Мастер-класс Филькиной Д.Д. учитель начальных классов Киевская СОШ

17.06.2024

Мастер-класс «Сочинение на «5!» Филькина Д.Д.: - Здравствуйте, уважаемые коллеги и ученики! Меня зовут Диана Дмитриевна, я учитель начальных классов и наставник  нашего молодого педагога - Глушко Светланы Александровны. Сегодня мы проведем мастер –класс на тему, которую попробуем определить вместе.

СЛАЙД 1

-Внимание! У меня в руках предмет. Как вы думаете, что это может быть?

(Варианты ответов)

-Это камень. Правда, неожиданно?

- Скажите, какие ассоциации у вас возникают при виде  этого предмета? (Ответы)

-Как вы думаете, к какой теме урока, на каком предмете мы можем его использовать?

(Физика-траектория полета, сила притяжения и др.,

география-полезные ископаемые,

история- каменный век,

литература-былины, сказки про витязя на распутье ,

МХК,ИЗО- картина В.М.Васнецова «Витязь на распутье»,

технология-применение камня в промышленности)

-На уроках русского языка мы можем говорить о камне?

(Фразеологизмы: время разбрасывать и собирать камни, камень преткновения, краеугольный камень)

СЛАЙД 2

- И не только! Сегодня мы хотим поделиться использованием приема, который называется «Брошенный камень».

СЛАЙД 3

Впервые  "Камень, брошенный в пруд" предложил известный итальянский  сказочник и журналист Джанни Родари.

Прием позволяет развивать творческое мышление, фантазию детей, учит находить логическую взаимосвязь между предметами, явлениями, событиями. В то же время, прием обогащает речь, вызывая в памяти образы, сравнения и художественные обороты. Чаще всего "Брошенный камень" используют при подготовке к написанию сочинения

-Вот теперь ответьте на вопрос: по какому учебному предмету мы проводим мастер-класс? (Русский язык)

-Какая тема может быть у нашего занятия? (Подготовка к сочинению)

СЛАЙД 4

- Тема звучит так: «Сочинение на «5»!»

-Сейчас я передаю слово и камень Светлане Александровне, которая  раскроет секрет этого методического приема.

Глушко С.А.:- Суть приема в следующем: дается одно слово по теме. Задача ученика: назвать как можно больше предметов, явлений, связанных с этим словом - те, которые всплывают как ассоциации. Получается, что заданное слово — вроде камня, брошенного в воду, а расходящиеся круги — это и есть те слова и ассоциации, которые всплывают в памяти. Причем, слова могут быть заданы единой темой, например, лето, когда дети пишут любимое сочинение о проведенных летних каникулах, или, наоборот, без всякой смысловой связи. Если мы напишем слово горизонтально, то предлагаем детям составить ассоциативный ряд.

В нашем случае будет вертикаль без смысловой связи между словами.

СЛАЙД 5Хочу такой сайт

-Шаг 1. Возьмем слово космос, напишем его вертикально:

К        

О

С

М

О

С

-Шаг 2. Теперь к каждой букве приписываем любое другое слово, желательно максимально далекое по смыслу и от основного слова, и по отношению к другим словам. Если я хочу сделать акцент на разных орфограммах в слове, то могу сама подсказать детям такие слова:

К-килограмм

О-озеро

С-соловей

М-Москва

О- овраг

С-солнце

аг 3. Пытаемся придумать историю, в которой задействованы эти слова. Но помним, что история - это текст. А текст -это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

-Моя история, например, такая:

СЛАЙД 6

Помнится, прошлым летом ехала я домой на электричке со своей дачи в Москву и везла целых 20 кг клубники. Выдалась она на славу: крупная, сочная! В окнах вагона мелькали овраги и озера. Светило яркое июньское солнце. И заливисто распевал  соловей, пение которого не спутаешь ни с какой другой птицей.   

-А теперь вы приступаете к заданию. Просим выйти из зала 4 человека и составить фокус-группу для совместной работы. Слово остается. Подберите любые другие слова, а затем, включив фантазию, придумайте новую историю.

-А все желающие могут это делать самостоятельно у себя на местах. Для вас новые слова (выносится поднос с камнями, на которых написаны разные слова, Филькина Д.Д. предлагает в зале камни и листы с ручками для записи.)

Идет подбор слов и сочинение. Ведущие мастер-класса оказывают помощь при необходимости. Зачитываются вымышленные истории, оценка, восторг!

Филькина Д.Д.:- В заключение, хочу прочитать выдержку из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй":

СЛАЙД 7

 «Слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением и сферой подсознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает или отвергает, созидает или разрушает…»

-Таким образом, используя данный прием в работе, учитель может с успехом добиться мотивации к обучению сочинению, дети очень любят играть в слова. А ведь главный принцип работы учителя в начальной школе «Забавляя, обучай!». Тогда дети легко будут писать  сочинения (и в начальной школе, и на выпускных экзаменах), меньше допустят грамматических ошибок, да еще и воспитательную задачу учитель  решит.  Мы  же не случайно предложили слово космос, вслед за которым хочется сказать -Гагарин, Королев, Терешкова, Леонов, Первые, Поехали! Но это  будет новая история, новое сочинение на «5»!

СЛАЙД 8

-Благодарим за внимание!

Презентация.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».