Ремонтненский район, с. Ремонтное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ремонтненская гимназия №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Направление: Социальное
Название курса: Познание мира по картам
Основное общее образование: 9 класс
Количество часов : 1 час в неделю, 34 часа за год
Учитель: Котинова Дарина Ивановна
2024 – 2025 учебный год
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 34 часа для внеурочной деятельности из расчета 1 учебный час в неделю. Согласно Годового
учебного календарного графика на 2024-2025 учебный год, расписания занятий на 2024-2025 учебный
год, на изучение предмета по программе выходит 34 часа
Цель: Подготовка к успешной сдаче ОГЭ обучающихся 9 классов.
Задачи:
повторить и закрепить наиболее значимые темы
из основной школы изучаемые на
заключительном этапе общего географического образования;
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;
формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников;
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении
заданий со свободным развёрнутым ответом.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности,
настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в
практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов
и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,
из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь
других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты:
Выпускник научится:
определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;
географические
координаты и местоположение географических объектов;
выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурнобытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и
топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции,
основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов и стран мира;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические
зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
определения поясного времени;
чтения карт различного содержания;
решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Ученики получат возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования
географических знаний в различных областях деятельности;
составлять описание природного комплекса;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в
географической оболочке;
Структура курса
№
1
2
3
4
5
Название темы
Содержание
Особенности
проведения
государственной
итоговой аттестации выпускников 9 классов по
географии в форме ОГЭ. Особенности
экзаменационной
работы
по
географии,
структура
и
демонстрационные
версии
контрольных измерительных материалов
Масштаб. Навыки практической работы по
Источники
использованию масштаба, указанного в
географической
различной форме. Определение направлений на
информации
глобусе, плане и карте. Градусная сетка на
глобусе и картах, выполненных в различных
картографических проекциях.
Определение по карте географических
координат указанной точки. Решение задач
Природа Земли и Земная кора и литосфера. Состав, строение и
развитие. Земная поверхность: формы рельефа
человек
суши, дна Мирового океана. Происхождение
материков и впадин океанов. Соотношение суши
и океана на Земле. Полезные ископаемые,
зависимость их размещения от строения земной
коры и рельефа.
Материки, океаны, Земля как планета. Форма, размеры, движение
Земли.
народы и страны
Население Земли. Численность населения
Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Природные ресурсы и их
использование. Изменение
природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы
Природопользование Влияние хозяйственной деятельности людей на
природу. Основные типы природопользования
и геоэкология
Введение
Особенности географического положения
России. Территория и акватория, морские и
сухопутные границы. Часовые пояса.
Административно-территориальное устройство
России.
Природа России. Особенности геологического
строения и распространения крупных форм
рельефа. Типы климатов, факторы их
формирования, климатические пояса.
Количество
часов
1
5
9
8
1
6
География России
7
Промежуточная
аттестация.
1
Всего
34
9
Календпрно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Дата
Введение(1ч)
1
Особенности ОГЭ по географии. Кодификатор элементов содержания и
спецификация КИМ.
Источники географической информации(5ч)
03.09
2
10.09
4
Источники географической информации. Географическая карта. Градусная
сеть.
Источники географической информации. План местности: условные знаки,
расстояния, направления.
Географическая карта. План местности.
5
Работа с таблицами и графиками (по материалам темы "Миграции")
01.10
6
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
08.10
3
17.09
24.09
Природа Земли и человек(9ч)
7
Земная кора и литосфера.
15.10
8
Формы рельефа. Полезные ископаемые
22.10
9
Ат Атмосфера. Состав, строение, циркуляция.
05.11
10
11
12
13
14
15
Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение
элементов погоды.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие
с атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы Земли.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и
животных, особенности их распространения.
Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных
типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность,
12.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12
Материки, океаны, народы и страны(8ч)
16
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
24.12
17
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
14.01
18
Основные черты природы и населения Африки и Австралии.
21.01
19
Основные черты природы и населения Северной и Южной Америки.
28.01
20
Основные черты природы и населения Евразии.
04.02
21
Основные черты природы и населения Антарктиды.
11.02
22
Особенности Тихого и Индийского океанов.
18.02
23
Особенности Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
25.02
Природопользование и геоэкология(1ч)
24
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы
природопользования.
04.03
География России(9ч)
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Особенности географического положения России. Границы. Часовые пояса.
Административно-территориальное устройство России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм
рельефа.
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
11.03
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Север и Северо-Западная Россия.
08.04
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Центральная Россия, Поволжье.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Юг Европейской части России, Урал.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Сибирь.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Дальний Восток.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 9
класса(1ч)
22.04
18.03
01.04
15.04
29.04
06.05
13.05
20.05