Ремонтненский район, с.Ремонтное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ремонтненская гимназия №1
_____________________________________________________________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
Приказ от «29» августа 2025 года № 109
_____________ Д.Е.Кононогов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
направление_духовно - нравственное
название курса «Разговоры о важном»
Уровень общего образования (класс):
Среднее общее образование 10 класс
Количество часов:1 час в неделю, 34 часа за год
Учитель: Калинина Татьяна Васильевна
2025-2026 учебный год
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основными задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной
деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 10 го класса, рассчитан на 1 час в неделю 34 часа в год. Согласно годовому календарному
графику работы МБОУ Ремонтненской гимназии №1 на 2025 – 2026 учебный год по программе на изучение курса выходит 32 часа.
Форма организации: дискуссионный клуб.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание,
патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам,
традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей
культуры:
1. Зачем человеку учиться?
2. Русский язык в эпоху цифровых технологий..
3. Цифровой суверенитет страны.
4. Мирный атом. День работника атомной промышленности.
5. О творчестве. Ко Дню музыки.
6. Что такое уважение? Ко Дню учителя.
7. Как понять друг друга разным поколениям.
8. О городах России. Ко Дню народного единства.
9. Общество безграничных возможностей.
10. Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина.
11. Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога..
12. Профессия — жизнь спасать.
13. Домашние питомцы. Всемирный день питомца.
14. Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества.
15. Закон и справедливость. Ко Дню Конституции
16. Совесть внутри нас.
17. Календарь полезных дел. Новогоднее занятие.
18. Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация.
19. Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее.
20. Как создавать свой бизнес?
21. Есть ли у знания границы? Ко Дню науки.
22. Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
23. Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
24. День наставника.
25. Всемирный день поэзии.
26. Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театраль- ных деятелей России.
27. Как справляться с волнением?
28. 65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики.
29. Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
30. Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
31. Песни о войне. Ко Дню Победы.
32. Ценности, которые нас объединяют
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное
развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного
мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовнонравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания; проявлять готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности; определять назначение и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми
средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы
для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского литературного языка и развитие умения применять знания о них в
речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением
представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений
русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной
и мировой культуры; формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; формирование умений
учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать
иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых
навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в
решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; формирование умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов; формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
мире; формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные
знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических
процессов и проблем; формирование системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать карты разного
содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; формирование представлений и
знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование биологической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания; формирование собственной
позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям
их решения.
Тематическое планирование 10 класс
№
Тема занятия
Форма проведения занятия
Часы Дата
план
1
33. Зачем человеку учиться?
Влияние цифровых
технологий на приобретение
знаний. Развитие навыков
работы в команде, уважения
раз- ных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
1
01.09
2
34. Русский язык в эпоху цифровых технологий..
Современное разнообразие
1
русского языка, изменения в
устной и письменной речи под
влиянием цифровой среды.
Грамотная, логичная и понятная речь — признак
образованного человека и
залог успеха в будущем.
Прави- ла использования
стилей речи в современной
коммуникации.
08.09
Дата
факт
3
35. Цифровой суверенитет страны.
Воз- можности цифрового
мира: как современные
технологии помогают
учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются новые технологии?
Правила безопасного
поведения в сети и угрозы
цифрового мира.
1
15.09
4
36. Мирный атом. День работника атомной
промышленности.
Контроль распространения
атомной энергии. Уникальные
атомные технологии и
достижения отечественной
научной школы. Влияние
экологически чистых и
эффективных источников
энергии на будущее
человечества.
1
22.09
5
37. О творчестве. Ко Дню музыки.
Русская культура —
признанное мировое достояние человечества.
Реализация творческого
потенциала взрослых и детей.
Музыка как вид искусства.
Состояние развития
современной отечественной
музыки: ее жанры и
направления.
1
29.09
6
38. Что такое уважение? Ко Дню учителя.
Осознанное уважительное
отношение к людям, к чужому
труду, к государству —
1
06.10
фундамент гармоничного
развития общества. Правила
общения внутри семьи, школы
и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и
формирование
ответственности. О роли
педагога в воспита- нии
личности.
7
39. Как понять друг друга разным поколениям.
Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа
любого общества.
Формирование общих
семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье.
Преодоление конфликтов и
про- блем в общении за счет
взаимоуважения и обмена
опытом
1
13.10
8
40. О городах России. Ко Дню народного единства.
Изучение россий- ских
городов — изучение страниц
истории Отечества. Роль
государства в раз- витии
малых городов. Возможности
граждан в развитии своей
малой родины.
1
20.10
9
41. Общество безграничных возможностей.
Роль цифровых технологий в
расширении возможностей
участия в общественных
процессах. Готовность
уважительно воспринимать
другого человека — основа
1
10.11
гармоничных отношений в
обществе.
10
42. Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина.
Открытия И.В. Мичурина и их 1
влияние на развитие страны.
Возмож- ности для
подрастающего поколения в
познании мира и личном
развитии.
