Место занятий по курсу внеурочной деятельности общекультурного направления «Занимательная математика» для 3 класса в учебном плане Для занятий по курсу «Занимательная математика» в 3 классе отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику на 2024-2025 учебный год, расписанию занятий на 2024-2025 учебный год на занятия по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» по программе выходит 34 часа. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Занимательная математика» в 3 классе: - усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; - помочь учащимся овладеть способами научно – познавательной и исследовательской деятельностью; - формировать творческое мышление; - способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» ориентирована на достижение воспитательных результатов 1 уровня. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. 1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь. Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые качества учащегося) используется: простое наблюдение проведение математических игр опросники анкетирование психолого-диагностические методики Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: занятия-конкурсы на повторение практических умений занятия на повторение и обобщение самопрезентации (представление работы ребенком) участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня В течение всего учебного года ведется систематическое наблюдение за ребенком, включающее: результативность и оценку самостоятельной деятельности учащегося, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в решении задач и выполнении заданий. Для оценки сформированности предметных УУД используются следующие формы: игровые занятия на повторение теории (конкурсы, викторины, составление кроссвордов) собеседования опросники тестирование самостоятельные работы Метапредметные УУД: - обобщать материал; - вычленять главное, отвлекаясь от несущественного; - оперировать числовой и знаковой символикой; - сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами; - переходить с прямого на обратный ход мысли; - переключаться от одной умственной операции к другой, особенно в творческой работе; - оперировать структурами отношений и связей; - творчески мыслить; - рационально организовывать свою работу; - иметь навыки диалогического общения. Предметные УУД: - сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; - применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки. Личностные УУД: - формирование мотивации учения, развитие любознательности, сообразительности при выполнении - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности; - воспитание чувства справедливости, ответственности, ориентация на норму справедливого распределения; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая, групповая. Основные виды деятельности учащихся: - решение занимательных задач; - оформление математических газет; - участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; - проектная деятельность - самостоятельная работа; - работа в парах, в группах; - творческие работы Структура курса занятий внеурочной деятельности общекультурного направления по курсу «Занимательная математика» в 3 классе Структура курса «Занимательная математика» № Наименование разделов Количество часов В том числе Теория п Практика /п I I I II I Числа. Арифметические действия. 7 2 5 Мир занимательных задач. 20 4 16 7 2 5 Элементы геометрии III ИТОГО 34 Календарно-тематическое планирование № п\п Календ.сроки По плану 1. 03.09 2. 10.09 Тема занятия Фактически 1 четверть (8 часов) Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». «Числовой» конструктор. Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. Геометрия вокруг нас. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. 3. 17.09 4. 24.09 Волшебные переливания. Задачи на переливание. 5. 01.10 6. 08.10 В царстве смекалки. Решение нестандартных задач (на «отношения»). «Шаг в будущее». Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 7. 8. 15.10 22.10 Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 2 четверть (8 часов) 9. 05.11 10. 12.11 11. 19.11 12. 26.11 13. 03.12 14. 10.12 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Математические фокусы. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. 1 2 2 1 15. 16. 17.12 24.12 Математические игры. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). Секреты чисел. Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. 1 1 3 четверть (10 часов) 17. 14.01 18. 21.01 19. 28.01 20. 04.02 21. Математическая копилка. Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. Математическое путешествие. Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + + 150= 670 Выбери маршрут. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 1 1 1 2 11.02 22. 18.02 В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 23. 2 25.02 24. 04.03 25. 11.03 26. 18.03 Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Разверни листок. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. 1 1 1 27. 01.04 28. 08.04 29. 4 четверть (8 часов) Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). 1 2 15.04 30. 22.04 31. 29.04 32. 06.05 33. 13.05 34. 20.05 Конкурс смекалки. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. Это было в старину. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» Математические фокусы. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Энциклопедия математических развлечений. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). Математический лабиринт. Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». СОГЛАСОВАНА СОГЛАСОВАНА Протокол заседания Заместитель директора по НМИР Методического совета ____________ МБОУ Ремонтненская гимназия №1 02 сентября 2024 года от 02 сентября 2024 года №1 _____________ Глушко С.А. Задорожняя И.В. 1 1 1 1 1