ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОСИЯМОИ ГОРИЗОНТЫ»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее –
ГПС) обучающихся 6–7 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
●
построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся
общеобразовательных организаций,
активизирующего,
основанной
на
информационно-обучающего,
сочетании
мотивационно-
практико-ориентированного
и
диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех
участников образовательного процесса;
●
выявление
исходного
уровня
сформированности
внутренней
(мотивационно-
личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности
к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности,
который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной
программе;
●
формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной
траектории
в
зависимости
от
уровня
и
системе
осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
●
информирование
профессионального
обучающихся
о
образования
специфике
(включая
рынка
знакомство
труда
с
перспективными
и
востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ)
посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
●
формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других
компетенций,
необходимых
для
осуществления
всех
этапов
карьерной
самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта,
активного
освоения
ресурсов
территориальной
среды
профессионального
самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб,
осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной
траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
●
формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного
благополучия,
залогу
его
успешного
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
профессионального
МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОСИЯ - МОИ
ГОРИЗОНТЫ»
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Место занятий по курсу внеурочной деятельности
будущее» для 6-7 класса в учебном плане
социального направления «Билет в
Для занятий по курсу «Билет в будущее» в 6 классе отводится 34 часа в год, из
расчета 1 час в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику на 2025-2026
учебный год, расписанию занятий на 2025-2026 учебный год на занятия по курсу
внеурочной деятельности «Билет в будущее» по программе выходит 34 часа
Для занятий по курсу «Билет в будущее» в 7 классе отводится 34 часа в год, из
расчета 1 час в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику на 2025-2026
учебный год, расписанию занятий на 2025-2026 учебный год на занятия по курсу
внеурочной деятельности «Билет в будущее» по программе выходит 33 часа.(т.к. 01.05 –
праздничный день)
.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОСИЯ - МОИ
ГОРИЗОНТЫ»
Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса с
учетом аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы:
№
Темы программы
1.
Профориентационные уроки «Увлекаюсь»
2.
Профориентационная
онлайн-диагностика.
Количество часов
4
Первая
часть
3
Профориентационная выставка «Лаборатория будущего».
4
«Понимаю себя»
3.
«Узнаю рынок»
4.
Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
6
5.
Профориентационная
онлайн-диагностика.
Вторая
часть
3
«Осознаю»
6.
Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
7.
Региональный
компонент:
подготовка
и
участие
4
в
10
региональных конкурсах в соответствии с Дорожной картой:
конкурс видеороликов по итогам участия в проекте «Билет в
будущее», Олимпиада по профориентации, региональный
экономический форум «Мой старт в бизнес», региональный
конкурс плакатов «Я в рабочие пойду»,
региональный
фестиваль профессий «Билет в будущее Топ-Регион».
Итого
34
1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной
работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по классам).
Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает
возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути.
Выбор
профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять
школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много
вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня
место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть
востребованным?
Тематический профориентационный урок по классам (рекомендуется проводить
после стартового урока):
6 класс: тематическое содержание урока построено на трех базовых компонентах,
которые необходимо учитывать при выборе:
●
«ХОЧУ» — ваши интересы;
●
«МОГУ» — ваши способности;
●
«БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем. 1
Информирование
обучающихся
о
профессиях
с
постепенным
расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного
представления о мире профессий и значимости трудовой деятельностинапример, как
различные
качества
или
навыки
могут
по-разному
реализовываться
в
разных
профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся
может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим. Поиск
дополнительных занятий и увлечений.
7 класс: в основе урока лежит обсуждение обязательного набора школьных предметов
7 классов общеобразовательных учреждений, таких как русский язык, литература, алгебра,
геометрия, иностранный язык, история, обществознание, физика, биология, информатика и
ИКТ, география и другие.
Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и тем с
разнообразием современных профессий и необходимых компетенций (формирование
системного представления о мире профессий, например,
как знания и навыки,
приобретаемые за школьной партой, могут по-разному воплощаться в разных профессиях).
Повышение познавательного интереса к школьным предметам, а также повышение ценности
знаний, навыков и умений, которые приобретаются на этих предметах. Формирование
представлений
о
современных
компетенциях,
которые
сегодня
предъявляются
к
специалистам из различных отраслей.
