Пояснительная записка
Программа курса «Агробиология» создана на основе основной образовательной
программы уровне основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей
программы воспитания и с учётом концепции преподавания учебного предмета
«Агробиология» в образовательных организациях Российской Федерации. Программа
разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 год №273-ФЗ, с учетом требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН РФ № 1897 от
17 декабря 2010 года), Примерной основной образовательной программы основного
общего образования, на основе анализа деятельности МБОУ Ремонтненская гимназия №.1.
Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание учебного материала и
направлена на формирование социального и интеллектуального развития обучающихся, их
саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность и
развитие. Программа реализуется с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
Данный курс позволяет обучающимся познакомиться с лучшим опытом ведения
сельского хозяйства и агробизнеса в Ростовской области, с аграрным
законодательством и основами рационального природопользования в рамках
производства конкурентно способных экологически безопасных технологий и
продуктов питания. В рамках курса обучающиеся изучают основы маркетинга и
организации предпринимательской деятельности в разных организационноправовых
формах, особенности функционирования малых форм хозяйствования и современных
агротехнологий.
В наше время сельское хозяйство сильно изменилось. На смену старой технике
приходит новая, управлять которой должен знающий человек. На помощь человеку
приходят новые технологии. Агропромышленный комплекс находится на пороге
серьезных преобразований, поэтому остро нуждается в притоке молодых,
квалифицированных специалистов. Поэтому одной из важных задач нашей школы,
находящейся в сельской местности, является вооружение учащихся максимальным
объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им реализовать
себя как будущего хозяина земли, проявить себя в благородном труде.
Введение аграрного обучения становится особенно актуальным и является
компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для
самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность
осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному
выбору будущей профессии.
Цель курса: Создание условий для выявления и поддержания осознанного выбора
профессии сельскохозяйственного направления и основ предпринимательской
деятельности у учащихся 6-8 классов, ориентирование их на жизнь и работу в сельской
местности.
Задачи курса:
• Изучить основы производства в сельском хозяйстве продукции растениеводства и
животноводства и ее переработку, включая современные технологии
сельскохозяйственного производства, виды оборудования и сельхозмашин.
• Вести профессиональную ориентацию трудовой подготовки для работы в сельском
хозяйстве, а также подготовку молодых людей к организации собственного дела в
других значимых на селе сферах деятельности.
• Сформировать представление об основах агробизнеса в растениеводстве и
животноводстве в соответствии с реализацией национального проекта «Развитие
агропромышленного комплекса».
• Изучить правовые и экономические основы предпринимательства в сельском
хозяйстве;
• Формировать профессиональную компетентность учащихся через знакомство с
профессиями аграрного направления;
• Развивать умения и навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся по
агротехнике растениеводства.
Общая характеристика курса. Курс «Агробиология» имеет четко выраженную
практическую направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для
понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное содержание.
Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся к
поступлению в средние и высшие учебные заведения аграрного профиля.
Основная работа заключается в информировании и повышении профессионального
интереса к сельскохозяйственным профессиям с учетом индивидуальных способностей
и запросов учащихся. Для этого большое внимание будет уделяться практикоориентированному обучению. Программа предусматривает проведение учебнотеоретических и практических занятий, профориентационных мероприятий,
организацию экскурсий, подготовку и защиту проектов, бизнес-планов.
Темы занятий, предложенные в настоящей программе, позволят учащимся в
дальнейшем самостоятельно и правильно выполнять агроприемы в земледелии,
животноводстве и растениеводстве крестьянского или приусадебного хозяйства.
Экскурсии для учащихся организуются в сельскохозяйственные предприятия,
предприятия перерабатывающей промышленности, ремонтных и учебных мастерских.
В рамках стандарта основного общего образования важной частью программы является
проектная деятельность, в ходе которой обучающиеся овладеют навыками создания
проекта, работы с литературными источниками, сформируют навыки публичной
презентации.