17.11
11
43. Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко
Дню психолога..
Конфликты и трудности —
естественный элемент
развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск
причины конфликтов как
ключ к их разрешению.
Совместные усилия и
внимание друг к другу как
залог преодоления трудностей. Правила разрешения
конфликтных ситуаций
1
24.11
12
44. Профессия — жизнь спасать.
Спасатели — специалисты,
1
которые помогают людям в
опасных ситуациях. Спасатель
и риск ради другого человека.
Профессиональные качества и
навыки спасателей. Поведение
в экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к
своей и чужой жизни, правила
безопасности.
01.12
13
45. Домашние питомцы. Всемирный день питомца.
Роль домашних питомцев в
жизни человека.
08.12
1
Ответственность, забота и
бережное отношение к
питомцам. Всемирный день
питомца объединяет людей
всей планеты для укрепления
цен-ностей дружбы и заботы о
животных. Как соблюдать
безопасность при обще-нии с
животными?
14
46. Россия — страна победителей. Ко Дню Героев
Отечества.
Герои России с древнейших
времен и до современности.
Традиции героизма, мужества
и ре- шительности —
неотъемлемая часть
российской идентичности и
культурного кода. День
Героев Отечества —
выражение благодарности,
признательности и уважения
за самоотверженность и
мужество.
1
15.12
15
47. Закон и справедливость. Ко Дню Конституции
Конституция Российской Федерации — основной закон
страны. Конституция
закрепляет права и свободы
человека как высшую
ценность. Справедливость —
одна из важнейших духовнонравственных ценностей
российского общества.
1
22.12
16
48. Совесть внутри нас.
Совесть — внутренний
ориентир, помогающий
1
29.12
отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в
осуществлении личного
выбора. Роль в формировании
нравственности
традиционных ценностей,
культуры и истории.
17
49. Календарь полезных дел. Новогоднее занятие.
Зимние каникулы — это время не только для семейного
доcуга и отдыха, но и добрых
дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы провести
время с пользой: составление
календаря. Новогод- ние
традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы
новогодней сказ- ки для своих
родных и близких.
1
12.01
18
50. Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация.
История развития
отечественной
мультипликации.
Отечественная школа
мультипликации и ее
достижения. Мировое
признание советских и
российских
мультипликационных
фильмов. Каждый фильм —
это труд большой команды
профессионалов.
1
19.01
19
51. Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее.
Российские музеи — хранители богатейшего
1
26.01
материального и
нематериального наследия
страны. Сохра- нение
исторического и культурного
наследия как направление
государствен- ной политики.
20
52. Как создавать свой бизнес?
Бизнес — ответственный
выбор человека, возможность реализовать свою
мечту и принести пользу
обществу.
1
02.02
21
53. Есть ли у знания границы? Ко Дню науки.
Технологическое лидерство
государства и развитие науки.
Как меняются научные
подходы с развитием
цифровых технологий?
Государственная поддержка
науки и молодых ученых. Как
происходят современные
открытия? Как стать ученым?
1
09.02
22
54. Слушать, слышать и договариваться. Кто такие
дипломаты?
Специфика дипломатической
работы. Ди- алог между
государствами как основа
международной стабильности.
Навыки для жизни: как
научиться договариваться с
окружающими людьми и
вести кон- структивный
диалог.
1
16.02
23
55. Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню
защитника Отечества.
Герой — реальный человек,
живущий рядом с нами, чья
1
02.03
жизнь является при- мером
для окружающих. В каждом
регионе России живут
выдающиеся герои, отважные,
мужественные и
трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества
отличают героя?
24
56. День наставника.
. Роль наставника в
формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К.
Д. Ушинский как
основоположник научной
педагогики в России. Как
найти наставника?
1
16.03
25
57. Всемирный день поэзии.
Почему иностранцы любят и
читают русских писателей?
Роль поэзии в личном
развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О
современных поэтах России.
Почему люди пишут
стихотворения, можно ли
этому научиться?
1
30.03
26
58. Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150
лет Союзу театраль- ных деятелей России.
Русский театр — это не
просто сцена и кулисы, это
зер- кало общества,
отражающее эпохи, нравы и
судьбы страны. Театр —
семья разных профессий:
1
06.04
декораторы, костюмеры,
режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие
другие. Достижения русской
театральной школы,
вошедшие в мировую
практику.
27
59. Как справляться с волнением?
Волнение как естественное
состояние чело- века перед
важным событием в жизни.
Контроль эмоционального
состояния, забота о своем
физическом и
психологическом здоровье.
1
13.04
28
60. 65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики.
Россия — одна из ведущих
косми- ческих держав.
Развитие космической
отрасли — приоритетное
направление национальных
проектов. Достижения
прошлого как предмет
национальной гордости и
мотивация для будущих
свершений отечественной
космонавтики.
1
20.04
29
61. Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии
переработки.
Состояние планеты — личная
ответственность каждого
человека. Почему об экологии
дол- жен заботиться каждый
человек? Неосознанное
потребление как причина роста количества мусора.
1
27.04