2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3
часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Профориентационная
https://bvbinfo.ru/
требуемый
диагностика
обучающихся
на
интернет-платформе
(для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить
объем
профориентационной
помощи
и
сформировать
дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Основано на идеях российских профориентологов Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н. Ф.
Родичева
1
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов.
В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере
самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
●
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей
и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для
6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением
«зон
потенциала»
(талантов)
для
дальнейшего
развития.
Методика
предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся
по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам
проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» (4
часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально
организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия –
моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями)
экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная
среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная
среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых
знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных
специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.
4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
(6 часов, из них:
3 часа аудиторной работы, 3 часа внеаудиторной
(самостоятельной) работы)
Профессиональные пробы. Данный формат реализуется на базе образовательных
организаций в регионе, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку
(профессиональные образовательные организации и организации высшего образования),
организаций дополнительного образования.
Определение профессиональных проб.
Особенности проведения профессиональных проб в очном и онлайн форматах: организация
выездной площадки (очный формат) в организациях профессионального и дополнительного
образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат,
реализуемый через сеть интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на
основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. Уровни
профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды:
базовая и ознакомительная.
5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»
(3
часа,
из
них:
2
часа
аудиторной
работы,
1
час
внеаудиторной
(самостоятельной) работы)
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на
уточнение рекомендации по построению образовательно - профессиональной траектории с
учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов.
В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере
самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
●
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей
и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для
6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением
«зон
потенциала»
(талантов)
для
дальнейшего
развития.
Методика
предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Развернутая консультации по результатам повторной онлайн-диагностики.
Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате).
Возможно
проведение
консультации
с
помощью
видеозаписи
готовой
консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/).
6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
(4
часа,
из
них:
2
часа
аудиторной
работы,
2
часа
внеаудиторной
(самостоятельной) работы)
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам
проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных
рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам
профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей
(стратегических и
тактических).
Формирование планов образовательных шагов и
формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых
результатов у обучающихся, а именно:
Личностные:
• формирование готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
• формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
• формирование внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные:
• освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную
картину
мира)
и
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
коммуникативные, рягулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
• формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории.
Трудовые:
• формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
•формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;
• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОССИЯ МОИ ГОРИЗОНТЫ» 6-7 КЛАСС
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Тема 1. Установочное
занятие «Моя Россия
– мои горизонты, мои
достижения» (1 час)
6 класс
04.09
Установочное
Россия – страна безграничных возможностей
и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о
развитии и достижениях. Разделение труда как условие его
эффективности. Цели и возможности курса
«Россия - мои горизонты». Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель
профориентации.
Тема 2. Тематическое
профориентационное
занятие «Открой свое
будущее» (1 час)
6 класс
11.09
Тематическое
профориентац
ионное
6 кл. Базовые компоненты, которые необходимо
учитывать при выборе профессии: «Хочу» – ваши интересы;
«Могу» – ваши способности; «Буду» – востребованность
обучающегося на рынке труда
в будущем, перспективы профессионального развития.
7 класс
05.09
7 класс
12.09
Тема 3. Тематическое
профориентационное
занятие «Познаю
себя» (1 час)
6 класс
18.09
7 класс
19.09
7 кл Выбор дополнительного образования. Кто в этом может
помочь, в чем роль самого ученика.
Как могут быть связаны учебные предметы
и дополнительное образование с дальнейшим выбором
профессионального пути. Палитра возможностей
дополнительного образования.
Тематическое
профориентац
ионное
Составляющие готовности к профессиональному выбору,
особенности диагностик для самостоятельного прохождения на
платформе «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/
6 кл. Диагностика «Мои интересы».
7 кл. Диагностика «Мой профиль».
Основные виды
деятельности обучающихся
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение тематических
заданий, прохождение
инструктажа. Работа с
памятками и материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение тематических
заданий, заполнение анкет
самооценки. Работа с
памятками и материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение проектного
задания, заполнение анкет
самооценки. Работа с
памятками и материалами
занятия. Работа под
руководством педагога, работа
в группе, презентация.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение тематических
заданий, прохождение
инструктажа. Работа с
памятками и материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Тема 4. Россия
аграрная:
растениеводство,
садоводство (1 час)
Дата
Вид занятия
6 класс
25.09
Отраслевое
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной
промышленности России (26 сентября). Знакомство
обучающихся с ролью атомной промышленности
в экономике страны. Достижения России в сфере атомной
промышленности. Крупнейший работодатель – корпорация
«Росатом». Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты
образования.
