МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ МОИ ГОРИЗОНТЫ»
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Место занятий по курсу внеурочной деятельности
будущее» для 8-9 класса в учебном плане
социального направления «Билет в
Для занятий по курсу «Россия – мои горизонты» в 8 классе отводится 34 часа в год, из
расчета 1 час в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику на 2025-2026
учебный год, расписанию занятий на 2025-2026 учебный год на занятия по курсу
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» по программе выходит 35 часов.
Для занятий по курсу «Россия – мои горизонты» в 9 классе отводится 34 часов в год, из
расчета 1 час в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику на 2025-2026
учебный год, расписанию занятий на 2025-2026 учебный год на занятия по курсу
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» по программе выходит 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ МОИ ГОРИЗОНТЫ»
Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса с учетом
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы:
№
Темы программы
Количество часов
1.
Профориентационные уроки «Увлекаюсь»
2.
Профориентационная
«Понимаю себя»
часть
3
3.
Профориентационная выставка «Лаборатория будущего».
«Узнаю рынок»
4
4.
Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
6
5.
Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть
«Осознаю»
3
6.
Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
4
7.
Региональный компонент: подготовка и участие в
региональных конкурсах в соответствии с Дорожной картой:
конкурс видеороликов по итогам участия в проекте «Билет в
будущее», Олимпиада по профориентации, региональный
экономический форум «Мой старт в бизнес», региональный
конкурс плакатов «Я в рабочие пойду»,
региональный
фестиваль профессий «Билет в будущее Топ-Регион».
онлайн-диагностика.
4
Первая
9 /10
Итого
35/34
1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной
работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по классам).
Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает
возможности
учащихся в
выборе персонального
профессионального
пути.
Выбор
профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять
школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много
вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня
место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть
востребованным?
Тематический профориентационный урок по классам (рекомендуется проводить после
стартового урока):
8 класс: урок знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального
развития,
возможностями
прогнозирования
результатов
профессионального
самоопределения. На уроке раскрываются существующие профессиональные направления,
варианты получения профессионального образования (уровни образования).
Актуализация
процессов
профессионального
самоопределения.
Информирование
школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее
профессиональное образование). Помощь школьникам в соотношении личных качеств и
интересов с направлениями профессиональной деятельности.
9 класс: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях
высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального
образования (СПО).
Актуализация представлений о возможных профессиональных
направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса к философии выбора и
построению своей персональной карьерной траектории развития.
2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3 часа, из
них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/
(для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем
профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию
участия в программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11
классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
●
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7,
8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением
«зон
потенциала»
(талантов)
для
дальнейшего
развития.
Методика
предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по
итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам
проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» (4 часа, из
них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Посещение
мультимедийной
выставки
«Лаборатория
будущего»
-
специально
организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия –
моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями)
экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная
среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная
среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых
знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных
специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.
4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
(6 часов, из них: 3 часа аудиторной работы, 3 часа внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Профессиональные пробы. Данный формат реализуется на базе образовательных
организаций в регионе, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку
(профессиональные образовательные организации и организации высшего образования),
организаций дополнительного образования.
Определение профессиональных проб.
Особенности проведения профессиональных проб в очном и онлайн форматах: организация
выездной площадки (очный формат) в организациях профессионального и дополнительного
образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат,
реализуемый через сеть интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на
основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. Уровни
профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды:
базовая и ознакомительная.
5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»
(3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение
рекомендации по построению образовательно - профессиональной траектории с учетом
рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11
классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
●
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7,
8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением
«зон
потенциала»
(талантов)
для
дальнейшего
развития.
Методика
повторной
онлайн-диагностики.
предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Развернутая
консультации
по
результатам
Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате).
Возможно
проведение
консультации
с
помощью
видеозаписи
готовой
консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/).
6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
(4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам
проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных
рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам
профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей
(стратегических и
тактических).
Формирование
планов
образовательных шагов
и
формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых результатов у
обучающихся, а именно:
Личностные:
•
формирование
готовности
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному самоопределению;
• формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
• формирование внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные:
•
освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются
в
нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную
картину
мира)
и
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
коммуникативные, рягулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
• формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.
Трудовые:
• формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
•формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;
• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ» 8-9 КЛАСС
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Тема 1.
Установочное
занятие «Моя
Россия – мои
горизонты, мои
достижения» (1
час)
8 класс
Установочно
е
Россия – страна безграничных возможностей
и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о
развитии и достижениях. Разделение труда как условие его
эффективности. Цели и возможности курса
«Россия - мои горизонты». Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2.
