Учебным планом гимназии на изучение курса «Мир профессий» на 2025-2026 учебный год для 3 «А» класса выделено по 1 часу в неделю.
Согласно годовому календарному графику на 2025-2026 учебный год, расписанию занятий на 2025-2026 учебный год на изучение курса по
программе выходит – 34 часа
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей
учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Общими показателями эффективности обучения по программе курса «Знакомство с миром профессий» можно считать следующие
личностные результаты:
• осознание младшими школьниками значимости труда и важности любой профессии;
• развитие учебной мотивации, ассоциативного и логического мышления на материале, связанном с миром профессий;
• развитие целеустремлённости, инициативности, самостоятельности;
• сформированность эмоционально-волевой и мотивационнопотребностной сферы в соответствии с психолого-возрастными особенностями и
интересами ребёнка к профессионально-трудовой деятельности;
• воспитание личностных качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности (трудолюбие, ответственность, аккуратность,
дисциплинированность, доброжелательность, реалистичная самооценка).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий и
коммуникативных умений:
• ставить реалистичные цели;
• планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• владеть навыками самостоятельной работы и работы в группах;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку своей деятельности;
• анализировать возможные причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при работе с информацией;
• объективно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• вести диалог, слушать и понимать собеседника.
Предметными результатами изучения курса «Знакомство с миром профессий» для младших школьников являются:
• общие представления об отраслях профессиональной деятельности и профессиях;
• освоение понятий «труд», «профессия», «предметы труда», «средства труда», «результаты труда», «условия труда» и т. д.;
• способность выделять основные характеристики профессиональной деятельности и устанавливать взаимосвязь между их видами;
• уважение к труду и различным видам профессиональной деятельности;
• потребность в оказании взрослым посильной помощи;
• осознание необходимости развития способностей, важных для получения избираемой профессии.
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы
данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет
способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной
профессии.
Формы контроля
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — по теме: «Кем и каким я хочу стать»
Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и
в форме выполнения практических занятий;
текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на закрепление знаний изучаемой темы;
тематический контроль по завершению изучения раздела программы проводится в форме устного опроса или в форме выполнения
самостоятельных работ;
итоговый контроль по окончании изучения всей темы.
Содержание программы:
Раздел 1. Как люди выбирают профессию? (10 часов)
Тема 1. Что мы знаем о себе? (4 часа)
Мир моих интересов и увлечений. Повторение изученного во 2 классе. Понятия «труд», «работа», «профессия». Беседа на тему «Роль увлечений
в жизни человека» («Как через увлечения человек может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим?»).
Выполнение заданий в рабочих тетрадях «Ромашка увлечений», «Закончи предложения». Игровое упражнение «Мои увлечения».
Мои достижения и мои недостатки. Знакомство детей с содержанием профориентационного портфолио. Роль портфолио и творческих успехов
ребёнка в выборе профессии. Игра «Я умею, я могу». Роль самопознания в выборе профессии. Зна?комство с понятиями «медицинские
противопоказания», «способности», «склонности». Выполнение задания в рабочей тетради «Какой я?». Творческие задания «Мои достижения», «Я
мечтаю быть…».
Презентация портфолио «Мои достижения».
Кем я хочу стать? Просмотр и обсуждение мультфильма «Кем я хочу стать, когда вырасту» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт»).
Беседа на тему «Самые интересные и востребованные профессии». Профориентационная игра «Загадки?обманки». Тематическая игра «Конкурс
знатоков профессий». Дискуссия на тему «Мой характер и выбор сферы деятельности». Выполнение задания в рабочей тетради «Мой герой». Игра
«Я мечтаю быть...».
Тема 2. Профессиональные качества (5 часов)
Личностные качества и выбор профессии. Беседа на тему «Личностные качества и выбор профессии». Выполнение задания в рабочей тетради
«Подходящие профессии» («Кем бы могли работать герои сказок?»). Упражнение на соотнесение профессий и личностных качеств.
Талант, способности, успех. Почему важно развивать свои способности? Упражнение на соотнесение способностей с профессиями. Беседа на
тему «Как развивать свои способности?». Понятия «талант» и «способности». Притча о талантах. Что такое «островок гениальности»? Что значит
«достичь успеха»? Беседа на тему «У каждого — свой собственный успех».
