Финансовая грамотность Христенко О.И.

Ремонтненский район, с.Ремонтное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ремонтненская гимназия. №1

«УТВЕРЖДАЮ»

Ш

Директор
-кг 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

Н аправление: интеллектуальны е
Н азвание курса: «Основы финансовой грамотности»
Уровень общего образования (класс):
Основное общее образование: 5 класс
Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа за год
Учитель: Христенко Оксана Игорьевна

2025-2026 учебный год

,.Е. Кононогов

гимназ
.

^нтября
I

.....

• -Организация работы но программе «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 1 час в неделю и предназначена для детей 5 класса.
Место в учебном плане.
Согласно годовому календарному графику на 2025 - 2026 учебный год. расписанию занятий на 2025 - 2026 учебный год на изучение
курса по программе выходит 5 класс - 34 часа.
«Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 5 классов в сфере экономики семьи.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поисковрго характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск
информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
2

Коммуникативные:
..............
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей всовместнойдеятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация,
правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая
работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра,
дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами
тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

-В- процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, обществознания, географии,
литературы, искусства.
-

........................

•

'

-

.......... “

•

Структура курса «О с еювы финансовой грамотности»
5 класс
"Г
№
п/п

1■11

Раздел программы

Содержание

Количество
часов

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать
финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги».
Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со
статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой
10
необходимости». Викторина «Товары длительного пользования».
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».
Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги.
Сбережения. Вклады».

1.

Доходы и расходы семьи

2-

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как
Риски потери денег и
с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия 8
имущества и как человек
непредвиденных событий:
болезней, аварий, природных
4

'

может от этого
защититься.

катаклизмов»: Решение логических задач «Страхование».
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».
Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».
Практическая работа «Принципы работы с траховой компании».

3.

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды
Семья и государство: как налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия».
5
Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект
о пи вз а им од ей ст ву ют.
«Государство - это мы».

4.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».
Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа
«Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление
бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности
Финансовый бизнес: чем работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра
11
он может помочь ссмье.
«Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка
I бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном
мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Проект
«Личный финансовый план».
т

34 часа

ИТОГО:

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№

Дата
план

Тема занятия
факт

Кол-во часов

Введение. -Познавательная беседа «Почему т а к -в а ж н о изучать
грамотность?»
Доклад «Деньги».
Викторина «Предметы первой необходимости».
Викторина «Товары длительного пользования».
Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».
Творческое задание «Доходы семьи».
Работа со статистикой «Расходы семьи».
Познавательная беседа «Валюта разных стран».
Решение практических задач «Валюта в современном мире».

4 — 04.09,25 ■............
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1517
18
1920
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

11.09.25
18.09.25
25.09.25
02.10.25
09.10.25
16.10.25
23.10.25
06.11.25
13.11.25
20.11.25
27.11.25
04.12.25
11.12.25
18.12.2515.01.26
22.01.26
29.01.2605.02.26
12.02.25
19.02.26
26.02.26
05.03.26
12.03.26
19.03.26
02.04.26
09.04.26
16.04.26
23.04.26
30.04.26

t

финансовую

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».
Ролевая игра «Семейный бюджет».
Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий,
природных катаклизмов».
Решение логических задач «Страхование».

о
J)

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».
Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

1
2

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Мини-исследование «Налоги».
Аналитическая работа «Виды налогов».

1
1
1

Познавательная беседа «Социальные пособия».
Решение экономических задач «Социальные выплаты».

1
1
1
1
1
1
1
1

Проект «Государство - это мы».
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».
Творческое задание «Банковские услуги».
Практическая работа «Вклады (депозиты)».
Деловая игра «Кредит. Залог».
Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

1
1
1

-32

07 . 05 . 26 - .......... «

оо
JJ

14. 05.26

34

21 . 05.26

«

.-Ролевая игра ((Возможнее;и работы -по найму и собственного бизнеса».
Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».
Разработка бизнес-плана.

СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия № ]
От 29 августа 2025 г. № /
Шаповалова С.М.

1 - ■■
1
1

СОГЛАСОВАНА
За]уге^^итель директора по НМИР
Задорожняя И.В.
от 29 августа 2025 г.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».