Мастер-класс

22.03.2023

Ремонтненский район, с. Ремонтное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ремонтненская гимназия№1

 

 

 

 

 

Мастер-класс

 

Красота в математике,
математика в красоте

 

Учитель информатики: Чежегова О.И., высшая категория

Учитель физкультуры Мирная Ю.В., первая категория

 

 

 

 

 

Декабрь, 2021

Тема: Педагогические условия для развития визуальной компетентности на уроке математики;

Цель: Показать возможность визуализировать язык математики через физическую активность на уроке.

Задачи:

Исследовать области применения математики в реальной жизни;

Найти в постановке математической задачи элементы, которые можно изобразить с помощью рук, ног, изгибов туловища;

Запомнить и определить графики функций в контрольном тесте;

Тренировать эмоциональную память;

Выработать механическую память путем проведения несложных  упражнений.

Оснащение: презентация, музыка, видеофрагмент.

Мастер-класс ведут два учителя: математик и физрук. (Сокращения в тексте М. – математик.Ф.- физрук)

План:

1.      Постановка проблемы;

2.      Актуализация знаний применения математических законов в реальной жизни;

3.      Исследование задания 13 ЕГЭ 2020 математика профильный уровень;

4.      Изучение графиков функций с одновременным представлением человеком формы этих функций с помощью конечностей и туловища;

5.      Тест на внимательность;

6.      Физминутка. Математический танец;

7.      Рефлексия.

Ход занятия:

 

 

1.      Постановка проблемы;

 

 

Добрый день, друзья! Кому, как ни нам, учителям хорошо известно, что для получения аттестата необходимо преодолеть порог ЕГЭ по русскому языку и математике.

 

М.:А сейчас мы все внимательно посмотрим на экран. Что видим? Правильно. Слова и символы. Кого-то пугает число 13, аббревиатура ЕГЭ, страшное слово «профиль»,

Ф.: а нижняя часть картинки повергает людей несведущих в предмете, в шок.

Как уже стало понятно, речь пойдет о математике.

Принято считать, что математика – основа рационального знания, очень точная наука, оперирующая лишь сухими цифрами и символами,

Ф.: совершенно далекая от красоты музыки, идеалов гармонии и мира искусства в целом.

 

М.: Следует сказать, что многие выдающиеся математики видят в ней красоту. Наиболее полно охарактеризовал это британский математик Бертран Рассел: «Правильный взгляд на математику открывает не только истину, но и безупречную красоту — холодную и суровую, как скульптура, отстранённую от человеческих слабостей, лишённую вычурных уловок живописи и музыки - горную кристальность и строгое совершенство великого искусства.»

Ф.:Обращаясь к истории, мы можем узнать, что в древней Греции «математикой занимались ради её красоты», Леонардо да Винчи рисовал свои картины, используя закон золотого сечения.

 

М.:Бесспорно, совершенно очевидна полезность математики для точных и естественных наук, таких как физика, химия, экономика, медицина и многие другие. Математику смело можно назвать языком современной науки. Но, в чем же ее эстетическая привлекательность?

Ю.: Может ли обычный человек, не являющийся ученым-математиком постичь эту красоту?

М.:А нам, учителям, замотивировать школьника полюбить строгие математические  законы.Искусство и математика, по многим причинам совершенно противоположны друг другу:

Ф.: искусство имеет более «разумный» источник и является доступным для многих,

М.: в то время как математика обладает высоким познавательным, интеллектуальным началом и доступна не для всех.

Ф.:Сегодня, мы попробуем опровергнуть это утверждение.

 

 

 

2.      Актуализация знаний применения математических законов в реальной жизни

 

М.: Ответьте на вопрос: На сколько примерно равных частей делится наш зрительный зал? На три. А вместе составляют единое целое.

М.: Внимательно посмотрите на эту картинку:

Вот вам пример. Делим квадрат и то, что в результате получилось на два. По рисунку видно, что сумма бесконечного числа дробей равна единице.

 

Ф.: А доказательство какое! наглядное и красивое!

