Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана
на 34 часа.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений
Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета литература
в 2024 - 2025 учебном году на изучение внеурочного курса
«Мир удивительной литературы »
в 11 классе выделен 1 час в неделю, 34 часа в год, согласно Годового учебного календарного
графика
на 2024-2025 учебный год, расписания занятий на 2024 -2025 учебный год,
на изучение курса по программе выходит 34 часа.
Цель курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по
литературе.
Задачи:
совершенствование умений:
воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
выделять смысловые части художественного текста;
понимать и формулировать тему, идею, проблематику произведения,
давать характеристику героям;
характеризовать
особенности сюжета,
композиции, роль художественно- изобразительных средств в произведении;
анализировать и оценивать произведение как художественное единство;
применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения,
объяснять связь произведения с творчеством автора, временем написания и нашей современностью;
соотносить художественное произведение с литературным направлением;
выражать свое отношение к произведению в форме письменного высказывания на литературную тему;
давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою
точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность
и связность изложения;
сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким
предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и
аргументации позиций сопоставления.
Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества лиц,
освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий
стандартизованной формы (контрольных измерительных материалов). Содержание и структура
экзаменационной работы по литературе дают возможность проверить знание выпускниками
содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс
умений по предмету.
При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация наиболее
значимых для предмета видов учебной деятельности:
аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация;
ответына
вопросы
по
прозаическим,
драматическим,
лирическим произведениям с опорой на конкретный текст (отрывок);
поиск оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, воссоздание литературного
контекста;
написание
развернутого аргументированного ответа на
проблемный вопрос.
2
Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной
проверки умений
выпускников воспринимать и анализировать художественное произведение
в их жанрово- родовой
специфике с опорой на знания историко-литературного
и
теоретико-литературного характера.
Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего
материала курса по литературе, содержание которого определено нормативными документами по
предмету .
Данный внеурочный курс предназначен для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по
литературе.
Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных
образовательных программ по литературе, расширяет и углубляет содержание базового курса
«Литература».
Повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений сопровождается
отработкой навыков выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.
В разделе программы включены произведения художественной литературы, распределенные в
соответствии с различными литературными эпохами.
В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты
которых могут оказаться включенными в
экзаменационные варианты тестов ЕГЭ.
Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем,
предлагаемых для повторения. Объем материала
и степень трудности освоения данных текстов - разные.
В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.
Виды деятельности на занятиях:
лекция учителя, беседа, практикум, консультация
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость.
Нетрадиционные формы изучения материала.
Методы и формы обучения:
эвристическая беседа, проблемные задания, учебная
дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ,
работа с таблицами и схемами, парная, групповая и индивидуальная работа, исследование,
редактирование, стилистический анализ, проект.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других
народов;
самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов
на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов
и судьбами их героев.
3
Метапредметные: умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,
литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей
и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять
его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения
(элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с
духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие
произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
4
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. Содержание ЕГЭ по литературе
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень
элементов содержания,
проверяемых на ЕГЭ по литературе.
Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.
Фольклор и Древнерусская литература
Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных
произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.
Лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».
Художественные принципы
древнерусской литературы.
Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора.
Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной
раздробленностью.
Литература русского Просвещения XVIII века
М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев.
«Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его
национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.
«Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе.
Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.
Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Литература первой половины XIX века
Элегия и баллада как жанр поэзии В.А.Жуковского.
А.С.Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С.Грибоедова.
Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.
А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман.
Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова. Поэтическая преемственность.
Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М.Ю.Лермонтова.
Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое
отступление как средство художественной выразительности.
Литература второй половины XIX века
И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя.
А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.
Идейный раскол в журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов
«лишних людей»».
Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.
Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник философской поэзии
(влияние философии Канта и Паскаля).
Традиции и новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
М.Е.Салтыков-Щедрин.
Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.
М.М.Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского.
Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев.
Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет.
Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.
Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX
5
века.
Малый
жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской
драме. Ремарка как средство художественной выразительности.
Литература XX века
Русская реалистическая проза начала века. И.А.Бунин. А.И.Куприн. Своеобразие прозы И.А.Бунина:
бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века,
ностальгические мотивы в произведениях писателя.
Традиции русской прозы в повестях А.И.Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили.
А.А.Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А.А.Блока.
Поэмы А.А.Блока.
А.А.Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии,
характеристика времени его создания.