6-7 кл. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли.
Интересы, помогающие стать успешными
профессионалами. Учебные предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в атомной отрасли.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Отраслевое
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска
«Спутник-1» – первого в мире искусственного спутника Земли,
запущенного на орбиту 4 октября 1957 года.
Спутникостроение как сфера деятельности, связанная с
проектированием, изготовлением, запуском и
эксплуатацией спутников. Использование информации,
полученной спутниками.
6-7 кл. Общая характеристика и история спутникостроения.
Знания, необходимые для работы в отрасли. Интересы,
помогающие стать успешными
профессионалами. Учебные предметы и дополнительное
образование.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Отраслевое
Занятие приурочено ко Дню работника сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности (12 октября).
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
7 класс
26.09
Тема 5. Россия
индустриальная:
космические
технологии (1 час)
6 класс
02.10
7 класс
03.10
Тема 6 Россия
аграрная:
6 класс
09.10
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Тема, раздел курса
Дата
продовольственная
безопасность (1 час)
7 класс
10.10
Тема 7 Россия
комфортная:
энергетика (1 час)
6 класс
16.10
Вид занятия
Основное содержание
Отраслевое
Рассматривается роль сельского хозяйства
в обеспечении продовольственной безопасности страны,
разнообразие профессий и образовательных возможностей.
Объявление об открытии диагностики «Мои способности.
Естественно-научные способности».
6-7 кл. Знания, необходимые при работе в АПК.
Интересы, Учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в профессиях аграрной
отрасли.
Знакомство обучающихся с ролью топливноэнергетического комплекса в экономике нашей страны.
Достижения России в энергетической сфере, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
6-7 кл. Знания, интересы, учебные предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в сфере энергетики.
7 класс
17.10
Тема 8 Практикоориентированное
занятие (1 час)
6 класс
23.10
Практикоориентирован
ное
Основные виды
деятельности обучающихся
выполнение тематических
заданий, прохождение
инструктажа. Групповая
работа. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игреразминке, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий,
прохождение инструктажа,
рефлексия. Групповая работа,
обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Выполнение практикоЗанятие направлено на углубление представлений
ориентированных заданий.
о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор Анализ профессий изученных
в тематике занятия.
отраслей на основе «формулы
профессий».
7 класс
24.10
Тема 9. Россия
индустриальная:
добыча,
переработка, тяжелая
промышленность (1
час)
6 класс
06.11
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в
экономике страны. Достижения России, актуальные задачи и
перспективы развития отрасли.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионально-образовательных
маршрутов. Объявление об открытии диагностики «Мои
способности. Технические способности» в личном кабинете
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игреразминке, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий,
прохождение инструктажа,
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
7 класс
07.11
Тема 10 Россия
индустриальная:
машиностроение и
судостроение (К 500летию
Северного
морского пути) (1
час)
6 класс
13.11
Тема 11. Россия
индустриальная:
легкая
промышленность (1
час)
6 класс
20.11
обучающегося на портале «Билет в будущее».
6-7 кл. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли.
Интересы, учебные предметы и дополнительное
образование, помогающие в будущем развиваться в отрасли
добычи и переработки.
Отраслевое
7 класс
14.11
Отраслевое
7 класс
21.11
Тема 12. Россия
умная: математика в
действии (1 час)
6 класс
27.11
Основное содержание
Отраслевое
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного
морского пути и роли машиностроения и судостроения
в его развитии. Достижения России в области судостроения,
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты
профессионально-образовательных маршрутов.
6-7 кл. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли.
Интересы, учебные предметы и дополнительное
образование, помогающие в будущем развиваться в судостроении.
Знакомство с ролью легкой промышленности
в экономике страны. Достижения России в отрасли, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.
6-7 кл. Значимость отрасли в экономике страны, основные
профессии. Знания, необходимые в работе
профессионалов отрасли. Интересы, учебные предметы и
дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в легкой промышленности.
