Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с
учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но
и во внеурочной деятельности.
Возрастная группа учащихся.
Программа рассчитана для обучающихся 4 класса: возрастная группа – 9-10
лет.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в 4 классе
отводится 34 занятия в год, из расчета 1 занятие в неделю.
Согласно годовому календарному графику работы МБОУ
Ремонтненской гимназии №1 на 2025 - 2026 учебный год, согласно
расписанию занятий на 2025-2026 учебный год, по программе на
изучение курса отводится 32 часа.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный
(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
СТРУКТУРА (СОДЕРЖАНИЕ) КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зачем человеку учиться?
Обучение человека происходит на протяжении всей жизни. Влияние
цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания влияют на
всю жизнь человека? Развитие навыков работы в команде, уважения разных
мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий.
Русский язык — государственный язык, объединяющий многонациональную
семью народов Российской Федерации. Современный языковой ландшафт
характеризуется изменениями в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных слов и
форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны.
Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая
безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового
мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые
технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового
мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности.
Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на
благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Контроль распространения атомной энергии.
Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на
будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки.
Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Возможности
реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская культура —
признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства.
Состояние современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя.
Уважение — признание достоинств личности. Уважение к окружающим и
чужому труду как основа гармоничного развития общества. Правила
общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка ко взрослой жизни
и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям?
Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества.
Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в
семье. Обмен опытом между поколениями и бережное отношение друг к
другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства.
Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство
народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители информации о наших предках и культурного
кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей.
Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но
имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей
участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина.
Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в
сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т. д. Мировое признание
достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их
влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в
познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями.
Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и
каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать.
Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях.
Профессия спасателя связана с повышенным риском. Профессиональные
качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца.
Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и
бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет
людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о
животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества.
Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма,
мужества и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности
и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции.
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция
закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость
— одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского
общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас.
Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на
формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие.
Зимние каникулы — это время не только для семейного доcуга и отдыха, но
и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой:
составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки,
создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация.
Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание
советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм —
это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как
появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее.
Российские музеи — хранители богатейшего материального и
нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного
наследия как направление государственной политики. Третьяковская галерея
— крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес?
Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою
мечту. Современные предприниматели и их возможности в развитии
экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный
успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О
мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки.
Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей.
Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются
научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная
поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту интересов государства и российских граждан. Специфика
дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является
примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся
герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
День наставника.
День наставника — важный государственный праздник, который позволяет
закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном
развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский
как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии.
Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература —
настоящий культурный феномен. Русских классиков любят и читают не
только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают
русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и
душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут
стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России.
Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия.
Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры,
режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему
достижения русской театральной школы широко используются во многих
странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных
театров в России.
Как справляться с волнением?
Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в
жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и
психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют
на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики.
Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической
отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения
прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих
свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный
космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других
специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение
окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться общего успеха. Как стать
частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории
страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы.
Песни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась
история нашей великой страны. Влияние песни на чувство сопричастности
истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне
последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и
переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют.
Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир,
который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные
ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Уникальность каждого человека и
опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и
сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и
интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил
здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной); бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии; определять существенный признак для
классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим
работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по
опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации, согласно заданному
алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, распознавать достоверную и
недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования
разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё
мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления, подбирать
иллюстративный материал к тексту выступления;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации,
о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка
межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение
основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка;
использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной
литературы и произведений устного народного творчества для
всестороннего развития личности человека; формирование
первоначального представления о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
творчества; овладение элементарными умениями анализа и
интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с
культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в
графической и текстовой форме, развитие умений извлекать,
анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и
культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы; формирование первоначальных
представлений о природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи
мира живой и неживой природы; формирование основ рационального
поведения и обоснованного принятия решений; формирование
первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных
занятиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее
значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в
России, важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать,
сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления,
выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и
явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в
окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре
родного края); приобретение базовых умений работы с доступной
информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и
обществе, безопасного использования электронных ресурсов
образовательной организации и сети Интернет, получения информации
из источников в современной информационной среде; формирование
навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения
правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе
знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой
информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и
опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании
личных финансов; приобретение опыта положительного
эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления
действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание
необходимости нравственного совершенствования, духовного
развития, роли в этом личных усилий человека; развитие умений
анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за
них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в
поведении; построение суждений оценочного характера,
раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов
поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного
развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками
общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение
нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности
человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей
на благо человека, общества; формирование умений объяснять
значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение»,
«дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления
любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре,
истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству,
готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения
человеческого достоинства, знание общепринятых в российском
обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных
правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
использованием различных материалов и средств художественной
выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать
виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной
музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире
профессий, значении труда в жизни человека и общества,
многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о
физической культуре и спорте, физической активности человека,
физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и
навыках, основных физических упражнениях; развитие умения
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой
деятельности, соблюдая правила честной игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п
Тема урока
/п
(32 ЧАСА)
Дата проведения
Кол-во План
часов
1
Зачем человеку учиться?
1
01.09
2
Русский язык в эпоху цифровых технологий
1
08.09
3
Цифровой суверенитет страны
1
15.09
4
Мирный атом. День работника атомной
промышленности
1
22.09
5
О творчестве. Ко Дню музыки
1
29.09
6
Что такое уважение? Ко Дню учителя
1
06.10
7
Как понять друг друга разным поколениям?
1
13.10
8
О городах России. Ко Дню народного единства
1
20.10
9
Общество безграничных возможностей
1
10.11
10
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина
1
17.11
11
Как решать конфликты и справляться с
трудностями. Ко Дню психолога
1
24. 11
12
Профессия — жизнь спасать
1
01.12
13
Домашние питомцы. Всемирный день питомца
1
08.12
14
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев
Отечества
1
15.12
15
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции
1
22.12
16
Совесть внутри нас
1
29.12
17
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие
1
12.01
18
Как создают мультфильмы? Мультипликация,
анимация
1
19.01
19
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее
1
26.01
20
Как создавать свой бизнес?
1
02.02
Факт