В.В.Маяковский – поэт- бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии
Маяковского. Тематика и проблематика поэм.
Традиции фольклора в поэзии С.А.Есенина. Трансформация образа русской природы
в поэзии Есенина. Лирический герой С.А.Есенина. Особенности поэтического языка.
М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство
в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького.
Социальные проблемы и философские споры
в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля,
М.А.Булгакова, А.А.Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции
в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием:
М.А.Шолохова, И.Бабеля, А.Фадеева.
Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын.
Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд
на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре
«антиутопии» в творчестве А.Платонова и Е.Замятина.
Литература о Великой Отечественной войне
А.Твардовский, М.Шолохов, Б.Васильев, В.Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема
патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных
проблем войны в произведениях В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева,
Б.Васильева.
Поэзия и проза 70-90-х годов XX века
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности народного образа.
Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева.
Нравственные проблемы в творчестве писателей.
Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева, Ю.Трифонова.
Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова,
Б.Окуджавы.
Основные виды деятельности учащихся:
индивидуальная работа самостоятельная работа;
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление
информации;
выделение фактов, определение проблемы; работа с текстом и его анализ.
6
7
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол- во Дата
часов проведения
Введение. Содержание ЕГЭ по литературе
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
1
подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе.
Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания,
проверяемых на ЕГЭ по литературе.
2
Структура
экзаменационной работы
и
критерии
ее 1
оценивания.
Фольклор и Древнерусская литература (2ч)
04.09.
Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные
особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его
разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе
1
18.09.
«Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».
1
Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие
клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими
принципами фольклора. Политическая характеристика Русского
государства XII века как страны с феодальной раздробленностью.
Литература русского Просвещения XVIII века (4ч)
25.09.
1
3
4
11.09.
56
М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин,
А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция
культуры XVIII века.
2
02.10
09.10
7
Н.М.Карамзин
и А.Н.Радищев
как
двух направлений в русской литературе.
1
16.10
8
Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
1
23.10
основоположники
Литература первой половины XIX (6ч)
9
Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского.
1
06.11
10
А. С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С.
1
Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма
в русской литературе.
13.11
11
А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский
роман.
1
20.11
12
М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю.
Лермонтова. Поэтическая преемственность.
1
27.11
13
Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве
писателя (мотив дороги).
1
04.12
14
Лирическое отступление как
выразительности.
1
11.12
средство
художественной
Литература второй половины XIX века (9ч)
8
15
И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. 1
18.12
16
А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.
1
25.12
17
Идейный раскол в журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие
«галерея образов «лишних людей»».
1
15.01
18
Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.
1
22.01
19
Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник
1
философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции
и новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
29.01
20
М.Е.Салтыков-Щедрин.
художественный прием.
Жанр литературной сказки. Сатира как
1
05.02
21
М.М.Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах
Ф.М.Достоевского. Художественное
время и
пространство;
1
12.02
психологизм в изображении героев.
22
23
Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика
1
души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи.
Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на
войне.
Малый жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в 1
русской драме. Ремарка как средство художественной
выразительности.
19.02
26.02
Литература XX века (9ч)
24
А.А.Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики
А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.
Литература революции и
Гражданской войны:произведения
М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева.
1
05.03
1
12.03
26
Изображение Гражданской войны и революции в разных
1
художественных манерах в творчестве авторов с разным
мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля, А.Фадеева. Поиски героя
времени.
19.03
27
Возвращенная
литература. Л.Андреев, В.Набоков,
1
А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности
конфликтов.
Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из 1
«эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре
«антиутопии» в творчестве А.Платонова и Е.Замятина
02.04
29
Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в
произведениях В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева,
К.Воробьева, Б.Васильева.
1
16.04
30
Тема деревни
в
прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, 1
В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.
Образ героя-интеллигента в
произведениях
Д.Гранина,
1
М.Дудинцева,
Ю.Трифонова.
23.04
25
28
31
09.04
30.04
9
Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского,
И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.
Выполнение тестовых заданий ЕГЭ (2ч)
32
1
07.05
33
Выполнение тестовых заданий ЕГЭ
1
14.05
34
Выполнение тестовых заданий ЕГЭ
1
21.05
Итого
34
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания № 1
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
От 02 сентября 2024 года
________Глушко С.А.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
И. В. Задорожняя _____________
от 02 сентября 2024 года
1
0
1
1