Принципы орфографии, 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на учащихся 11 класса, желающих развить в себе умение
грамотно писать, ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее
изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта
общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому
языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 10-11 классов (Бабайцева
В.В., Еремеева А.П.) и программно-методических материалов.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений
Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «русский язык» в
2025 - 2026 учебном году на изучение внеурочного курса «Принципы орфографии » в 11
классе выделен 1 час в неделю, 34 часа в год, согласно Годового учебного календарного
графика на 2025-2026 учебный год, расписания занятий на 2025 -2026 учебный год, на
изучение курса по программе выходит 32 час так как 23.02 и 09.03 – праздничные дни.
Цели программы:
- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности,
интеллектуального совершенствования;
-создать условия для интеллектуального, коммуникативного развития обучающихся,
формирования качеств мышления, необходимых человеку для жизни в современном
обществе.
Задачи программы
Развивающие:
-всестороннее развитие творческих способностей;
- развитие общего кругозора;
-развитие познавательных интересов, логики мышления;
-развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Обучающие:
- изучение истории стилистики;
- формирование практических навыков создания школьного печатного издания;
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- формирование навыка работы с научной литературой, различными источниками;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной
работы, умений вести дискуссию, поддерживать беседу, аргументировать ответы;
-овладение умением проводить стилистический анализ текста;
-логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать
собственное высказывание;
-совершенствовать и редактировать текст.
Воспитывающие:
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, активной
жизненной позиции;
- формирование представления о стилистике как о науке;
- привитие культуры общения с СМИ;
- формирование потребности в постоянном повышении информированности;
- воспитание культуры поведения и речи.
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа
с компьютером, создание собственных текстов; разработка проектов, презентаций;
исследования; изучение дополнительной литературы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания гуманитарного образования обучающиеся овладевают
разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации
полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения
доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально
убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в
результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников
учебного коллектива и мнением авторитетных источников, а также приобретают умения и
навыки:
-излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения;
- оперировать формулировками, определениями;
- анализировать текст, создавать его, редактировать;
- искать информацию, работать с научной, справочной литературой;
- выпускать газету;
- участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
Требования к уровню подготовки выпускников на ступени старшей школы
В результате усвоения курса
учащиеся должны иметь представление
- о стилистике как науке;
учащиеся должны знать/понимать
- связь языка и истории;
-орфоэпические, грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения;
-понятия, определения, термины; смысл понятий стиль, стилистика, стилевая окраска,
стилевая норма, речевая ситуация, литературный язык, культура речи;
-знать о стилистических ресурсах стилистики: фонетических, лексических
словообразовательных и морфологических, синтаксических;
-знать признаки текста, особенности текста, требования к тексту; знать типы речи; знать
стили речи, их разновидности и жанры;
учащиеся должны уметь
- излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения
- оперировать формулировками, определениями
- анализировать текст, создавать его, редактировать
- искать информацию, работать с научной, справочной литературой
- участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
-осуществлять речевой самоконтроль;
-проводить стилистический анализ текста;
-адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и прослушанный текст,
комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
-использовать все виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников; свободно пользоваться
справочной литературой по русскому языку;
-передавать содержание текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого
пересказа, схем, таблиц, тезисов, конспектов, аннотаций, докладов, сообщений, рефератов.
Создание устного и письменного речевого высказывания:
-понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научнопопулярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов
речи; понимать основную мысль прослушанного текста; интерпретировать информацию
звучащего текста;

-создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном
текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также
знаний, жизненного или читательского опыта;
- последовательно излагать собственные мысли; осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым
типом речи;
-владеть приемами редактирования;
-оценивать речевое высказывание с опорой на полученные знания;
-использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и
лексическое богатство языка.
Анализ текста и речевых единиц:
-проводить разные виды разбора;
-опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности и уместности
их употребления;
-анализировать тексты различных стилей и разновидностей языка с точки зрения
содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач и использования ИВС языка.
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
-оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными
и речевыми нормами литературного языка;
-эффективно использовать языковые единицы в речи.
Содержание программы
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари
русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы
ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение
ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы;
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная
лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом
уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.
Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная
норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с
подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных
предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.
Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные
ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

мониторинг

Дата
План

№

1

2

3

4

5

6

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. тест
Словари русского языка
Орфоэпические нормы. Основные правила
орфоэпии. Предупреждение ошибок на
орфоэпическом уровне.
Орфоэпические нормы. Основные правила
орфопии. Предупреждение ошибок на
орфоэпическом уровне.
Лексическое значение слова. Многообразие
лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы (эпитет, метафора)
Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония

и др.) Умение находить их в тексте.
7
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
8
Морфологические нормы. Правила образования
форм слов разных частей речи.
9
Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.
10-11 Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне. Тренировочнодиагностическая работа по словообразованию и
морфологии.

01.09

Инд.занятия

08.09

Тест ЕГЭ

15.09

Тест

22.09

Работа с
текстом

29.09

Анализ текста 06.10

Тесты
Инд.задания

13.10
20.10

Работа с
текстом
Таблицы,
диаг.работа

10.11
17.11
24.11

факт

12-13 Использование алгоритмов при написании –Н- и –
НН- в суффиксах разных частей речи.
14-15 Правописание корней и приставок.

Тесты

01.12

Сочинение

08.12
15.12
22.12

16-17 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
18

Правописание суффиксов различных частей речи

Анализ
текстов
Инд.работа

(кроме –Н- и –НН-).
19 Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. Сочинение
20-21 Слитное, дефисное и раздельное написание омони- Инд.задания
мичных слов и сочетаний слов.
22-23 Тренировочно-диагностическая работа по
тест
проверке навыков орфографической грамотности.
24

25

26

27

28

29

30

29.12
12.01
19.01

26.01
02.02
09.02
16.02
02.03
16.03

Синтаксические нормы. Словосочетание,виды
словосочетаний, их построение. Лексическая
сочетаемость слов.
Предложение. Порядок слов в предложении.
Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения, способы их
выражения.
Простые и сложные предложения. Односоставные
предложения. Неполные предложения.

Разбор
предложений

Интонационная норма. Нормы согласования
(согласование сказуемого с подлежащим,
согласование определений с определяемым
словом)
Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы примыкания. Правильное использование
деепричастного оборота. Правила преобразования
прямой речи в косвенную.
Знаки препинания в простом предложении (с
однородными членами предложения, при
обособлении второстепенных членов
предложения)

Работа с
текстом

13.04

Тест

20.04

Тесты ЕГЭ

27.04

Сочинение

30.03

Анализ текста 06.04

Разбор предл. 04.05

31-32 Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях

Сочинение

18.05
25.05

СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания № 1
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
От 29 августа 2025 года
________Моргунова Н.В.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
И. В. Задорожняя _____________
от 29 августа 2025 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».