Раздел 1. Пояснительная записка
Примерная рабочая программа «Семьеведение» для 7 классов составлена на основе учебнометодического комплекса по элективному курсу «Семьеведение» /Л.В. Карцева, А.Н. Яныкина, Н.В.
Богачева, О.Н. Низамиева, Л.Ш. Газизова, Казань, 2013/.
Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания
и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса,
позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических
основах семейных отношений,
сформировать
у них более адекватное представление о
психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в
процессе семейной жизни.
Цель курса: формирование у учащихся ценностного образа семьи, высоконравственных
традиционных взглядов на семью и брак, установки на вступление в официальный брак, бережного
отношения к культурным традициям, понимания принципов гендерного равенства.
Образовательные задачи:
1. Формирование у учащихся исторически цельного представления о браке и семье.
2. Воспитание социальной ответственности в таких сферах семейной жизни, как заключение брака,
рождение ребёнка и его воспитание, ведение домохозяйства, решение семейных конфликтов.
3. Обучение системе взаимодействий семьи с такими сферами общественной жизни как экономика,
право, культура.
4. Определение роли государства в поддержке семьи как социального института и приоритетов в
семейной политике.
Воспитательные задачи:
1.Формирование социальной, демографической, правовой, экономической, нравственной культуры
учащихся.
2.Осознание важности и значимости семейных ценностей для общественного и личностного
развития поколений.
3. Воспитание культуры поведения в межличностных отношениях в семье и в школе.
4. Развитие положительных личностных качеств школьников – ответственности, долга, серьёзного
отношения к браку, семье, родительству.
5. Определение жизненных важных ценностей для формирования брачных и семейных отношений,
среди которых – вступление в официальный брак, наличие уютного дома, собственной семьи,
нескольких детей, конструктивные отношения с прародителями, забота о старших и младших членах
семьи.
2
Формы работы
1. Проведение теоретических и практических занятий с обсуждением семейных ситуаций по темам
курса.
2. Подготовка сообщений по темам занятий.
3. Организация проектной деятельности.
4. Участие школьников в конференциях и конкурсах различного уровня.
5. Организация встреч учащихся с представителями различных типов семей – многодетными,
творческими, приёмными и т.д.
6. Организация экскурсий в социальные учреждения – ЦСО, интернаты для ознакомления с
практикой оказания социальной помощи пожилым людям, отдел ЗАГС.
7.
Организация
встреч
учащихся
с
представителями
медицинских
учреждений
и
правоохранительных органов.
8. Подготовка и проведение семейных праздников в классе, школе – Дня пожилого человека (1
октября), Дня матери (29 ноября), Дня семьи (15 мая), Дня защиты детей (1 июня), Дня отца (18
июня) с целью пропаганды ценностей традиционной семьи и брака.
Место курса в учебном плане.
Для занятий по курсу «Семьеведение» в 7 классе отводится 35 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Согласно годовому учебному календарному графику на 2025-2026 учебный год, расписанию
занятий на 2025-2026 учебный год по программе выходит 35 часов.
Раздел II. Планируемы результаты
Реализация
обеспечение
программы
курса
достижения
внеурочной
обучающимися
деятельности
личностных,
«Семьеведение»
метапредметных
направлена
и
на
предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства),
освоение традиционных семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе,
школьном коллективе;
3
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
– осознание
российской
идентичности
в
поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к
достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
семейных
отношениях, готовность
оценивать
свое
в
поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также
правовых норм;
– способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию
крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическое воспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
5) физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и эмоционального
благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведенияв интернет-среде;
6) трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности;
7) ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом
семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной и природной
среды:
– освоение
обучающимися
социального
опыта,
основных
социальных
ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
4
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
– выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
социальных
явлений и процессов;
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решенияпоставленной
задачи;
– делать
выводы
с
использованием
дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
– проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
– оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событийи их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
– применять различные
методы,
инструменты
и
запросы
при
поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
– выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию
различных видов и форм представления;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоциив соответствии с
5
целями и условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
– знать
и
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать
идеи,
нацеленные
на
решение
задачи и поддержание благожелательности
общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
– публично представлять результаты выполненного исследования,проекта;
– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решений в группе);
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритмарешения);
– делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
– объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивноев произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
6
– регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
– планировать организацию совместной работы, определять
свою
роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
– выполнять свою часть
работы,
достигать
качественного
результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
достижение
результатов, разделять
сферу
в
ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи,
важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли
в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные
отношения,включая правовые нормы;
– осознание
значимости
крепкой
семьи, брака
как
ценности в современном
обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовнонравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России;
– формирование
нравственности,
понимания
гуманизма,
роли
семьи
в
милосердия, справедливости,
освоении
норм
взаимопомощи,
морали и
коллективизма,
преемственности истории нашей Родины;
– умение
характеризовать
особенности
семейных
отношений с использованием
источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций
семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее
7
родословной;
– умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и
моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
– умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со
старшими членами семьи;
– умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с
бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
– умение решать
в
рамках
изученного
материала
познавательные и практические
задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
– умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании
поведения человека
в
семье,
личным
социальным
опытом,
используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
– умение оценивать собственные поступки и поведение других людейс точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая
вопросы,
связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного
бюджета.
