsoo.ru/f8431d40

Библиотека ЦОК
10.04.2026

https://m.edsoo.ru/f8431b06

Библиотека ЦОК

предлогами

13.04.2026

140

Правописание местоимений

1

141

Знакомство с жанром письма

1

142

Учимся писать письма

1

143

Использование личных
местоимений для устранения
неоправданных повторов в тексте

1

144

Наблюдение за связью
предложений в тексте с помощью
личных местоимений, синонимов,
союзов и, а, но

1

145

Глагол: общее значение, вопросы,
употребление в речи

1

146

Значение и употребление глаголов
в речи. Составление текста по
сюжетным рисункам

1

147

Неопределённая форма глагола

1

148

Изменение глаголов по числам

1

149

Настоящее время глаголов

1

150

Будущее время глаголов

1

151

Прошедшее время глаголов.

1

https://m.edsoo.ru/f843233a

14.04.2026
Библиотека ЦОК
15.04.2026

https://m.edsoo.ru/f84324ac

Библиотека ЦОК
16.04.2026

https://m.edsoo.ru/f843260a

Библиотека ЦОК
17.04.2026

https://m.edsoo.ru/f84321b4

Библиотека ЦОК
20.04.2026

https://m.edsoo.ru/f8431fd4

Библиотека ЦОК
21.04.2026

https://m.edsoo.ru/f8432768

22.04.2026
Библиотека ЦОК
23.04.2026

https://m.edsoo.ru/f8432a1a

Библиотека ЦОК
24.04.2026

https://m.edsoo.ru/f8432d80

Библиотека ЦОК
27.04.2026

https://m.edsoo.ru/f843303c

Библиотека ЦОК
28.04.2026

https://m.edsoo.ru/f8433500

Библиотека ЦОК

Составление текста-рассуждения
по заданной теме

29.04.2026

152

Наблюдение за связью
предложений в тексте. Устный
пересказ повествовательного
текста по опорным словам и
самостоятельно составленному
плану

1

153

Род глаголов в прошедшем
времени

1

154

Наблюдение за написанием
окончаний глаголов в прошедшем
времени

1

155

Диктант

1

156

Частица не, её значение

1

157

Правописание частицы не с
глаголами

1

158

Создание собственных текстоврассуждений. Составление советарассуждения с использованием
побудительных предложений и
глаголов с частицей не

1

159

Правописание глаголов

1

160

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы

1

https://m.edsoo.ru/f843337a

Библиотека ЦОК
30.04.2026

https://m.edsoo.ru/f8433e88

Библиотека ЦОК
04.05.2026

https://m.edsoo.ru/f8434072

05.05.2026
1

Библиотека ЦОК
06.05.2026

https://m.edsoo.ru/f843422a

Библиотека ЦОК
07.05.2026

https://m.edsoo.ru/f84343e2

Библиотека ЦОК
08.05.2026

https://m.edsoo.ru/f8434784

Библиотека ЦОК
12.05.2026

https://m.edsoo.ru/f8433cda

Библиотека ЦОК
13.05.2026

https://m.edsoo.ru/f8433924

Библиотека ЦОК
14.05.2026

https://m.edsoo.ru/f8433af0

161

Части речи: систематизация
изученного в 3 классе

1

162

Части речи: обобщение.
Подробное изложение
повествовательного текста

1

163

Резервный урок: повторение по
разделу морфология

1

164

Наблюдение за связью
предложений в тексте с помощью
союзов и, а, но. Корректирование
текста с нарушенным порядком
абзацев

1

165

Повторяем правописание слов с
изученными в 1 – 3 классах
орфограммами в корне,
приставках, окончаниях

1

166

Повторяем правописание слов с
изученными в 1 – 3 классах
орфограммами

1

167

Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности

1

168

Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

168

Библиотека ЦОК
15.05.2026

https://m.edsoo.ru/f8434c84

18.05.2026

19.05.2026
Библиотека ЦОК
20.05.2026

https://m.edsoo.ru/f8423b6e

21.05.2026

22.05.2026
Библиотека ЦОК
25.05.2026

https://m.edsoo.ru/f8425cca

Библиотека ЦОК
26.05.2026
7

0

https://m.edsoo.ru/f8425ea0

ПРОГРАММЕ

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
1.1

1.2

1.3

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова
и в слове по заданным параметрам
Производить

звукобуквенный

анализ

слова

(в

словах

с

орфограммами; без транскрибирования)
Определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков
в словах
Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в

1.4

том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с
разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными
Объяснять

1.5

своими

словами значение изученных понятий;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач

2

Лексика

2.1

Выявлять случаи употребления синонимов и антонимов

2.2

Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи

2.3

Распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном
значении (простые случаи)

2.4

Определять значение слова в тексте

2.5

Уточнять значение слова с помощью толкового словаря
Объяснять

2.6

своими

словами значение изученных понятий;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач

3

Состав слова (морфемика)

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
3.1

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
(без называния термина); различать однокоренные слова и
синонимы

3.2

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс
Объяснять

3.3

своими

словами значение изученных понятий;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач

4
4.1
4.2

4.3
4.4
4.5

Морфология
Распознавать имена существительные
Определять грамматические признаки имён существительных:
род, число, падеж
Склонять в единственном числе имена существительные с
ударными окончаниями
Распознавать имена прилагательные
Определять грамматические признаки имён прилагательных: род,
число, падеж
Изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в