Знакомство обучающихся с ролью математики
в профессиональной деятельности различных отраслей в
экономике нашей страны. Достижения России
в отрасли прикладной и фундаментальной математики,
актуальные задачи и перспективы развития. Примеры сфер
деятельности, использующих математический аппарат.
Основные виды
деятельности обучающихся
рефлексия. Групповая работа,
обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игреразминке, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий,
прохождение инструктажа,
рефлексия. Групповая работа,
обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
7 класс
28.11
Тема 13. Россия
безопасная:
национальная
безопасность (1 час)
6 класс
04.12
Отраслевое
7 класс
05.12
Тема 14 Россия
цифровая:
IT - компании и
отечественный
финтех (1 час)
6 класс
11.12
7 класс
12.12
Отраслевое
Основное содержание
Варианты образования.
6-7 кл. Знания, необходимые в работе профессионалов,
использующих математический аппарат для решения
профессиональных задач. Интересы, привычки, хобби,
помогающие стать успешными профессионалами. учебные
предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в сфере прикладной и фундаментальной математики.
Знакомство обучающихся со сферами
профессиональной деятельности в области вооруженных сил и
гражданской обороны. Система гражданской обороны
России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы
профессиональной деятельности. Государство
как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального и высшего образования.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: вооруженные силы и
гражданская оборона. Значимость в экономике и обеспечении
безопасности страны, основные профессии, представленные в
сферах деятельности. Знания,
необходимые профессионалам отрасли. Интересы, привычки,
хобби, помогающие стать успешными профессионалами. Учебные
предметы
и дополнительное образование
Определение лидерства отечественных технологических
компаний в контексте цифровизации гражданских сервисов,
формирование передового опыта развития технологической
комфортной среды. Обзор первенства России в финтех
отрасли. Определение перспектив развития. Возможности
образования, в том числе программа «Код в будущее».
Обзор компаний, понятие
и примеры успешных стартапов. Открытие диагностики
«Мои способности. Аналитические способности»
в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее». 6-7 кл.
Общая характеристика направления, обзор
компаний, понятие и примеры успешных стартапов. Значимость
направления и IT-технологий в экономике страны, основные
профессии. Знания, интересы, учебные предметы и
Основные виды
деятельности обучающихся
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться
в IT- направлении.
Тема 15. Россия
индустриальная:
пищевая
промышленность и
общественное
питание (1 час)
6 класс
18.12
Тема 16. Практикоориентированное
занятие (1 час)
6 класс
25.12
Отраслевое
7 класс
19.12
7 класс
26.12
Практикоориентирован
ное
Знакомство обучающихся с ролью пищевой
промышленностью как частью индустриальной среды.
Актуальные задачи и перспективы развития. Особенности сферы
деятельности, перспективная потребность в кадрах, работодатели.
Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального и
высшего образования.
6-7 кл. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли.
Интересы, привычки, учебные предметы и дополнительное
образование, помогающие
в будущем развиваться в рассматриваемых отраслях.
Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор
в тематике занятия. Обучающиеся получают задания от
специалиста (в видеоролике или
в формате презентации, в зависимости от технических
возможностей образовательной организации)
и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных
качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования.
Рассматриваются профессии тем с №9 по №15.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Выполнение практикоориентированных заданий.
Анализ профессий изученных
отраслей
на основе «формулы
профессий».
Тема, раздел курса
Дата
Тема 17.
Профориентационное
тематическое занятие
«Мое будущее» (1
час)
6 класс
15.01
Вид занятия
Основное содержание
Профориентац
ионное
Групповой разбор и интерпретация профориентационных
диагностик первого полугодия. Комплексный учет факторов при
выборе профессии и образования. Навык обращения с
результатами
диагностики, соотнесение рекомендаций с собственными
представлениями. Навык планирования образовательнопрофессионального маршрута с учетом рекомендаций
разного рода. Принцип вероятностного прогноза.
Основные виды
деятельности обучающихся
Групповой разбор и
интерпретация
профориентационных
диагностик первого полугодия
7 класс
16.01
Тема 18.
Профориентационн ое
занятие (1 час)
6 класс
22.01
7 класс
23.01
Профориентац Анонс возможности самостоятельного участия
ионное
в диагностике личностных особенностей и готовности
к профессиональному самоопределению «Мои качества» (6
классы) и «Мои ориентиры» (7 классы).