Тематическое
профориентационн
ое занятие «Открой
свое будущее» (1
час)
8 класс
Тематическо
е
профориента
ционное
8кл. Соотнесение личных качеств и интересов с направлениями
профессиональной деятельности. Метапредметные умения
(компетенции) и навыки, значимость предметных знаний - фундамента
профессионального развития. Профильное обучение.
9кл. Преимущества обучения в организациях
профессионального образования и высшего образования (ООВО).
Возможные профессиональные направления для учащихся. Как стать
специалистом того или иного
направления. Как работает система получения профессионального
образования. Разнообразие образовательно-профессиональных
маршрутов.
Тематическо
е
профориента
ционное
Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности
диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в
будущее» https://bvbinfo.ru/
8 кл. Диагностика «Мои интересы».
9 кл. Диагностика «Мой профиль».
02.09
9 класс
04.09
09.09
9 класс
11.09
Тема 3.
Тематическое
профориентационн
ое занятие
«Познаю себя» (1
час)
8 класс
16.09
9 класс
18.09
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение тематических
заданий, прохождение
инструктажа. Работа с
памятками и материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение тематических
заданий, заполнение анкет
самооценки. Работа с
памятками и материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение проектного
задания, заполнение анкет
самооценки. Работа с
памятками и материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
работа в группе,
презентация.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение тематических
заданий, прохождение
инструктажа. Работа с
памятками и материалами
занятия. Работа под
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема 4. Россия
аграрная:
растениеводство,
садоводство (1 час)
8 класс
Отраслевое
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности
России (26 сентября). Знакомство
обучающихся с ролью атомной промышленности
в экономике страны. Достижения России в сфере атомной
промышленности. Крупнейший работодатель – корпорация
«Росатом». Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты образования.
8-9 кл. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов
для отрасли: профильное обучение,
направления подготовки в профессиональных образовательных
организациях.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Отраслевое
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска
«Спутник-1» – первого в мире искусственного спутника Земли,
запущенного на орбиту 4 октября 1957 года.
Спутникостроение как сфера деятельности, связанная с
проектированием, изготовлением, запуском и
эксплуатацией спутников. Использование информации, полученной
спутниками.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий
в области спутникостроения и применения спутниковых данных,
необходимые профессионально важные качества, особенности
обучения. Образовательные возможности: профильное обучение,
профессиональное и высшее
образование.
Занятие приурочено ко Дню работника сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности (12 октября). Рассматривается
роль сельского хозяйства
в обеспечении продовольственной безопасности страны,
разнообразие профессий и образовательных возможностей. Объявление
об открытии диагностики «Мои способности. Естественно-научные
способности».
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
23.09
9 класс
25.09
Тема 5. Россия
индустриальная:
космические
технологии (1 час)
8 класс
30.09
9 класс
02.10
Тема 6 Россия
аграрная:
продовольственная
безопасность (1
час)
8 класс
07.10
9 класс
09.10
Отраслевое
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение тематических
заданий, прохождение
инструктажа. Групповая
работа. Работа под
руководством педагога,
Тема, раздел курса
Тема 7 Россия
комфортная:
энергетика (1 час)
Дата
8 класс
Вид занятия
Отраслевое
14.10
9 класс
16.10
Тема 8 Практикоориентированное
занятие (1 час)
8 класс
21.10
Практикоориентирова
н ное
Основное содержание
8-9 кл. Необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Образовательные возможности:
профильное обучение, профессиональное и высшее образование.
Знакомство обучающихся с ролью топливноэнергетического комплекса в экономике нашей страны. Достижения
России в энергетической сфере, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
8-9 кл. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильное обучение, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия.
Основные виды
деятельности обучающихся
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в
игровой форме, участие в
игре-разминке, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий,
прохождение инструктажа,
рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа
под руководством педагога,
самостоятельная работа
Выполнение практикоориентированных заданий.
Анализ профессий
изученных отраслей на
основе «формулы
профессий».
9 класс
23.10
Тема 9. Россия
индустриальная:
добыча,
переработка,
тяжелая
промышленность
(1 час)
8 класс
11.11
9 класс
06.11
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в
экономике страны. Достижения России, актуальные задачи и
перспективы развития отрасли.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионально-образовательных маршрутов.
Объявление об открытии диагностики «Мои способности. Технические
способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в
будущее».