Общее число часов, отведённых для изучения агробиологии на уровне основного
общего образования в 6,7, 8 классе составляет 200 часов: в 6 классе (1 час в неделю) в 6А и
Б – 33 часа (01.05 – праздничные дни), в 7А- 32 часа (23.02..09.03, и 11.05 – праздничные
дни), в 7Б – 33 часа (01.05 – праздничные дни), в 8А- 34 часа в 8Б – 35 часов.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- умение работать с учебной литературой, интернет-ресурсами, самостоятельно
решать практические задачи;
-потребность в профессиональном самоопределении, предпринимательской
деятельности;
-готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов;
-отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- использовать средства информационных и коммуникационных
технологий;
-
Предметные результаты:
Обучающийся научится
-знать и понимать основы растениеводства, животноводства, современных
сельскохозяйственных производств, с/х техники;
-знать и понимать основы бизнес-планирования, современных форм ведения
агробизнеса;
-знать и понимать основы маркетинга и организации предпринимательской
деятельности в разных организационно-правовых формах, особенности
функционирования малых форм хозяйствования и современных
агротехнологий.[5]
Учащийся получит возможность научиться:
-называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем
готовности к выбору профессии;
-ориентироваться на подготовку к последующему профессиональному образованию,
развитие индивидуальных способностей обучающихся; -обеспечивать возможности
дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Сельскохозяйственные технологии
Технологии растениеводства
Содержание программы 6-8 класса
Введение Техника безопасности на экскурсиях. План экскурсионных поездок.
Обзор рынка труда по сельскохозяйственному направлению. Обзор
учебных заведений Ростовской области, готовящих кадры для различных
отраслей сельского хозяйства, правила приема, рекомендации. Мотивация
учащихся в выборе сельскохозяйственных профессий.
Животноводство Роль животноводства в развитии сельского хозяйства. Основные
направления животноводства в России. Скотоводство: молочное, мясо-молочное,
мясное. Свиноводство. Птицеводство. Коневодство. Пчеловодство, рыбоводство,
собаководство. Животноводство в мире.
Практические работы: составление характеристики видов сельскохозяйственных
животных по типам продуктивности.
Растениеводство Роль растениеводства в развитии сельского хозяйства. Основные
направления овощеводства: кормовые, зерновые, прядильные, масляничные,
технические культуры.
Практические работы: составление характеристики видов сельскохозяйственных
животных по типам продуктивности и огород на подоконнике – урожайная грядка.
Механизация сельского хозяйства Формирование технической инфраструктуры
АПК. Технологии и виды оборудования, применяемые в агропроизводстве. Их
назначение и современные тенденции модернизации Трактора, машины для уборки
урожая, техника для посева, обработки почвы, оборудование для опрыскивания,
машины по заготовке кормов. Устройство техники, производительность, виды топлива,
управление, комфортные условия для водителя.
Тематическое планирование 6 АБ
Тема
№
урока
Теория
Практика
Экскурсия
6 класс
1
Введение ( 5 часов)
1
2
Животноводство (12 часов)
10
1
1
3
Растениеводство (13 часов)
14
1
1
4
Механизация сельского хозяйства (2 часа)
2
5
Переработка сельскохозяйственной
продукции (2 часа)
1
2
2
ИТОГО (34 часов)
33
Тематическое планирование 7АБ
Тема
№
урока
Теория
Практика
Экскурсия
7 класс
1
Введение ( 5 часов)
1
2
Животноводство (12 часов)
10
1
1
3
Растениеводство (13 часов)
14
1
1
4
Механизация сельского хозяйства (2 часа)
2
5
Переработка сельскохозяйственной
продукции (2 часа)
1
2
2
ИТОГО (34 часов)
32/33
Тематическое планирование 8АБ
Тема
№
урока
Теория
Практика
Экскурсия
8 класс
1
Введение ( 5часов)
1
2
Животноводство (12часов)
10
1
1
3
Растениеводство (13часов)
14
1
1
4
Механизациясельскогохозяйства (2часа)
2
5
Переработка сельскохозяйственной
продукции (2 часа)
2
6
Резервный урок
2
2
ИТОГО
0/1
34/35
№
п
/
п
В
с
е
г
о
6А,Б
Тема урока
Теория
Практ
ика
Экскурсия
6АБ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
Введение. Изучение ТБ на уроках агробиологии.
Предмет и задачи агробиологии.
1
Понятие о сельском хозяйстве. Науки изучающие
сельское хозяйство.
1
Основные отрасли сельского хозяйства.
История развития сельского хозяйства в России и
Ремонтненском районе.
Профессии сельского хозяйства. Мотивация
учащихся в выборе сельскохозяйственных
профессий.
Роль животноводства в развитии сельского
хозяйства.