Знания и опыт. Зачем нужно учиться? Значимость труда в жизни человека и общества. Беседа на тему «Зачем нужно учиться?». Связь профессии
и образования. Дискуссия на тему «Связь школьных предметов с современными профессиями». Навыки и выбор профессии. Формирование
системного представления о мире профессий. Выполнение задания в рабочей тетради «Где пригодится?» (на соотнесение учебных предметов с
профессиями).
Что такое человеческие ценности? Понятия «человеческие ценности», «материальные ценности», «духовные ценности», «нравственные
качества». Что может ценить человек? Дискуссия на тему «Ценности разных эпох». Что делает человека человеком? Объяснение ценности
нравственных качеств (доброта, умение помогать людям, честность, ответственность и др.). Выполнение задания в рабочей тетради «Прочитай
пословицы». Беседа на тему «Как книги помогают нам быть хорошими людьми?». Выполнение задания в рабочей тетради «Ценности героев».
Влияние ценностей человека на выбор профессии.
Здоровый образ жизни как профессиональная ценность. Полезные привычки и здоровый образ жизни. Понятие «ответственность перед собой».
Беседа на тему «Какие профессии помогают нам вести здоровый образ жизни?». Чтение и обсуждение отрывка из повести-сказки Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц». Составление списка полезных привычек в рабочей тетради. Просмотр мультфильмов про зарядку и личную гигиену
(«Смешарики. Азбука здоровья», студия «Петербург»). Беседа на тему «Здоровый образ жизни как профессиональная ценность».
Тема 3. Правила и ошибки выбора профессии (1 час)
Правила и ошибки выбора профессии. Просмотр мультфильма «Все профессии нужны…» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт»).
Беседа по теме «Для чего нужна профессия?». Обсуждение основных принципов выбора профессии. Между «хочу», «могу» и «буду полезен»:
условия правильного выбора профессии. Понятия «цель», «средства», «целеполагание», «целеустремлённость». Беседа на тему «Ошибки при
выборе профессии». Выполнение задания в рабочей тетради «Хочу, могу и буду полезен». Игровое упражнение «Верно — не верно».
Раздел 2. Играя, выбираем (16 часов)
Тема 4. Профессии в сфере образования (6 часов)
Кто работает в школе? Школьные профессии и их функции. Упражнение «Цепочка вопросов». Тематическая игра «Чьи это вещи?» (средства
труда тех, кто работает в школе). Выполнение заданий в рабочей тетради «Кто работает в школе?», «Один день из жизни…» (условия труда одной
из школьных профессий).
Профессионально важные качества педагога. Просмотр мультфильма «Профессия педагог» (проект «Навигатум», киноком?пания
«Парамульт»). Выполнение задания в рабочих тетрадях «Важные качества педагога». Требования к личностным и профессиональным качествам
педагога. Игровая проба «Учитель».
Экскурсия в учебные кабинеты средней школы.
Кто работает в кружках и секциях? Условия труда, личностные и профессиональные качества педагогов дополнительного образования.
Просмотр мультфильма «Профессия тренер» киноком?пании «Парамульт» (проект «Навигатум»). Выполнение задания в рабочей тетради
«Профессия тренер» (синквейн). Игровая проба «Тренер».
Профессия воспитатель. Основные требования к профессии воспитатель. Выполнения заданий в рабочей тетради «Что необ?ходимо
воспитателю для работы?», «Профессиональные качества воспитателя». Игровая проба «Воспитатель».
Встреча с профессионалом (психологом, логопедом или воспита?телем группы продлённого дня).
Тема 5. Профессии в сфере культуры и искусства (8 часов)
Библиотекарь — хранитель книг. Профессии в сфере культуры и искусства. История профессии библиотекарь. Профессионально важные
качества и средства труда работников библиотеки. Понятия «абонемент», «формуляр», «читатель», «читальный зал», «книжные полки». Выполнение
задания в рабочей тетради «Библиотекарь» (заполнение формуляра читателя).
Экскурсия в библиотеку. Знакомство школьников с залами библиотеки, с особенностями и условиями труда библиотекаря, правилами поведения
в библиотеке, правилами обращения с книгами. Игровое упражнение «Найди книгу читателю».
Кто работает в музее? Знакомство с музейными профессиями (хранитель, реставратор, музейный художник, экскурсовод, научный сотрудник,
смотритель, музейный педагог и др.), их функциями, условиями и средствами труда. Профессиональные качества экскурсовода. Дискуссия на тему
«Музейные секреты». Выполнение задания в рабочей тетради «Профессия экскурсовод». Игровая проба «Экскурсовод».