8
Раздел III. Содержание курса.
Тематический план программы
Тема занятия
Лекции
Практические
Итого
занятия
1-2. Брак как основа семьи.
2
1
3
3. Семья в современном
5
3
8
4. Семейное право.
4
1
5
5.Экономические основы
2
1
3
6. Проблемы родительства.
2
-
2
7. Воспитательный потенциал
4
3
7
обществе.
функционирования семьи в
рыночном обществе.
семьи.
8. Внебрачная семья.
2
9. Обобщающее повторение.
2
2
5
Итого:
23
11
35
2
Содержание курса
Тема 1-2. Брак как основа семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи.
Введение в дисциплину «Семьеведение». Постановка целей и задач курса. Исторические корни брака. Выбор
тем для сообщений о своей семье. Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ
социальных особенностей личности при выборе партнера. Безопасное и ответственное сексуальное поведение.
Гомогенный и гетерогенный брак. Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения».
Ученики готовят сообщение о своей семье (эссе, презентация, фотоальбом или фотоколлаж). Определяются и
защищаются основные идеи, постулаты семьи. Предлагаются новые подходы к семейной жизни в смысле
культуры семьи, её психологии и философии. Итог: «Я хочу создать здоровую семью!».
Тема 3. Семья в современном обществе: тенденции развития.
9
Изучение понятия «семья», её социальных и индивидуальных функций в современном обществе. Анализ
типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в западной и восточной культурах.
Анализ данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения кризисного положения в
институте семьи.
Женские роли в семье. Материнство - главная роль. Женщина в жизни и женщина в семье – это одно и то же?
Главная роль женщины в семье – какая? С каким багажом девушка вступает в брак, становится женщиной?
Достаточен ли он для счастливой семейной жизни? Привести аргументы, примеры из жизни. Ученицы
(девушки) пишут сочинение «Какой мамой я буду», ученики – «Моя мама – самая любимая!» Учащиеся
готовят рассказы о своих мамах. Изготовление подарков для своих мам, ручная работа.
Мужские роли в семье. Что значит быть мужчиной? Какие социальные функции семьи невозможно исполнить
без мужского участия? В каких сферах жизни семьи мужские роли играют женщины? Почему так
происходит? Женственный мужчина – это плохо или хорошо для семейной жизни? Когда мальчик-сын берёт
на себя в семье роль мужчины? Ученики (юноши) пишут сочинение «Каким я буду отцом для своих детей?»,
ученицы – «Что я думаю о роли отца в семье». Собственноручное изготовление подарков для пап. Дебаты:
«По настоящему успешный мужчина является отцом троих детей и больше».
Тема 4. Семейное право.
Изучение Семейного кодекса РФ. Изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов
гражданского состояния.
Юридическое понятие брака. Условия заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие
заключению брака.
Порядок государственной регистрации заключения брака. Объекты совместной собственности супругов.
Раздельное имущество каждого из супругов.
Порядок владения, пользования и распоряжения общей совместной собственностью супругов. Раздел общего
имущества супругов.
Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление
отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Лишение, ограничение и восстановление
родительских прав.
Порядок заключения и расторжения брака. О браке и разводе научно.
Права детей, находящихся под опекой (попечительством).
