17.06.2024
Мастер-класс «Сочинение на «5!» Филькина Д.Д.: - Здравствуйте, уважаемые коллеги и ученики! Меня зовут Диана Дмитриевна, я учитель начальных классов и наставник нашего молодого педагога - Глушко Светланы Александровны. Сегодня мы проведем мастер –класс на тему, которую попробуем определить вместе.
СЛАЙД 1
-Внимание! У меня в руках предмет. Как вы думаете, что это может быть?
(Варианты ответов)
-Это камень. Правда, неожиданно?
- Скажите, какие ассоциации у вас возникают при виде этого предмета? (Ответы)
-Как вы думаете, к какой теме урока, на каком предмете мы можем его
использовать?
(Физика-траектория полета, сила притяжения и др.,
география-полезные ископаемые,
история- каменный век,
литература-былины, сказки про витязя на распутье ,
МХК,ИЗО- картина В.М.Васнецова «Витязь на распутье»,
технология-применение камня в промышленности)
-На уроках русского языка мы можем говорить о камне?
(Фразеологизмы: время разбрасывать и собирать камни, камень
преткновения, краеугольный камень)
СЛАЙД 2
- И не только! Сегодня мы хотим поделиться использованием приема,
который называется «Брошенный камень».
СЛАЙД 3
Впервые "Камень,
брошенный в пруд" предложил известный итальянский сказочник и журналист Джанни Родари.
Прием позволяет
развивать творческое мышление, фантазию детей, учит находить логическую
взаимосвязь между предметами, явлениями, событиями. В то же время, прием
обогащает речь, вызывая в памяти образы, сравнения и художественные обороты.
Чаще всего "Брошенный камень" используют при подготовке к написанию
сочинения.
-Вот теперь ответьте
на вопрос: по какому учебному предмету мы проводим мастер-класс? (Русский язык)
-Какая тема может быть
у нашего занятия? (Подготовка к сочинению)
СЛАЙД 4
- Тема звучит так:
«Сочинение на «5»!»
-Сейчас я передаю слово
и камень Светлане Александровне, которая
раскроет секрет этого методического приема.
Глушко С.А.:- Суть
приема в следующем: дается одно слово по теме. Задача ученика: назвать как
можно больше предметов, явлений, связанных с этим словом - те, которые всплывают как ассоциации. Получается, что заданное слово — вроде камня,
брошенного в воду, а расходящиеся круги — это и есть те слова и ассоциации,
которые всплывают в памяти. Причем, слова могут быть заданы единой темой, например,
лето, когда дети пишут любимое сочинение о проведенных летних каникулах, или,
наоборот, без всякой смысловой связи. Если мы напишем слово горизонтально, то
предлагаем детям составить ассоциативный ряд.
В нашем случае будет вертикаль без смысловой связи между словами.
-Шаг 1. Возьмем слово космос, напишем
его вертикально:
К
О
С
М
О
С
-Шаг 2. Теперь к каждой букве приписываем любое другое слово,
желательно максимально далекое по смыслу и от основного слова, и по отношению к
другим словам. Если я хочу сделать акцент на разных орфограммах в слове, то могу
сама подсказать детям такие слова:
К-килограмм
О-озеро
С-соловей
М-Москва
О- овраг
С-солнце
-Шаг 3. Пытаемся
придумать историю, в которой задействованы эти слова. Но помним, что история - это текст. А текст -это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
-Моя история, например, такая:
СЛАЙД 6
Помнится, прошлым летом ехала я домой на электричке со своей дачи
в Москву и везла целых 20 кг клубники. Выдалась она на славу: крупная, сочная!
В окнах вагона мелькали овраги и озера. Светило яркое июньское солнце. И заливисто
распевал соловей, пение которого не
спутаешь ни с какой другой птицей.
-А теперь вы приступаете к заданию. Просим выйти из зала 4
человека и составить фокус-группу для совместной работы. Слово остается. Подберите
любые другие слова, а затем, включив фантазию, придумайте новую историю.
-А все желающие могут это делать самостоятельно у себя на
местах. Для вас новые слова (выносится поднос с камнями, на которых написаны
разные слова, Филькина Д.Д. предлагает в зале камни и листы с ручками для
записи.)
Идет подбор слов и сочинение. Ведущие мастер-класса оказывают
помощь при необходимости. Зачитываются вымышленные истории, оценка, восторг!
Филькина Д.Д.:- В заключение, хочу прочитать выдержку из
книги Джанни Родари «Грамматика
фантазии. Введение в искусство придумывания историй":
СЛАЙД 7
«Слово, случайно запавшее в голову,
распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций,
извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания,
представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с
воображением и сферой подсознательного и осложняется тем, что разум не остается
пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает или отвергает,
созидает или разрушает…»
-Таким
образом, используя данный прием в работе, учитель может с успехом добиться
мотивации к обучению сочинению, дети очень любят играть в слова. А ведь главный
принцип работы учителя в начальной школе «Забавляя, обучай!». Тогда дети легко будут
писать сочинения (и в начальной школе, и
на выпускных экзаменах), меньше допустят грамматических ошибок, да еще и
воспитательную задачу учитель решит. Мы же не
случайно предложили слово космос, вслед за которым хочется сказать -Гагарин, Королев,
Терешкова, Леонов, Первые, Поехали! Но это будет новая история, новое сочинение на «5»!
СЛАЙД
8
-Благодарим
за внимание!