8-9 кл. Необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего
образования в подготовке специалистов: профильное обучение,
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в
игровой форме, участие в
игре-разминке, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий,
прохождение инструктажа,
рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа
под руководством педагога,
самостоятельная работа
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
направления подготовки
в профессиональных образовательных организациях.
Тема 10 Россия
индустриальная:
машиностроение и
судостроение (К
500-летию
Северногоморског
о пути) (1 час)
8 класс
Тема 11. Россия
индустриальная:
легкая
промышленность
(1 час)
8 класс
Отраслевое
18.11
9 класс
13.11
Отраслевое
25.11
9 класс
20.11
Тема 12. Россия
умная: математика
в действии (1 час)
8 класс
02.12
Отраслевое
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути
и роли машиностроения и судостроения
в его развитии. Достижения России в области судостроения, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная
потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты
профессионально-образовательных маршрутов.
8-9 кл. Содержание профессиональной деятельности, представленной в
отрасли, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной
подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и
высшего образования
в подготовке специалистов: профильное обучение, направления
подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Знакомство с ролью легкой промышленности
в экономике страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального и высшего образования.
8-9 кл. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильное обучение, направления подготовки в профессиональных
образовательных
организациях.
Знакомство обучающихся с ролью математики
в профессиональной деятельности различных отраслей в экономике
нашей страны. Достижения России
в отрасли прикладной и фундаментальной математики, актуальные
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в
игровой форме, участие в
игре-разминке, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий,
прохождение инструктажа,
рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа
под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
9класс
27.11
Тема 13. Россия
безопасная:
национальная
безопасность (1
час)
8 класс
Отраслевое
09.12
9 класс
04.12
Тема 14 Россия
цифровая: IT компании и
отечественный
финтех (1 час)
8 класс
16.12
9 класс
11.12
Отраслевое
Основное содержание
задачи и перспективы развития. Примеры сфер деятельности,
использующих математический аппарат.
Варианты образования.
8-9 кл. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов
в области математики. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильное обучение.
Знакомство обучающихся со сферами
профессиональной деятельности в области вооруженных сил и
гражданской обороны. Система гражданской обороны
России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы
профессиональной деятельности. Государство
как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий,
представленных в сферах деятельности, необходимые профессионально
важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильное обучение, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Определение лидерства отечественных технологических компаний в
контексте цифровизации гражданских сервисов, формирование
передового опыта развития технологической комфортной среды. Обзор
первенства России в финтех
отрасли. Определение перспектив развития. Возможности образования,
в том числе программа «Код в будущее».
Обзор компаний, понятие
и примеры успешных стартапов. Открытие диагностики
«Мои способности. Аналитические способности»
в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее». Общая
характеристика направления, обзор
компаний, понятие и примеры успешных стартапов.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в
направлении, необходимые
профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
Основные виды
деятельности обучающихся
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильное обучение, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Тема 15. Россия
индустриальная:
пищевая
промышленность и
общественное
питание (1 час)
8 класс
Отраслевое
23.12
9 класс
18.12
Тема 16.
Практикоориентированное
занятие (1 час)
8 класс
30.12
9 класс
25.12
Практикоориентирова
н ное
Знакомство обучающихся с ролью пищевой
промышленностью как частью индустриальной среды. Актуальные
задачи и перспективы развития. Особенности сферы деятельности,
перспективная потребность в кадрах, работодатели. Основные
профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального и
высшего образования.
8-9 кл. Содержание профессиональной деятельности, представленной в
отрасли, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной
подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и
высшего образования
в подготовке специалистов: профильное обучение, профессиональное
образование.
Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
видеоролике или
в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации)
и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах,
целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования.
Рассматриваются профессии тем с №9 по №15.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Выполнение практикоориентированных заданий.
Анализ профессий
изученных отраслей
на основе «формулы
профессий».
Тема, раздел курса
Дата
Тема 17.
Профориентационн
ое тематическое
занятие «Мое
будущее» (1 час)
8 класс
13.01
9 класс
15.01
Тема 18.
Профориентационн
ое занятие (1 час)
8 класс
20.01
9 класс
22.01
Тема 19. Россия
деловая:
предпринимательс
8 класс
27.01
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Профориента
ционное
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик
первого полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии
и образования. Навык обращения с результатами
диагностики, соотнесение рекомендаций с собственными
представлениями. Навык планирования образовательнопрофессионального маршрута с учетом рекомендаций
разного рода. Принцип вероятностного прогноза.
Групповой разбор и
интерпретация
профориентационных
диагностик первого
полугодия
Профориента Анонс возможности самостоятельного участия
ционное
в диагностике личностных особенностей и готовности
к профессиональному самоопределению «Мои качества» (8 классы) и
«Мои ориентиры» (9 классы).
