Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 8 класса составлена на основе учебной программы
Рязанова И., Липсиц Е., Лавренова «Финансовая грамотность», 8 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018. Организация работы по программе
«Основы финансовой грамотности» рассчитана на 1 час в неделю и предназначена для детей 8 класса.
Место в учебном плане.
Согласно годовому календарному графику на 2024– 2025 учебный год, расписанию занятий на 2024 – 2025 учебный год на изучение
курса по программе выходит 8 класс – 32 часа.
Целью реализации программы «Финансовая грамотность» является формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов,
предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений,
а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов,
таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории
Ставропольского края;
развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на территории
Ставропольского края.
развитие личности обучающихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни; формирование навыков
для принятия компетентных, правильных финансовых решений.
В 8 классе дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в
финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения
в современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию
общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное
самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в
ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и
подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют
алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся,
является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.
Планируемые предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса:
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми
институтами обязанности.
Метапредметные результаты освоения курса.
сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для их решения;
владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной
компетенции:
вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать
финансовую информацию из различных источников.
Предметные результаты освоения курса.
владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи,
профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
владение знанием: структуры денежной массы; структуры доходов населения страны и способов её определения; зависимости уровня
благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции; основных
видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; возможных норм сбережения; способов
государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; видов страхования; видов финансовых рисков.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация,
правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая
работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра,
дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами
тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
2
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, обществознания, географии,
литературы, искусства.
Структура курса «Основы финансовой грамотности»
8 класс
№
п/п
Раздел программы
Содержание
Количество
часов
Модуль 1. Управление
денежными средствами
семьи.
Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами? Какие бывают
источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как
контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный
бюджет и как его построить.
2.
Модуль 2. Способы
повышения семейного
благосостояния.
Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные расходы с их
помощью. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как
6
осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
3.
Модуль З. Риски в мире ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы,
природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование. Какие бывают
денег.
финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.
4.
Модуль 4. Семья и
финансовые
организации: как
сотрудничать без
проблем.
5
Модуль 5. Человек и
государство: как они
взаимодействуют .
6
Обобщающее занятие
1
ИТОГО:
32 часа
1.
8
6
Что такое банк и чем он может быть вам полезен. Польза и риски банковских
карт. Что такое бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он 8
устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.
Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и
как сделать ее достойной.
3
3
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
8 класс (32 часа, 1 час в неделю)
№
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
план
05.09.24
12.09.24
19.09.24
26.09.24
03.10.24
10.10.24
17.10.24
24.10.24
07.11.24
10
14.11.24
11
12
13
21.11.24
28.11.24
05.12.24
14
12.12.24
15
19.12.24
16
26.12.24
17
18
19
20
21
22
23
16.01.25
23.01.25
30.01.25
06.02.25
13.02.25
20.02.25
27.02.25
Тема занятия
Кол-во
часов
Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами?
Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами?
Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы
Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
Что такое семейный бюджет и как его построить.
Что такое семейный бюджет и как его построить.
Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные расходы с их
помощью.
Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные расходы с их
помощью.
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование.
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование.
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться
большему)
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться
большему)
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и
техногенные катастрофы. Чем поможет страхование.
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и
техногенные катастрофы. Чем поможет страхование.
Какие бывают финансовые риски.
Какие бывают финансовые риски.
Что такое финансовые пирамиды.
Что такое финансовые пирамиды.
Что такое банк и чем он может быть вам полезен. Польза и риски банковских карт.
Что такое банк и чем он может быть вам полезен. Польза и риски банковских карт.
Что такое бизнес. Как создать свое дело.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
факт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
24
25
26
27
28
29
30
31
32
06.03.25
13.03.25
20.03.25
03.04.25
10.04.25
17.04.25
24.04.25
15.05.25
22.05.25
Что такое бизнес. Как создать свое дело.
Что такое валютный рынок и как он устроен.
Что такое валютный рынок и как он устроен.
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте
Что такое налоги и зачем их платить.
Какие налоги мы платим.
Что такое пенсия и как сделать ее достойной.
Обобщающее занятие
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
От 02 сентября 2024 г № 1
_____________
Глушко С.А.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
от 02 сентября 2024 года
________Задорожняя И.В.
5