Место занятия в учебном плане.
Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 учебные недели. Занятия
проводятся один раз в неделю по 40 минут, итого 34 часа в год. Согласно годовому
календарному графику работы МБОУ Ремонтненской гимназии № 1 на 2025-2026 учебный год
выходит 34 часа для 11 классов
Планируемые результаты
Цель курса: выработка социальной компетентности учащихся, более глубокое раскрытие
и проработка содержательных линий курса обществознания старшей школы.
Структура элективного курса выстроена таким образом, чтобы при изучении глобального
мира можно было постепенно продвигаться через три относительно самостоятельные области.
Сначала обучающимся предстоит изучить основные компоненты глобального мира:
• понять, как устроено любое человеческое общество (тема I);
• определить те наиболее крупные и наиболее активные мировые цивилизации, которые
вносили и продолжают вносить решающий вклад в становление цивилизации общемировой
(тема II);
• исследовать те разделительные линии, которые пролегают через все континенты,
цивилизации и любые другие человеческие сообщества, — рассмотреть деление людей на
государства, нации, религии и языки (тема III).
Следующий шаг — изучение процесса возникновения и устройства современного
глобального мира:
• решающее изменение глобальной конфигурации после крупнейшей геополитической
катастрофы XX века — распада СССР (тема IV);
• основные принципы глобального мышления (тема V);
• глобальная экономическая конструкция — геокон (тема VI);
• глобальные политические и экономические игроки и их интересы (тема VII);
• устройство власти в информационном обществе (тема VIII).
Завершающая часть курса — положение России в современном глобальном мире:
• устройство современной России — ее политическая культура, политическая система, ее
«ближний круг», который можно определить, как «русский мир» (тема IX);
• вызовы, стоящие перед нашей страной, и, соответственно, задачи, которые мы должны
решить, добиваясь глобального лидерства в XXI в. (тема X).
Таким образом, логика курса — движение от общего к частному, от самых широких
параметров глобального мира к целям и задачам России, которые могут быть восприняты как
формула личных целей и задач гражданина и патриота.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом
уровне ученик должен знать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,
место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
После изучения курса обществознания 11 класса ученик должен уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
•осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах, извлекать из неадаптированных оригинальных текстов.
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
•
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением
Метапредметные результаты:
1) регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и
прогнозировать результаты работы;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
2) познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для
указанных логических операций; обобщать факты и явления;
давать определения понятий;
3) коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать
различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения
других людей.
Формы и методы работы
Формы проведения занятий:
• игра;
• исследование;
• соревнование;
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
• практический (игра).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Особенности проведения занятий:
1. теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых
ситуаций;
2. для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять рефлексивные
интерактивные упражнения;
3. практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение не превышало 20
минут;
4. работу по созданию глобальных творческих проектов следует начинать с разъяснения
алгоритма разработки проектов, адаптированного под возраст школьников.
Содержание курса
11 класс
Тема « Экономика» (8 часов)
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.
Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и
услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике
России. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные
издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты.
Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития
фондового рынка в России.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и
развитие. Экономические циклы. Общественные блага. Банковская система. Роль ЦБ в
банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды
налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и
бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет.
Государственный долг.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы.
Тема « Политическая сфера общества» (9 часов)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как
главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное
явление.
Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность.
Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования
правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.
Современный политический процесс.
Политическая элита особенности ее
формирования в современной России. Политическая
идеология. Основные идейнополитические течения современности. Гражданские инициативы. Многопартийность.
Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной
России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Роль средств массовой
информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время
предвыборных кампании. Характер
информации распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная
кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Тема « Право» (10 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс в Российской Федерации.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.