«Мои качества»:
Личностные особенности и выбор профессии. Повышение мотивации к
самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках
отдельных профессиональных обязанностей.
«Мои ориентиры»: Составляющие готовности
к профессиональному самоопределению. Определение уровня
готовности обучающегося к профессиональному выбору, понимание
сильных сторон и дефицитов
для его совершения. Индивидуальное планирование
для повышения уровня готовности к профессиональному
самоопределению.
Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике
нашей страны. Достижения
в предпринимательстве на основе успешных примеров, актуальные
Анонс возможности
самостоятельного участия в
диагностике личностных
особенностей и готовности
к профессиональному
самоопределению «Мои
качества» (6 классы) и
«Мои ориентиры» (7
классы).
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
Тема, раздел курса
Дата
т во и бизнес (1
час)
9 класс
Тема 20. Россия
умная: наука и
технологии (1 час)
8 класс
Вид занятия
задачи и перспективы развития. Основные
направления предпринимательской деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования.
Объявление об открытии диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете
обучающегося «Билет в будущее».
Объявление об открытии диагностики
«Мои способности. Вербальные способности»
в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее».
8-9 кл. Содержание деятельности профессий,
представленных в отраслях, необходимые профессионально важные
качества, особенности профессиональной
подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и
высшего образования
в подготовке специалистов: профильное обучение, направления
подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
29.01
03.02
9 класс
05.02
Основное содержание
Отраслевое
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля.
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике
нашей страны. Знакомство
со Всероссийским обществом изобретателей
и рационализаторов (ВОИР). Варианты профессионального
образования. Открытие диагностики «Мои способности.
Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося
«Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий в
России.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий,
представленных в отраслях, необходимые профессионально важные
качества, особенности профессиональной
подготовки. Знакомство со Всероссийским обществом изобретателей
и рационализаторов и возможностями, которые предоставляет данная
общественная организация.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего
образования в подготовке специалистов: профильное обучение,
направления подготовки
в профессиональных образовательных организациях.
Основные виды
деятельности обучающихся
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Тема 21
Россиягостеприим
ная: сервис и
туризм1 час)
8 класс
Отраслевое
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере
туризма и гостеприимства и вариантами профессиональнообразовательных маршрутов.
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, направления
дополнительного образования, помогающие стать
успешными профессионалами.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий,
представленных в сфере, необходимые профессионально важные
качества, особенности профессиональной подготовки. Возможности
общего, среднего
профессионального, высшего образования
и профессионального обучения в подготовке специалистов
Дополнительное образование, направления подготовки в
профессиональных образовательных организациях и вузах..
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли
Вооруженных сил России в обеспечении национальной безопасности. В
рамках занятия
рассматривается структура и современные достижения Вооруженных
сил Российской Федерации, включая
передовые технологии в армии, флоте, МВД, Росгвардии и других
силовых ведомствах. В ходе занятия особое внимание уделяется новым
высокотехнологичным военным специальностям, которые определяют
облик армии и силовых ведомств будущего.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике
нашей страны. Достижения России
в отраслях комфортной среды, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели
в транспортной сфере, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий,
представленных в транспортной отрасли, необходимые
профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального образования в подготовке специалистов:
профильное обучение, направления подготовки в профессиональных
образовательных
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
10.02
9 класс
12.02
Тема 22. Россия
безопасная:
защитники
Отечества (1 час)
8 класс
Отраслевое
17.02
9 класс
19.02
Тема 23.
Россиякомфортная:
транспорт (1 час)
8 класс
24.02
9 класс
26.02
Отраслевое
Основные виды
деятельности обучающихся
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
организациях.
Тема 24 Россия на
связи: интернет
ителекоммуникаци
я (1 час)
8 класс
Отраслевое
03.03
9 класс
05.03
Тема 25 Практикоориентированное
занятие (1 час)
8 класс
10.03
9 класс
Проектное
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций в
экономике нашей страны.
Достижения России в сфере обеспечения связи
и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий,
представленных в отраслях, необходимые профессионально важные
качества, особенности профессиональной
подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и
высшего образования в подготовке специалистов: профильное обучение,
направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных сферах профессиональной
деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор в тематике
занятия.
На материале профессий тем с № 20 по №24.
12.03
Тема 26.