 

 

3.      Исследование задания 13 ЕГЭ 2020 математика профильный уровень;

 

Хочу такой сайт

М.:Вернемся к первоначальной картинке. Что мы видим?

Ответы зрителей:Переменную х, степень, корень, модуль, тригонометрическую функцию.

М.:Сразу скажу, что приятно иметь дело с осведомлёнными и не такими далекими от математики людьми.

Ф..: А можно ли в жизни найти все эти сухие термины и на практике ощутить их?Как запомнить математические формулы и сохранить их в памяти до ЕГЭ, если ребенок, к примеру историк, литератор, музыкант или имеет способности к искусству.

М.:А вот мы вместе  с вами попробуем совместить несовмещаемое! Ю.В.(это физрук), Вы знаете, что такое акробатика?

Ф.:Да, немного...

М.:Вам, как мастеру спорта международного класса конечно известно, что геометрические фигуры в акробатике - это основа .А что с  фигурным катанием?

Ф.: 6.0 6.0 ну, конечно, знаю. И, кстати, первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

 

4.         Изучение графиков функций с одновременным представлением человеком формы этих функций с помощью конечностей и туловища

 

М.:Сейчас мы окунемся в мир функций и посмотрим на их графики.

Запоминаем образ каждой функции на координатной плоскости.

   

В это время учитель физкультуры показывает как можно изобразить языком тела эти графики

 

 

5.         Тест на внимательность;

М.: Небольшой тест.  Проверка на внимательность.

 

Зрители должны ответить на поставленные вопросы.

 

 

 

6.         Физминутка. Математический танец;

Ф.:Как и в любом хорошем уроке предполагается этап закрепления.  Мы с О.И.(математик) объявляемфлешмоб : «Ты в танцах!»

Приглашаю фокус группу на сцену и всех желающих!

 

М.: А во время танца думаем над вопросом: Можно ли показать красоту математических функций  через танец?

В конце

 

Под музыку надо постараться изобразить математические термины. При этом их показывает учитель физкультуры

М.:Начинаем с переменной Х

У=1

У=5, как смотрят богатыри на картинах Васнецова

У=х

У=-х

У=|х|

У=х2 парабола, ветви вверх

У=-х2 парабола, ветви вниз

У=Öх

Зеркальное отображение У=Öх

У=sinx   тригонометрические функции

У=cosx

у=tgx

у=ctgx

tgxctgxtgxctgx

а теперь дроби

1/2

1/5 - конец четверти

Х22=r2, окружность, строимся в 2 шеренги - параллельные прямые

Симметрия, ассимметрия

Суперпозиция  и наша     перспектива!

В это время появляется картинка ЕГЭ на 100 баллов.

 

 

7.         Рефлексия.

М.: Дорогие друзья, можно ли показать красоту математических функций  через танец? А  представить наш мир без расчетов?

Подведем итог: Конечно же, все законы красоты невозможно вместить в несколькоформул.

 

Ф.:Но, изучая математику, мы открываем всё новые и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красотыи гармонии.

 

Пауза ....(видеоролик)

 

М.:Красоту математики очень часто можно встретить в областях, далеких от нее. Большинство творений природы обычно содержат в себе той или инойвид математического искусства. Подавляющее число живых организмовобладает одним из видов симметрии, та или иная картина содержитперспективу,

 

Ф.: а скульптуры подчинены законам пропорции. Земля вполне моглабы быть названа царством математики, исходя из того насколько наш мирподчинен ей.

P.S. Дорогие мои математики, решить это красивое  задание ЕГЭ 13 профиль  вы сможете на секции нашего объединения.

 
               

Приложеие:

1.      егэ на сто баллов

2.      Музыкадлятанца  two, three, four, five, six, seven..._(New-Music24.ru)

3.      Видеоролик о красоте математики https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=_AiJeJvoXSo&feature=emb_logo

4.      Изображение графиков функций человеком https://twitter.com/genius_creativ/status/1011675920162279424.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».