«Мои качества»:
Личностные особенности и выбор профессии. Повышение
мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ и
дефицитов в рамках отдельных профессиональных обязанностей.
«Мои ориентиры»: Составляющие готовности
к профессиональному самоопределению. Определение уровня
готовности обучающегося к профессиональному выбору,
понимание сильных сторон и дефицитов
для его совершения. Индивидуальное планирование
для повышения уровня готовности к профессиональному
самоопределению.
Анонс возможности
самостоятельного участия в
диагностике личностных
особенностей и готовности
к профессиональному
самоопределению «Мои
качества» (6 классы) и
«Мои ориентиры» (7 классы).
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Тема 19. Россия
деловая:
предпринимательст во
и бизнес (1 час)
6 класс
29.01
Отраслевое
7 класс
30.01
Тема 20. Россия
умная: наука и
технологии (1 час)
6 класс
05.02
7 класс
06.02
Основное содержание
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в
экономике нашей страны. Достижения
в предпринимательстве на основе успешных примеров,
актуальные задачи и перспективы развития. Основные
направления предпринимательской деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования.
Объявление об открытии диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете
обучающегося «Билет в будущее».
Объявление об открытии диагностики
«Мои способности. Вербальные способности»
в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее».
6-7 кл. Общая характеристика предпринимательской
деятельности. Значимость предпринимательства в
экономике страны, основные виды предпринимательства.
Необходимые знания
и навыки. Учебные предметы и дополнительное образование.
Отраслевое
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля.
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в
экономике нашей страны. Знакомство
со Всероссийским обществом изобретателей
и рационализаторов (ВОИР). Варианты профессионального
образования. Открытие диагностики «Мои способности.
Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося
«Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий
в России.
6-7 кл. Общая характеристика науки
и образования как сферы занятости. Значимость науки в
экономике страны, основные профессии, наукоемкие
технологии, роль фундаментальных исследований. Знания,
интересы, привычки, роль олимпиадного движения,
помогающие стать успешными учеными. учебные предметы и
Основные виды
деятельности обучающихся
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в науке и образовании.
Тема 21 Россия
гостеприимная:
сервис и туризм
1 час)
6 класс
12.02
Отраслевое
7 класс
13.02
Тема 22. Россия
безопасная:
защитники
Отечества (1 час)
6 класс
19.02
Отраслевое
7 класс
20.02
Тема 23. Россия
комфортная:
транспорт (1 час)
6 класс
26.02
Отраслевое
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в
сфере туризма и гостеприимства и вариантами профессиональнообразовательных маршрутов.
6-7 кл. Общая характеристика сферы деятельности в
области туризма и гостеприимства. Значимость в экономике
страны, достижения
и перспективы развития внутреннего и международного туризма,
основные профессии, представленные в сфере деятельности.
Знания, необходимые в работе
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, направления
дополнительного образования, помогающие стать
успешными профессионалами.
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли
Вооруженных сил России в обеспечении национальной
безопасности. В рамках занятия
рассматривается структура и современные достижения
Вооруженных сил Российской Федерации, включая
передовые технологии в армии, флоте, МВД, Росгвардии и других
силовых ведомствах. В ходе занятия особое внимание уделяется
новым высокотехнологичным военным специальностям, которые
определяют облик армии и силовых ведомств будущего.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике
нашей страны. Достижения России
в отраслях комфортной среды, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели
в транспортной сфере, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
7 класс
27.02
Тема 24 Россия на
связи: интернет и
телекоммуникация (1
час)
6 класс
05.03
Отраслевое
7 класс
06.03
Тема 25 Практикоориентированное
занятие (1 час)
6 класс
12.03
Проектное
Основное содержание
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования.
6-7 кл. Общая характеристика отрасли: транспорт.
Значимость отрасли в экономике страны, основные
профессии, представленные в ней. Знания, необходимые в работе
профессионалов отрасли. Интересы, привычки,
хобби, помогающие стать успешными профессионалами.
Учебные предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в отрасли.
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и
телекоммуникаций в экономике нашей страны.
Достижения России в сфере обеспечения связи
и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.