4.6

единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом
имён существительных

4.7

Распознавать глаголы
Различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что

4.8

сделать?»
Определять грамматические признаки глаголов: форму времени,

4.9

число, род (в прошедшем времени)
Изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем

4.10
4.11

времени – по родам
Распознавать личные местоимения (в начальной форме)
Использовать

4.12

личные

местоимения

для

устранения

неоправданных повторов в тексте

4.13

Различать предлоги и приставки

4.14

Объяснять

своими

словами значение изученных понятий;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач
5
5.1

5.2

5.3

Синтаксис
Определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске
Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения
Распознавать

и

нераспространённые

предложения
Объяснять

5.4

распространённые

своими

словами значение изученных понятий;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач

6

Орфография и пунктуация
Применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые

6.1

гласные

и

согласные

(перечень

слов

в

орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные
в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после
шипящих на конце имён существительных; не с глаголами;
раздельное написание предлогов со словами

6.2

6.3

6.4
6.5
7
7.1

7.2

Находить место орфограммы в слове и между словами на
изученные правила
Правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не
более 70 слов
Писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом
изученных правил правописания
Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки
Развитие речи
Понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информацию
Формулировать устно и письменно на основе прочитанной
(услышанной) информации простые выводы (1 – 2 предложения)
Строить устное диалогическое и монологическое высказывание

7.3

(3 – 5 предложений на определённую тему, по результатам
наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной

интонации
Создавать небольшие устные и письменные тексты (2 – 4
7.4

предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение,
благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета

7.5

Определять связь предложений в тексте (с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но)

7.6

Определять ключевые слова в тексте

7.7

Определять тему текста и основную мысль текста

7.8

7.9

7.10

Выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых
слов или предложений их смысловое содержание
Составлять

план

текста,

создавать

по

нему

текст

и

корректировать текст
Писать подробное изложение по заданному, коллективно или
самостоятельно составленному плану

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

3 КЛАСС
Код
1

Проверяемый элемент содержания
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный
(безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный);

1.1

согласный

глухой

разделительных

ь

(звонкий),
и

ъ,

парный

условия

(непарный);

использования

функции

на

письме

разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного)
1.2

1.3

Соотношение

звукового

и

буквенного

состава

в

словах

с

разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в

1.4

соответствии с нормами современного русского литературного языка
(на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)

1.5

Использование орфоэпического словаря для решения практических

задач
2

Лексика

2.1

Повторение: лексическое значение слова

2.2

Прямое и переносное значение слова (ознакомление)

2.3

Устаревшие слова (ознакомление)

3

Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение

3.1

однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи);
окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного)

3.2

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

3.3

Корень, приставка, суффикс – значимые части слова

3.4

Нулевое окончание (ознакомление)

3.5
4

Выделение

в

словах

с

однозначно

выделяемыми

морфемами

окончания, корня, приставки, суффикса
Морфология

4.1

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи

4.2

Имена существительные единственного и множественного числа

4.3

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

4.4

4.5
4.6

Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное
Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение).
Имена существительные 1-го, 2-го, 3го склонений
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

4.7

Зависимость

формы

имени

прилагательного от

формы

имени

существительного
4.8

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме
имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных

4.9

Местоимение (общее представление)

4.10

Личные местоимения, их употребление в речи

4.11

Использование личных местоимений для устранения неоправданных

повторов в тексте
4.12

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи

4.13

Неопределённая форма глагола

4.14

Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов

4.15

Изменение глаголов по временам, числам

4.16

Род глаголов в прошедшем времени

4.17

Частица не, её значение

5
5.1
5.2

Синтаксис
Предложение
Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении

5.3

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

5.4

Второстепенные члены предложения (без деления на виды)

5.5

Предложения распространённые и нераспространённые

5.6
6

Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но
и без союзов
Орфография и пунктуация
Орфографическая

зоркость

как

осознание

места

возможного

возникновения орфографической ошибки, различные способы решения
6.1

орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов (повторение и применение на новом орфографическом
материале)

6.2

Использование

орфографического

словаря

для

определения

(уточнения) написания слова

6.3

Разделительный твёрдый знак

6.4

Непроизносимые согласные в корне слова

6.5

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

6.6

6.7
6.8

Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных
(на уровне наблюдения)
Безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на
уровне наблюдения)
Раздельное написание предлогов с личными местоимениями

6.9
6.10
7
7.1

7.2

Непроверяемые

гласные

и

согласные

(перечень

слов

в

орфографическом словаре учебника)
Раздельное написание частицы не с глаголами
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и другие
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях
учебного и бытового общения
Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать
собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и

7.3

приходить

к

общему

решению

в

совместной

деятельности;

контролировать (устно координировать) действия при проведении
парной и групповой работы
7.4

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:

7.5

признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и
абзацев

7.6

7.7
7.8
7.9
7.10
7.11

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному
плану
Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но
Ключевые слова в тексте
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа
Жанр письма, объявления
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному
плану

7.12

Изучающее чтение

7.13

Функции ознакомительного чтения, ситуации применения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык: 3-й класс: учебник: в 2 частях; 16-е издание,
переработанное Канакина В.П., Горецкий В.Г. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».