Основы ухода за сельскохозяйственными
животными. Ветеринария.
Основные направления животноводства в России.
Скотоводство
мясные).
Птицеводство.
(молочные,
1
1
1
1
1
1
мясо-молочные,
1
1
Свиноводство.
1
05.09.25
12.09.25
19.09.25
26.09.25
03.10.25
10.10.25
17.10.25
24.10.25
07.11.25
14.11.25
21.11.25
1
2
1
3
1
4
1
5
Овцеводство.
1
6
1
7
1
8
Животноводство в мире.Тестирование.
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
Основные направления растениеводства.
28.11.25
1
Коневодство.
05.12.25
1
Пчеловодство, рыбоводство, собаководство.
1
Практическая работа№1: составление
характеристики видов сельскохозяйственных
животных по типам продуктивности.
Экскурсия: посещение сельскохозяйственных
предприятий.
Роль растениеводства в развитии сельского хозяйства.
Основные направления.
Полеводство (зерновые культуры).
Полеводство (кормовые культуры).
Полеводство (прядильные и масляничные
культуры).
Овощеводство (овощи).
12.12.25
1
19.12.25
1
26.12.25
1
1
1
1
1
1
1
16.01.26
23.01.26
30.01.26
06.02.26
13.02.26
20.02.26
27.02.26
Садоводство. Виды плодовых деревьев и
кустарников.
1
Цветоводство.
1
13.03.26
Изучение технологий выращивания растений.
Тепличное хозяйство.
1
20.03.26
06.03.26
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
Методы защиты растений от вредителей и
болезней. Сорняки.
Экскурсия: посещение сельскохозяйственных
предприятий.
Практическая работа №2:Огород на подоконнике –
урожайная грядка.
Огород
на
подоконнике
–
урожайная
грядка.Тестирование.
Сельскохозяйственная техника и оборудование:
классификация и назначение.
Оборудование
животноводства
и
растениеводства.Технология
производства
продукции растениеводства и животноводства.(для
7А)
Технология производства продукции
растениеводства.
-ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
03.04.26
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
10.04.26
17.04.26
24.04.26
08.05.26
15.05.26
22.05.26
№
п
/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
В
с
е
г
о
7А,Б
Тема урока
Введение. Изучение ТБ на уроках агробиологии.
Предмет и задачи агробиологии.
1
Понятие о сельском хозяйстве. Науки изучающие
сельское хозяйство.
1
Основные отрасли сельского хозяйства.
История развития сельского хозяйства в России и
Ремонтненском районе.
Профессии сельского хозяйства. Мотивация
учащихся в выборе сельскохозяйственных
профессий.
Роль животноводства в развитии сельского
хозяйства.
Основы ухода за сельскохозяйственными
животными. Ветеринария.
Основные направления животноводства в России.
Скотоводство
мясные).
Птицеводство.
(молочные,
1
1
1
1
1
1
мясо-молочные,
1
1
Свиноводство.
1
Овцеводство.
1
Коневодство.
1
Теория
Практ
ика
Экскурсия
Дата
изучения
7А
7Б
01.09.25
05.09.25
08.09.25
12.09.25
15.09.25
19.09.25
22.09.25
26.09.25
29.09.25
03.10.25
06.10.25
10.10.25
13.10.25
17.10.25
20.10.25
24.10.25
10.11.25
07.11.25
17.11.25
14.11.25
24.11.25
21.11.25
01.12.25
28.11.25
08.12.25
05.12.25
1
4
1
5
Пчеловодство, рыбоводство, собаководство.
1
6
1
7
1
8
Животноводство в мире. Тестирование.
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
Основные направления растениеводства.
1
Практическая работа№1: составление
характеристики видов сельскохозяйственных
животных по типам продуктивности.
1
1
Экскурсия: посещение сельскохозяйственных
предприятий.
Роль растениеводства в развитии сельского хозяйства.
Основные направлениия.
1
Полеводство (кормовые культуры).
(прядильные
и
1
1
Полеводство (зерновые культуры).
Полеводство
культуры).
1
1
масляничные
Овощеводство (овощи).
1
1
15.12.25
12.12.25
22.12.25
19.12.25
29.12.25
26.12.25
12.01.26
16.01.26
19.01.26
23.01.26
26.01.26
30.01.26
02.02.26
06.02.26
09.02.26
13.02.26
16.02.26
20.02.26
02.03.26
27.02.26
16.03.26
06.03.26
Садоводство. Виды плодовых деревьев и
кустарников.
