Место занятий по курсу внеурочной деятельности общекультурного направления
«Занимательная математика» для 3 класса в учебном плане
Для занятий по курсу «Занимательная математика» в 3 классе отводится 34 часа в год, из
расчета 1 час в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику на 2024-2025
учебный год, расписанию занятий на 2024-2025 учебный год на занятия по курсу
внеурочной деятельности «Занимательная математика» по программе выходит 34 часа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности общекультурного
направления «Занимательная математика» в 3 классе:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами научно – познавательной и
исследовательской деятельностью;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня
сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» ориентирована
на достижение воспитательных результатов 1 уровня.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются
по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем
положительного социального знания и повседневного опыта.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся
(ценности, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые
качества учащегося) используется:
простое наблюдение
проведение математических игр
опросники
анкетирование
психолого-диагностические методики
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения
коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений
занятия на повторение и обобщение
самопрезентации (представление работы ребенком)
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня
В течение всего учебного года ведется систематическое наблюдение за ребенком,
включающее: результативность и оценку самостоятельной деятельности учащегося,
активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в
решении задач и выполнении заданий.
Для оценки сформированности предметных УУД используются следующие формы:
игровые занятия на повторение теории (конкурсы, викторины, составление
кроссвордов)
собеседования
опросники
тестирование
самостоятельные работы
Метапредметные УУД:
- обобщать материал;
- вычленять главное, отвлекаясь от несущественного;
- оперировать числовой и знаковой символикой;
- сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
- переходить с прямого на обратный ход мысли;
- переключаться от одной умственной операции к другой, особенно в творческой
работе;
- оперировать структурами отношений и связей;
- творчески мыслить;
- рационально организовывать свою работу;
- иметь навыки диалогического общения.
Предметные УУД:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
- контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
Личностные УУД:
- формирование мотивации учения, развитие любознательности, сообразительности
при выполнении
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности, ориентация на норму
справедливого распределения;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, фронтальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Структура курса занятий внеурочной деятельности общекультурного направления по
курсу «Занимательная математика» в 3 классе
Структура курса «Занимательная математика»
№
Наименование разделов
Количество часов
В том числе
Теория
п
Практика
/п
I
I
I
II
I
Числа.
Арифметические действия.
7
2
5
Мир занимательных задач.
20
4
16
7
2
5
Элементы геометрии
III
ИТОГО
34
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
Календ.сроки
По
плану
1.
03.09
2.
10.09
Тема занятия
Фактически
1 четверть (8 часов)
Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных
задач международного конкурса «Кенгуру».
«Числовой» конструктор. Числа от 1 до 1000.
Составление трёхзначных чисел с помощью
комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9
(10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
Геометрия
вокруг
нас.
Конструирование
многоугольников из одинаковых треугольников.
3.
17.09
4.
24.09
Волшебные переливания. Задачи на переливание.
5.
01.10
6.
08.10
В царстве смекалки. Решение нестандартных задач
(на «отношения»).
«Шаг в будущее». Игры: «Крестики-нолики на
бесконечной доске», «Морской бой» и др.,
конструкторы
«Монтажник»,
«Строитель»,
«Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из
электронного учебного пособия «Математика и
конструирование».
Числовые головоломки. Решение и составление
ребусов, содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (судоку).
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
7.
8.
15.10
22.10
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2 четверть (8 часов)
9.
05.11
10.
12.11
11.
19.11
12.
26.11
13.
03.12
14.
10.12
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
«Спичечный» конструктор. Построение конструкции
по заданному образцу. Перекладывание нескольких
спичек в соответствии с условием. Проверка
выполненной работы.
Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах»
деятельности: конструкторы, электронные
математические игры (работа на компьютере),
математические головоломки, занимательные задачи.
Математические фокусы. Порядок выполнения
действий в числовых выражениях (без скобок, со
скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками
действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … ,
15.
1
2
2
1
15.
16.
17.12
24.12
Математические игры. Построение математических
пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в
пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры:
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья
сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору
учащихся).
Секреты чисел. Числовой палиндром — число,
которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.
1
1
3 четверть (10 часов)
17.
14.01
18.
21.01
19.
28.01
20.
04.02
21.
Математическая копилка. Составление сборника
числового материала, взятого из жизни (газеты,
детские журналы), для составления задач.
Математическое
путешествие.
Вычисления
в
группах: первый ученик из числа вычитает 140;
второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а
четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к
пяти раундам записываются. Взаимный контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 =
520 520 + + 150= 670
Выбери маршрут. Единица длины километр.
Составление карты путешествия: на определённом
транспорте по выбранному маршруту, например
«Золотое кольцо» России, города-герои и др.
Числовые головоломки. Решение и составление
ребусов, содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (судоку).
1
1
1
2
11.02
22.
18.02
В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в группах).
23.
2
25.02
24.
04.03
25.
11.03
26.
18.03
Мир занимательных задач. Задачи со многими
возможными решениями. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Геометрический
калейдоскоп.
Конструирование
многоугольников
из
заданных
элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения
изображения на части; заданного в уменьшенном
масштабе.
Разверни листок. Задачи и задания на развитие
пространственных представлений.
1
1
1
27.
01.04
28.
08.04
29.
4 четверть (8 часов)
Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры (работа на компьютере),
математические головоломки, занимательные задачи.
Числовые головоломки. Решение и составление
ребусов, содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (какуро).
1
2
15.04
30.
22.04
31.
29.04
32.
06.05
33.
13.05
34.
20.05
Конкурс смекалки. Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Задачи-смекалки.
Это было в старину. Старинные русские меры длины
и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др.
Решение старинных задач. Работа с таблицей
«Старинные русские меры длины»
Математические фокусы. Алгоритм умножения
(деления) трёхзначного числа на однозначное число.
Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Энциклопедия
математических
развлечений.
Составление сборника занимательных заданий.
Использование разных источников информации
(детские познавательные журналы, книги и др.).
Математический лабиринт. Итоговое занятие —
открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру».
СОГЛАСОВАНА
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания
Заместитель директора по НМИР
Методического совета
____________
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
02 сентября 2024 года
от 02 сентября 2024 года №1
_____________ Глушко С.А.
Задорожняя И.В.
1
1
1
1
1