Экскурсия в музей. Знакомство с профессионально важными качествами, условиями и средствами труда реставратора, музейного художника,
экскурсовода, смотрителя и научного сотрудника в музее.
Профессия дизайнер. Понятия «творчество», «творческие профессии», «декоративно-прикладное искусство». Профессионально важные качества
и условия труда дизайнера. Обучающий мультфильм для детей «Дизайнер интерьера» (Детский телеканал «0!»). Выполнение задания в рабочих
тетрадях «Дизайн моей комнаты». Ролевая игра «Творческая мастерская».
Профессия флорист. Профессионально важные качества и условия труда флориста. Выполнение задания в рабочих тетрадях «Составь букет».
Знакомство с правилами составления букетов из сухоцветов и живых цветов. Составление букетов из сухоцветов и еловых веток. Конкурс творческих
работ «Зимний букет».
Профессия фотограф. История профессии фотограф. Условия труда и профессионально важные качества фотографа. Понятия
«фотобутафория», «реквизит». Познавательный мультфильм для детей «Фиксики. Фотоаппарат» (ЗАО «Аэроплан», 2013). Игровая проба
«Фотограф» (позирование и фотографирование, фотоколлаж). Выполнение задания в рабочей тетради «Дорисуй фигуры».
Экскурсия в фотоателье или фотостудию
Тема 6. Профессии в сфере торговли (2 часа)
Кто работает в магазине? Знакомство с профессиями сферы торговли: продавец, кассир, товаровед, маркетолог, логист, менеджер по
продажам. Условия, средства, предметы труда этих профе?сий, их функции. Игра «Волшебный магазин». Выполнение задания в рабочих тетрадях
«Менеджер по продажам».
Профессиональные качества продавца. Просмотр мультфильма «Продавец» кинокомпании «Парамульт» (проект «Навигатум»). Выполнение
задания в рабочих тетрадях «Важные качества продавца». Риски профессии продавец. Ролевая игра «Продавец». Выполнение задания в рабочих
тетрадях «Распредели товары по груп?пам». Игра «Книга жалоб» (решение проблемных ситуаций)
Раздел 3. Индивидуальные творческие проекты (8 часов)
Тема 7. Профессии моей семьи (4 часа)
Подготовка проекта «Дерево профессий моей семьи» (вместе с родителями).
Презентация проектов «Дерево профессий моей семьи».
Тема 8. Праздник профессий (4 часа)
Подготовка праздника профессий. Создание творческих работ на темы «Моё любимое занятие» (рисунки и рассказы), «Путешествие в
профессию» (фотографии, сделанные во время экскурсий), «Профессионалы в моей семье» (фотографии близких родственников в процессе их
профессиональной деятельности), «Самая интересная профессия» (рисунки и рассказы).
Праздник профессий. Выставка рисунков и чтение рассказов на тему «Моё любимое занятие». Фотовыставка/фотоконкурс «Путешествие в
профессию» (выставка/конкурс фотографий, сделанных во время экскурсий). Фотовыставка/фотоконкурс «Профессионалы в моей семье».
Выставка рисунков и чтение рассказов на тему «Самая интересная профессия».
Календарно- тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Дата проведения
Тема занятия
План
04.09.2025
11.09.2025
18.09.2025
25.09.2025
02.10.2025
09.10.2025
16.10.2025
23.10.2025
06.11.2025
13.11.2025
20.11.2025
27.11.2025
04.12.2025
11.12.2025
18.12.2025
25.12.2025
15.01.2026
22.01.2026
29.01.2026
05.02.2026
12.02.2026
19.02.2026
26.02.2026
Факт
Мир моих интересов и увлечений
Мои достижения и мои недостатки
Презентация портфолио “Мои достижения”
Кем я хочу стать?
Личностные качества и выбор профессии
Талант, способности, успех
Знания и опыт. Зачем нужно учиться?
Что такое человеческие ценности?
Здоровый образ жизни как профессиональная ценность
Выбор профессии: правила и ошибки
Кто работает в школе?
Профессиональные качества педагога
Экскурсия в учебные кабинеты средней школы
Кто работает в кружках и секциях?
Профессия воспитатель
Встреча с профессионалом
Библиотекарь-хранитель книг
Экскурсия в библиотеку
Кто работает в музее?
Экскурсия в музей
Профессия дизайнер
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова
Профессия фотограф