6-7 кл. Общая характеристика профессиональной деятельности в
области обеспечения связи
и телекоммуникаций: значимость сферы в экономике страны,
основные профессии, представленные в отрасли. Знания,
необходимые в работе. Интересы, привычки, учебные предметы и
дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в области обеспечения связи
и телекоммуникациях.
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных сферах профессиональной
деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор в тематике
занятия.
На материале профессий тем с № 20 по №24.
Основные виды
деятельности обучающихся
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Выполнение задания
от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации,
в зависимости от технических
возможностей
образовательной организации)
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
7 класс
13.03
Тема 26. Проектное
занятие: поговори с
родителями (1 час)
6 класс
19.03
Профориента
ционное
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает В зависимости от возраста
знакомство с особенностями проведения
обучающиеся готовят список
тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми)
вопросов для беседы и
знакомятся с правилами и
особенностями проведения
интервью.
7 класс
20.03
Тема 27 Россия
здоровая: медицина и
фармацевтика в
России (1 час)
6 класс
02.04
Отраслевое
7 класс
03.04
Тема 28. Россия
индустриальная:
космическая
отрасль (1 час)
6 класс
09.04
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью медицины
и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в
этих отраслях, актуальные задачи
и перспективы развития. Работодатели,
их географическая представленность, перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие
направления, как медицина
и фармация.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: медицина и фармация.
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, интересы, учебные предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться
в отраслях медицина и фармация.
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в
экономическом развитии и обеспечении безопасности страны.
Достижения России в космической сфере, актуальные задачи и
перспективы развития. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности в
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
7 класс
10.04
Тема 29. Россия
творческая: культура
и искусство (1 час)
6 класс
16.04
Отраслевое
7 класс
17.04
Тема 30. Практикоориентированное
занятие (1 час)
6 класс
23.04
7 класс
24.04
Практикоориентирован
ное проектное
Основное содержание
космической отрасли. Варианты профессионального и
высшего образования.
6-7 кл. Общая характеристика космической отрасли.
Значимость космических технологий в экономике страны,
основные профессии. Знания, необходимые
для профессионалов отрасли. Учебные предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в космической отрасли.
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и
сферой промышленного дизайна
в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера на стыке
искусства и инженерных технологий и один
из факторов обеспечения эффективности и удобства. Цель
промышленного дизайна. Достижения России, профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
образования. Открытие диагностики «Мои способности.
Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося
«Билет в будущее».
6-7 кл. Общая характеристика креативной индустрии.
Значимость промышленного дизайна
и креативных индустрий для различных сфер производства и
услуг. Знания, навыки и умения, необходимые для работы
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби,
помогающие стать успешными профессионалами. Учебные
предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в изучаемых отраслях.
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о
профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации,
в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению,
уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов
Основные виды
деятельности обучающихся
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Выполнение практикоориентированных заданий.
Анализ профессий изученных
отраслей
на основе «формулы
профессий»
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Тема 31. Россия
комфортная.
Строительство и
города будущего (1
час)
6 класс
30.04
Отраслевое
7 класс
08.05
Тема 32. Россия
безопасная: военнопромышленный
комплекс (ВПК) (1
час)
6 класс
07.05
Отраслевое
Занятие проходит в преддверии 1 мая - Праздника Весны и Труда,
который традиционно связан с популяризацией строительных
профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищнокоммунального хозяйства (обслуживание
зданий). Достижения России в строительстве, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели, перспективная
потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования. Всероссийское
голосование за выбор объектов благоустройства.
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: строительство и
эксплуатация и обслуживание зданий. Значимость отраслей в
экономике страны, основные профессии, представленные в
отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов отрасли.
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Учебные предметы и дополнительное
образование, помогающие в будущем развиваться в отраслях
строительства и архитектуры.
Знакомство обучающихся с ролью военнопромышленного комплекса в обеспечении безопасности
Российской Федерации.
Достижения России в развитии ВПК, актуальные задачи и
перспективы профессионального развития. Перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.
6-7 кл. Общая характеристика военно-промышленного комплекса
как сферы занятости. Значимость отрасли в
Просмотр видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работ
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игреразминке, участие в
дискуссии, выполнение
тематических заданий,
прохождение инструктажа,
рефлексия. Групповая работа,
обсуждение. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Тема, раздел курса
Дата
Вид занятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся