Цель курса: является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью..
Основные задачи:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
формирование интереса к познанию;
формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
развитие у школьников общекультурной компетентности;
развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
осознание своего места в обществе;
познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
формирование готовности к личностному самоопределению.
Место внеурочной деятельности в учебном плане: Программа рассчитана на 34 часов в год, т.е. 1 час в неделю,
предназначена для учащихся подросткового возраста 10-15 лет, она создает условия для решения основных задач школы:
обучения, воспитания и развития их способностей. Согласно ГКУГ и расписанию занятий на 2025-2026 учебный год в 5«Б»
классе по программе - 32 часа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально
откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к
культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и
средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе
разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать
усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Формы и методы оценивания
В завершение каждого занятия предусмотрена обратная связь от обучающихся по итогам проведения каждого занятия,
причем содержание опросников для обучающихся разных уровней образования отличается в соответствии с возрастными
особенностями школьников. Обратная связь реализуется через беседу, а именно в конце каждого занятия педагог опрашивает
обучающихся по теме занятия и оценивает их знания: «зачтено»/«не зачтено».
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и общества.
Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
2. Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык, объединяющий
многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и
письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и
залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.
3. Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства
и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
4. Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование атомной энергии в
мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль
распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее
человечества.
5. О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Реализация творческого
потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: жанры и направления.
6. Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное
уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила
общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога
в воспитании личности.
7. Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества.
Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении
за счет взаимоуважения и обмена опытом.
8. О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций.
Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители
информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
9. Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих
единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа
гармоничных отношений в обществе.
10. Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в
сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы.
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и
личном развитии.
11. Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности — естественный
элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
12. Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила безопасности.
13. Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота
и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей
дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
14. Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности.
Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев Отечества —
выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
15. Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации — основной закон страны.
Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России.
Какие права и обязанности есть у детей?
16. Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование
нравственных ориентиров личности.
17. Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только для семейного доcуга и отдыха,
но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции
народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
18. Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной мультипликации.
Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой
сферы..
19. Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители богатейшего материального и
нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной
политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей
русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
20. Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести
пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни
людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах
поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
21. Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей.
Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
22. Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера деятельности государства,
обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между
государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими
людьми и вести конструктивный диалог?
23. Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом
с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
24. День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить статус
наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?
25. Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература — настоящий культурный
феномен. Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают
русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России.
Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?
26. Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России. Российская
драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры,
режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
27. Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жизни.
Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки
положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
28. 65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли
— приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация
для будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты
29. Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная ответственность каждого
человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста мусора.
Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
30. Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и единомышленники, где каждый
вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться
вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в
истории страны.
31. Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения истории народа. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующим поколениям. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания создателей?
32. Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир, который
помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа,
способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
Календарно-тематический план
№
п/п
1
Дата
Тема
01.09.25 Зачем человеку
учиться?
2
08.09.25 Русский язык в
эпоху цифровых
технологий..
3
15.09.25
Цифровой
суверенитет
страны.
4
22.09.25
Мирный атом.
День работника
атомной
промышленности
5
29.09.25 О творчестве. Ко
Дню музыки.
6
06.10.25 Что такое уважение?
Ко Дню учителя.
Основное содержание
Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и общества.
Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык — государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и
письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь —
признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи
в современной коммуникации.
Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и
каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются
новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира
Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль
распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества.
Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Реализация творческого
потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид
искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Уважение — это понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент гармоничного развития
общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и
формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
7
13.10.25 Как понять друг
друга разным
поколениям?
8
20.10.25 О городах России.
Ко Дню народного
единства.
9
10
11
? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование
общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и
проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители
информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов —
изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов.
Возможности граждан в развитии своей малой родины.
10.11.25 Общество
Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые
безграничных
потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых
возможностей.
технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность
уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
17.11.25 Селекция и генетика. Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
К 170-летию И. В.
медицине, промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы.
Мичурина.
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего
поколения в познании мира и личном развитии.
24.11.25 Как решать
конфликты и
справляться с
трудностями. Ко
Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание
друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
12
01.12.25 12. Профессия —
жизнь спасать.
правила
безопасности.
Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
13
08.12.25 Домашние питомцы.
Всемирный день
питомца.
Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение
к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении
с животными?
14
15.12.25 Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности.
Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая часть российской
идентичности. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и
уважения за самоотверженность и мужество.
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
15
22.12.25 Закон и
справедливость. Ко
Дню Конституции.
16
29.12.25 Совесть внутри нас.
17
12.01.26 Календарь полезных
дел. Новогоднее
занятие.
18
19
19.01.26 Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация.
26.01.26 Музейное дело. 170
лет Третьяковской
галерее.
История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии
этой сферы..
20
02.02.26 Как создавать свой
бизнес?
Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу
обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики
и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная
работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей
стране.
Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического
опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Зимние каникулы — это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние
традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и
близких.
Российские музеи — хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея —
крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать
музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
21
09.02.26 Есть ли у знания
границы? Ко Дню
науки.
Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
22
16.02.26 Слушать, слышать и
договариваться. Кто
такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между
государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
23
02.03.26 22. Герой из
соседнего двора.
24
16.03.26 День наставника.
25
30.03.26 Всемирный день
поэзии
Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с
нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить статус
наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника
в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники.
К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
26
06.04.26 Большой. За
кулисами. 250 лет
Большому театру и
150 лет Союзу
театральных
деятелей России.
27
13.04.26 Как справляться с
волнением?
Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература — настоящий культурный
феномен. Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему
иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека,
интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут
стихотворения, можно ли этому научиться?
Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр — целая семья разных
профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие
другие. Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах
мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и
придерживаться?