1
Цветоводство.
1
30.03.26
13.03.26
1
06.04.26
20.03.26
13.04.26
03.04.26
20.04.26
10.04.26
Изучение технологий выращивания растений.
Тепличное хозяйство.
Методы защиты растений от вредителей
болезней. Сорняки.
Экскурсия: посещение сельскохозяйственных
предприятий.
и
1
1
1
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
Практическая работа №2:Огород на подоконнике –
урожайная грядка.
Огород на подоконнике – урожайная грядка.
Тестирование.
Сельскохозяйственная техника и оборудование:
классификация и назначение.
Оборудование животноводства и растениеводства.
Технология
производства
продукции
растениеводства и животноводства.(для 7А)
Технология производства продукции
растениеводства.
-ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
3
2
/
3
3
27.04.26
17.04.26
04.05.26
24.04.26
18.05.26
08.05.26
25.05.26
15.05.26
22.05.26
№
п
/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
8АБ
Тема урока
В
с
е
г
о
Теория
Практ
ика
Экскурсия
Дата
изучения
8А
8Б
Введение. Изучение ТБ на уроках агробиологии.
Предмет и задачи агробиологии.
1
04.09.25
02.09.25
Понятие о сельском хозяйстве. Науки изучающие
сельское хозяйство.
1
11.09.25
09.09.25
Основные отрасли сельского хозяйства.
История развития сельского хозяйства в России и
Ремонтненском районе.
Профессии сельского хозяйства. Мотивация
учащихся в выборе сельскохозяйственных
профессий.
Роль животноводства в развитии сельского
хозяйства.
Основы ухода за сельскохозяйственными
животными.Ветеринария.
Основные направления животноводства в России.
Скотоводство
(молочные,
мясо-молочные,
мясные).
1
18.09.25
16.09.25
1
25.09.25
23.09.25
1
02.10.25
30.09.25
1
09.10.25
07.10.25
1
16.10.25
14.10.25
1
23.10.25
21.10.25
1
06.11.25
01.11.25
Птицеводство.
1
13.11.25
18.11.25
1
20.11.25
25.11.25
1
27.11.25
02.12.25
1
04.12.25
09.12.25
1
11.12.25
16.12.25
Свиноводство.
Овцеводство.
Коневодство.
Пчеловодство, рыбоводство, собаководство.
1
5
Практическая работа№1: составление
характеристики видов сельскохозяйственных
животных по типам продуктивности.
1
6
1
7
1
8
Животноводство в мире. Тестирование.
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
1
18.12.25
23.12.25
25.12.25
30.12.25
15.01.26
13.01.26
1
22.01.26
20.01.26
Основные направления растениеводства.
1
29.01.26
27.01.26
Полеводство (зерновые культуры).
1
05.02.26
03.02.26
Полеводство (кормовые культуры).
1
12.02.26
10.02.26
1
19.02.26
17.02.26
Овощеводство (овощи).
1
26.02.26
24.02.26
Садоводство. Виды плодовых деревьев и
кустарников.
1
05.03.26
03.03.26
Цветоводство.
1
12.03.26
10.03.26
1
19.03.26
17.03.26
1
02.04.26
31.03.26
09.04.26
07.04.26
16.04.26
14.04.26
Экскурсия: посещение сельскохозяйственных
предприятий.
Роль растениеводства в развитии сельского хозяйства.
Основные направления.
Полеводство
культуры).
(прядильные
и
масляничные
Изучение технологий выращивания растений.
Тепличное хозяйство.
Методы защиты растений от вредителей и
болезней. Сорняки.
Экскурсия: посещение сельскохозяйственных
предприятий.
Практическая работа №2:Огород на подоконнике –
урожайная грядка.
1
1
1
1
1
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
Огород
на
подоконнике
–
урожайная
грядка.Тестирование.
Сельскохозяйственная техника и оборудование:
классификация и назначение.
Оборудование животноводства и растениеводства.
Технология производства продукции
растениеводства.
Технология производства продукции
животноводства
Резервный урок
-ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
23.04.26
21.04.26
1
30.04.26
28.05.26
1
07.05.26
05.05.26
1
14.05.26
12.05.26
1
21.05.26
19.05.26
1
3
4
/
3
5
26.05.26