Права и обязанности опекунов (попечителей). Освобождение, отстранение опекунов (попечителей) и
прекращение опеки (попечительства).
5.Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе.
Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи.
Прожиточный минимум и черта бедности в семье.
Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка.
10
Составление бюджета семьи с детьми, учитывая стоимость продуктов питания, одежды, услуг, бытовых
товаров с учетом прожиточного минимума семьи. Разработка собственного бюджета семьи, анализ различных
вариантов расходов и доходов семейного бюджета.
Тема 6. Проблемы родительства.
Демографическая ситуация в мире и в России. Изучение семьи как этапа первичной социализации личности
гражданина. Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и обязанностей родителей и
детей. Анализ роли детей в современных семьях, трансформация отношений родителей к детям на
протяжении последних десятилетий. Причины и последствия падения рождаемости. Многодетность как
социальная категория.
Тема 7. Воспитательный потенциал семьи.
Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания ребенка. Отношение к детям в современной семье.
Типы воспитания детей родителями. Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ
причин выбора. Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе различных
типов семьи: с одним родителем, с присутствием бабушки, бабушки и дедушки в семье, в семье однодетной,
среднедетной, многодетной и т.д.
Семейный праздник для родителей. Учащиеся готовят сценарий праздника в семье, прописывают его
основные позиции, демонстрируют классу. Класс выбирает лучшие три сценария.
Тема 8. Внебрачная семья.
Альтернативные формы брака и семьи. Модели внебрачной семьи: незарегистрированное сожительство, после
развода, материнская семья. Мотивы создания внебрачных семей. Сознательно бездетный брак. Анализ
тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире. Поиск материалов в
печати, в массовых журналах, сообщения на уроке.
9. Обобщающее повторение.
День семьи. Работа над созданием фотоальбома, презентации о своей семье – её генеалогического древа, рода
занятий членов, выполняемых семейных обязанностей. День защиты детей. Подготовка презентаций о своём
детстве, написание эссе на тему «Кто и от чего должен защитить современных детей?»
Календарно-тематическое планирование 2025-2026 уч.год (7 класс)
№
Раздел
1
Брак как
Тема урока
Исторические корни брака
часы
дата
1
2.09
11
основа семьи
Гендерные отношения в семье
1
9.09
Практическое занятие-«Сообщение
1
16.09
Типы семей
1
23.09
Социальные ценности семьи
1
30.10
Женские роли в семье
1
7.10
Мужские роли в семье
1
14.10
Семья казаков
1
21.10
1
11.11
1
18.11
1
25.11
Юридическое понятие брака
1
2.12
Установление происхождения детей
1
9.12
Права несовершенно летних детей
1
16.12
Порядок заключения и расторжения брака
1
23.12
Права детей, находящихся под опекой
1
30.12
1
13.01
о своей семье»
2
Семья в современном
обществе
Казачий быт
2 четверть.
Резерв
Главная роль женщины в семье
(практическое занятие)
Мужские роли в семье
(практическое занятие)
Какими родителями мы будем
(практическое занятие)
3
Семейное право
(попечительством)
3 четверть.
4
5
Экономические
Социальные реформы и благосостояние российских
основы
семей
функционирова-ния
Составление бюджета семьи
1
20.01
семьи в рыночном
Разработка собственного бюджета семьи (практическое
1
27.01
обществе
занятие)
1
03.02
Типы воспитания детей родителями
1
10.02
Ролевые установки матери и отца в процессе
1
17.02
Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального
1
24.02
1
03.03
Проблемы родитель
ства.
6
Воспитательный
потенциал семьи
Демографическая ситуация в мире и в России.
Многодетность как социальная категория
варианта, анализ причин выбора
Отношение к детям в современной семье
12
Семейный праздник для родителей
1
10.03
1
17.03
1
31.03
1
07.04
Альтернативные формы брака и семьи
1
14.04
Модели внебрачной семьи
1
21.04
День семьи
2
28.04
(практическое занятие)
Предложение собственных тактик семейного воспитания
учащимися
(практическое занятие)
Обсуждение сценариев
(практическое занятие)
4 четверть.
7
8
Внебрачная семья
Обобщающее
повторение
05.05
День защиты детей
2
12.05
19.05
Обобщающее
1
26.05
повторение
Итого
35 часов
13
14