ВД 9 класс Познание мира по картам. Социальное

Ремонтненский район, с. Ремонтное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ремонтненская гимназия №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

Направление: Социальное
Название курса: Познание мира по картам
Основное общее образование: 9 класс
Количество часов : 1 час в неделю, 34 часа за год
Учитель: Котинова Дарина Ивановна

2024 – 2025 учебный год

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 34 часа для внеурочной деятельности из расчета 1 учебный час в неделю. Согласно Годового
учебного календарного графика на 2024-2025 учебный год, расписания занятий на 2024-2025 учебный
год, на изучение предмета по программе выходит 34 часа
Цель: Подготовка к успешной сдаче ОГЭ обучающихся 9 классов.
Задачи:

повторить и закрепить наиболее значимые темы
из основной школы изучаемые на
заключительном этапе общего географического образования;

закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;

формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников;

научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении
заданий со свободным развёрнутым ответом.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности,
настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в
практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и

составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов
и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,
из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь
других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:


определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты:
Выпускник научится:


определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;
географические
 координаты и местоположение географических объектов;
 выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
 составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
 приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурнобытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и
топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции,
основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов и стран мира;
 находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
 представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические
зависимости;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
 определения поясного времени;
 чтения карт различного содержания;
 решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Ученики получат возможность научиться:
 создавать простейшие географические карты различного содержания;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования
географических знаний в различных областях деятельности;
 составлять описание природного комплекса;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в
географической оболочке;

Структура курса
№

1

2

3

4

5

Название темы

Содержание

Особенности
проведения
государственной
итоговой аттестации выпускников 9 классов по
географии в форме ОГЭ. Особенности
экзаменационной
работы
по
географии,
структура
и
демонстрационные
версии
контрольных измерительных материалов
Масштаб. Навыки практической работы по
Источники
использованию масштаба, указанного в
географической
различной форме. Определение направлений на
информации
глобусе, плане и карте. Градусная сетка на
глобусе и картах, выполненных в различных
картографических проекциях.
Определение по карте географических
координат указанной точки. Решение задач
Природа Земли и Земная кора и литосфера. Состав, строение и
развитие. Земная поверхность: формы рельефа
человек
суши, дна Мирового океана. Происхождение
материков и впадин океанов. Соотношение суши
и океана на Земле. Полезные ископаемые,
зависимость их размещения от строения земной
коры и рельефа.
Материки, океаны, Земля как планета. Форма, размеры, движение
Земли.
народы и страны
Население Земли. Численность населения
Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Природные ресурсы и их
использование. Изменение
природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы
Природопользование Влияние хозяйственной деятельности людей на
природу. Основные типы природопользования
и геоэкология

Введение

Особенности географического положения
России. Территория и акватория, морские и
сухопутные границы. Часовые пояса.
Административно-территориальное устройство
России.
Природа России. Особенности геологического
строения и распространения крупных форм
рельефа. Типы климатов, факторы их
формирования, климатические пояса.

Количество
часов

1

5

9

8

1

6

География России

7

Промежуточная
аттестация.

1

Всего

34

9

Календпрно-тематическое планирование
№
урока

Тема урока

Дата

Введение(1ч)
1

Особенности ОГЭ по географии. Кодификатор элементов содержания и
спецификация КИМ.
Источники географической информации(5ч)

03.09

2

10.09

4

Источники географической информации. Географическая карта. Градусная
сеть.
Источники географической информации. План местности: условные знаки,
расстояния, направления.
Географическая карта. План местности.

5

Работа с таблицами и графиками (по материалам темы "Миграции")

01.10

6

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

08.10

3

17.09
24.09

Природа Земли и человек(9ч)
7

Земная кора и литосфера.

15.10

8

Формы рельефа. Полезные ископаемые

22.10

9

Ат Атмосфера. Состав, строение, циркуляция.

05.11

10
11
12
13
14
15

Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение
элементов погоды.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие
с атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы Земли.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и
животных, особенности их распространения.
Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных
типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность,

12.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12

Материки, океаны, народы и страны(8ч)
16

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

24.12

17

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

14.01

18

Основные черты природы и населения Африки и Австралии.

21.01

19

Основные черты природы и населения Северной и Южной Америки.

28.01

20

Основные черты природы и населения Евразии.

04.02

21

Основные черты природы и населения Антарктиды.

11.02

22

Особенности Тихого и Индийского океанов.

18.02

23

Особенности Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

25.02

Природопользование и геоэкология(1ч)
24

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы
природопользования.

04.03

География России(9ч)
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

Особенности географического положения России. Границы. Часовые пояса.
Административно-территориальное устройство России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм
рельефа.
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.

11.03

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Север и Северо-Западная Россия.

08.04

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Центральная Россия, Поволжье.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Юг Европейской части России, Урал.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Сибирь.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Дальний Восток.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 9
класса(1ч)

22.04

18.03
01.04

15.04

29.04
06.05
13.05
20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».