Проектное занятие:
поговори
сродителями (1
час)
8 класс
17.03
9 класс
19.03
Профориента Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает
ционное
знакомство с особенностями проведения
тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми)
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Выполнение задания
от специалиста (в
видеоролике или в формате
презентации,
в зависимости от
технических возможностей
образовательной
организации)
В зависимости от возраста
обучающиеся готовят
список
вопросов для беседы и
знакомятся с правилами и
особенностями проведения
интервью.
Тема, раздел курса
Тема 27 Россия
здоровая:
медицина
ифармацевтика в
России (1 час)
Дата
Вид занятия
Основное содержание
8 класс
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью медицины
и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в этих
отраслях, актуальные задачи
и перспективы развития. Работодатели,
их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие направления,
как медицина
и фармация.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий,
представленных в отраслях, необходимые профессионально важные
качества, особенности профессиональной
подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и
высшего образования
в подготовке специалистов: профильное обучение, направления
подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в
экономическом развитии и обеспечении безопасности страны.
Достижения России в космической сфере, актуальные задачи и
перспективы развития. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности в
космической отрасли. Варианты профессионального и
высшего образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий,
представленных в отраслях, необходимые профессионально важные
качества, особенности профессиональной
подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и
высшего образования
в подготовке специалистов: профильное обучение, направления
подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой
промышленного дизайна
в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера на стыке искусства
и инженерных технологий и один
31.03
9 класс
02.04
Тема 28. Россия
индустриальная:
космическая
отрасль (1 час)
8 класс
Отраслевое
07.04
9 класс
09.04
Тема 29. Россия
творческая:
культура и
искусство (1 час)
8 класс
14.04
Отраслевое
Основные виды
деятельности обучающихся
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
9 класс
16.04
Тема 30.
Практикоориентированное
занятие (1 час)
8 класс
21.04
Практикоориентирова
нное
проектное
9 класс
23.04
Тема 31. Россия
комфортная.
Строительство и
города будущего (1
час)
8 класс
28.05
9 класс
30.04
Отраслевое
Основное содержание
из факторов обеспечения эффективности и удобства. Цель
промышленного дизайна. Достижения России, профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты
образования. Открытие диагностики «Мои способности. Креативный
интеллект» в личном кабинете обучающегося
«Билет в будущее».
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в секторе
экономики, необходимые профессионально важные качества,
особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильное обучение, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о
профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в
формате презентации,
в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют
свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов
в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Занятие проходит в преддверии 1 мая - Праздника Весны и Труда,
который традиционно связан с популяризацией строительных
профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищнокоммунального хозяйства (обслуживание
зданий). Достижения России в строительстве, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели, перспективная
потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования. Всероссийское голосование
за выбор объектов благоустройства.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий,
представленных в отраслях, необходимые профессионально важные
качества, особенности профессиональной
Основные виды
деятельности обучающихся
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Выполнение практикоориентированных заданий.
Анализ профессий
изученных отраслей
на основе «формулы
профессий»
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работ
Тема, раздел курса
Дата
Тема 32. Россия
безопасная:
военнопромышленный
комплекс (ВПК) (1
час)
8 класс
Тема 33.
Практикоориентированное
занятие (1 час)
8 класс
05.05
Вид занятия
Отраслевое
9 класс
07.05
12.05
Практикоориентирова
н ное
проектное
9 класс
14.05
Тема 34.
Рефлексивное
занятие (1 час)
8 класс
19.05
Рефлексивно
е
Основное содержание
подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и
высшего образования
в подготовке специалистов: профильное обучение, направления
подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Знакомство обучающихся с ролью военнопромышленного комплекса в обеспечении безопасности Российской
Федерации.
Достижения России в развитии ВПК, актуальные задачи и перспективы
профессионального развития. Перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального и высшего образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, важные качества,
особенности профессиональной подготовки. Возможности общего,
среднего
профессионального и высшего образования в подготовке специалистов:
профильное обучение, направления
профессионального образования.
представленных в ВПК, необходимые профессионально
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных областях. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
видеоролике
или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о
предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных
качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии,
их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий тем № 31 и № 32 (на выбор)
Итоги изучения курса за год. Самооценка результатов.
Оценка курса обучающимися, их предложения
Основные виды
деятельности обучающихся
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в
игровой форме, участие в
игре-разминке, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий,
прохождение инструктажа,
рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа
под руководством педагога,
самостоятельная работа
Выполнение практикоориентированных заданий.
Анализ профессий
изученных отраслей
на основе «формулы
профессий».
Участие в дискуссии,
выполнение тематических
заданий. Ретроспективная и
Тема, раздел курса
Дата
9 класс
21.05
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
проспективная рефлексия.