ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение математики имеет
особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт
выполнения предметных и универсальных действий на математическом
материале, первоначальное овладение математическим языком станут
фундаментом обучения на уровне начального общего образования, а также
будут востребованы в жизни. Программа по математике на уровне
начального общего образования направлена на достижение следующих
образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
освоение начальных математических знаний – понимание значения
величин и способов их измерения, использование арифметических способов
для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и
практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий;
формирование
функциональной
математической
грамотности
обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на
понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических
действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
обеспечение математического развития обучающегося – способности к
интеллектуальной
деятельности,
пространственного
воображения,
математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать
аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, вести поиск информации;
становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и
применению
математики,
важнейших
качеств
интеллектуальной
деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,
математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых
результатов программы по математике лежат следующие ценности
математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося:
понимание математических отношений выступает средством познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и
явлений, происходящих в природе и в обществе (например, хронология
событий, протяжённость по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера);
математические представления о числах, величинах, геометрических
фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и
человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры,
объекты природы);
владение математическим языком, элементами алгоритмического
мышления позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную
деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические
цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность
предположения).
На уровне начального общего образования математические знания и
умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов
(количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации).
Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать
рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений,
приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение,
называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических
величин
(длина,
периметр,
площадь)
становятся
показателями
сформированной
функциональной
грамотности
обучающегося
и
предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне начального
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по математике,
представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь,
предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные
результаты в области становления личностных качеств и метапредметных
действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.
Данная программа работает на учащихся начальных классов (2 класс).
Учебным планом гимназии на 2025-2026 учебный год на изучение предмета
«Математика» выделено 4 часа в неделю, 136 часов в год. Согласно
годовому календарному графику на 2025-2026 учебный год и расписанию
занятий на 2025-2026 учебный год на изучение предмета во 2 «А» 135 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основное содержание обучения в программе по математике
представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия»,
«Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические
фигуры», «Математическая информация».
2 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение.
Запись равенства, неравенства. Увеличение, уменьшение числа на несколько
единиц, десятков. Разностное сравнение чисел.
Величины: сравнение по массе (единица массы – килограмм), времени
(единицы времени – час, минута), измерение длины (единицы длины – метр,
дециметр, сантиметр, миллиметр). Соотношение между единицами величины
(в пределах 100), его применение для решения практических задач.
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с
переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах
100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение
для вычислений. Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения,
действия вычитания. Проверка результата вычисления (реальность ответа,
обратное действие).
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных
ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления.
Табличное умножение в пределах 50. Табличные случаи умножения,
деления при вычислениях и решении задач. Переместительное свойство
умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения,
действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания.
Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок
выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия
сложения и вычитания (со скобками или без скобок) в пределах 100 (не более
трёх действий). Нахождение значения числового выражения. Рациональные
приёмы вычислений: использование переместительного свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой
модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану
арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Решение
текстовых задач на применение смысла арифметического действия
(сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на
увеличение или уменьшение величины на несколько единиц или в несколько
раз. Запись ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на
достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая,
прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение отрезка заданной длины с
помощью линейки. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с
заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина
ломаной. Измерение периметра изображённого прямоугольника (квадрата),
запись результата измерения в сантиметрах.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора
математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур.
Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному
признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов
повседневной жизни.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие
количественные, пространственные отношения, зависимости между числами
или величинами. Конструирование утверждений с использованием слов
«каждый», «все».
Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос
информации, представленной в таблице (например, таблицы сложения,
умножения, графика дежурств).
Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений)
готовыми числовыми данными.
Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений,
измерений и построения геометрических фигур.
Правила работы с электронными средствами обучения (электронной
формой учебника, компьютерными тренажёрами).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение математики во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
наблюдать математические отношения (часть–целое, больше–меньше) в
окружающем мире;
характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные
приборы (сантиметровая лента, весы);
сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по
самостоятельно выбранному основанию;
распределять (классифицировать) объекты (числа, величины,
геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы;
находить модели геометрических фигур в окружающем мире;
вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим
содержанием);
воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении,
содержащем действия сложения и вычитания (со скобками или без скобок);
устанавливать соответствие между математическим выражением и его
текстовым описанием;
подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.
Работа с информацией:
извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой,
графической (рисунок, схема, таблица) форме;
устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших
комбинаторных задач;
дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми
данными.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
комментировать ход вычислений;
объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения;
составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым
решением) по образцу;
использовать математические знаки и терминологию для описания
сюжетной ситуации, конструирования утверждений, выводов относительно
данных объектов, отношения;
называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие
заданным свойством;
записывать, читать число, числовое выражение;
приводить примеры, иллюстрирующие арифметическое действие,
взаимное расположение геометрических фигур;
конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все».
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел,
величин, геометрических фигур;
организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной
работы с математическим материалом;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма
выполнения действия, обратного действия;
находить с помощью учителя причину возникшей ошибки или
затруднения.
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах,
группах, составленных учителем или самостоятельно;
участвовать в парной и групповой работе с математическим
материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои
действия, выслушивать мнения других участников, подготавливать
презентацию (устное выступление) решения или ответа;
решать совместно математические задачи поискового и творческого
характера (определять с помощью измерительных инструментов длину,
определять время и продолжительность с помощью часов, выполнять
прикидку и оценку результата действий, измерений);
совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
МАТЕМАТИКЕ
НА
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по математике на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения математики на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к
жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности
мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками,
проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в
общий результат;
осваивать
навыки
организации
безопасного
поведения
в
информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной
жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего
возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических
отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному
труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение
преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения
возможности применения математики для рационального и эффективного
решения учебных и жизненных проблем;
характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться
углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения
трудностей;
пользоваться разнообразными информационными средствами для
решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем,
задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения математики на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами
(«часть-целое», «причина-следствие», протяжённость);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для
успешного решения учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной
проблемой.
Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных
разделов курса математики;
понимать и использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование,
перебор вариантов).
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,
текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с
требованиями учебной задачи;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные
средства и источники информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
конструировать утверждения, проверять их истинность;
использовать текст задания для объяснения способа и хода решения
математической задачи;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный
ответ
с использованием изученной
терминологии;
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать
вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,
приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –
описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при
решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные;
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
планировать
этапы
предстоящей
работы,
определять
последовательность учебных действий;
выполнять правила безопасного использования электронных средств,
предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести
поиск путей преодоления ошибок;
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе
электронным);
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную
характеристику.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между
членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора
большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров),
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального
способа, анализа информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,
предвидеть
возможность
возникновения
ошибок
и
трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по математике:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;
находить число большее или меньшее данного числа на заданное число
(в пределах 100), большее данного числа в заданное число раз (в пределах
20);
устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения
числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия
сложения и вычитания в пределах 100;
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах
100 – устно и письменно, умножение и деление в пределах 50 с
использованием таблицы умножения;
называть и различать компоненты действий умножения (множители,
произведение), деления (делимое, делитель, частное);
находить неизвестный компонент сложения, вычитания;
использовать при выполнении практических заданий единицы величин
длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута,
час), стоимости (рубль, копейка);
определять с помощью измерительных инструментов длину, определять
время с помощью часов;
сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая
между ними соотношение «больше или меньше на»;
решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу
(краткая запись, рисунок, таблица или другая модель), планировать ход
решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде
арифметического действия или действий, записывать ответ;
различать геометрические фигуры: прямой угол, ломаную,
многоугольник;
на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник, чертить с
помощью линейки или угольника прямой угол, прямоугольник с заданными
длинами сторон;
выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;
находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр
прямоугольника (квадрата);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со
словами «все», «каждый»;
проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;
находить общий признак группы математических объектов (чисел,
величин, геометрических фигур);
находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических
фигур);
представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи
числами, заполнять строку или столбец таблицы, указывать числовые данные
на рисунке (изображении геометрических фигур);
сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
находить модели геометрических фигур в окружающем мире;
подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
составлять (дополнять) текстовую задачу;
проверять правильность вычисления, измерения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. Числа и величины
1.1
Числа
9
1.2
Величины
10
Итого по разделу
19
Раздел 2. Арифметические действия
2.1
Сложение и вычитание
19
2.2
Умножение и деление
25
2.3
Арифметические действия с числами в
пределах 100
12
Итого по разделу
56
Раздел 3. Текстовые задачи
3.1
Текстовые задачи
Итого по разделу
11
11
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1
Геометрические фигуры
10
4.2
Геометрические величины
9
Итого по разделу
19
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 5. Математическая информация
5.1
Математическая информация
14
Итого по разделу
14
Повторение пройденного материала
8
Итоговый контроль (контрольные и проверочные
работы)
8
8
135
8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Дата
изучения
1
Числа от 1 до 100: действия с числами до
20. Повторение
1
01.09.2025
2
Числа от 1 до 100: действия с числами до
20. Повторение
1
02.09.2025
3
Устное сложение и вычитание в пределах
20. Повторение
1
03.09.2025
4
Числа в пределах 100: чтение, запись.
Десятичный принцип записи чисел.
Поместное значение цифр в записи числа.
Десяток. Счёт десятками до 100. Числа от
11 до 100
1
04.09.2025
5
Числа в пределах 100: десятичный состав.
Представление числа в виде суммы
разрядных слагаемых
1
08.09.2025
6
Числа в пределах 100: упорядочение.
Установление закономерности в записи
последовательности из чисел, её
продолжение
1
09.09.2025
7
Входная контрольная работа
1
8
Свойства чисел: однозначные и
двузначные числа
1
11.09.2025
9
Работа с величинами: измерение длины
(единица длины — миллиметр)
1
15.09.2025
1
10.09.2025
10
Измерение величин. Решение
практических задач
1
16.09.2025
11
Сравнение чисел в пределах 100.
Неравенство, запись неравенства
1
17.09.2025
12
Работа с величинами: измерение длины
(единица длины — метр)
1
18.09.2025
13
Увеличение, уменьшение числа на
несколько единиц/десятков
1
22.09.2025
14
Работа с величинами: измерение длины
(единицы длины — метр, дециметр,
сантиметр, миллиметр)
1
23.09.2025
15
Работа с величинами. Единицы
стоимости: рубль, копейка
1
24.09.2025
16
Соотношения между единицами величины
(в пределах 100). Соотношения между
единицами: рубль, копейка; метр,
сантиметр
1
25.09.2025
17
Решение текстовых задач на применение
смысла арифметического действия
(сложение, вычитание)
1
29.09.2025
18
Чтение, представление текста задачи в
виде рисунка, схемы или другой модели
1
30.09.2025
19
Верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, содержащие зависимости
между числами/величинами
1
01.10.2025
20
Представление текста задачи разными
способами: в виде схемы, краткой записи
1
02.10.2025
21
Фиксация ответа к задаче и его проверка
1
06.10.2025
(формулирование, проверка на
достоверность, следование плану,
соответствие поставленному вопросу)
22
Закономерность в ряду чисел,
геометрических фигур: её объяснение с
использованием математической
терминологии. Решение задач.
1
07.10.2025
23
Работа с величинами: измерение времени.
Единица времени: час
1
08.10.2025
24
Распознавание и изображение
геометрических фигур: ломаная. Длина
ломаной
1
09.10.2025
25
Измерение длины ломаной, нахождение
длины ломаной с помощью вычислений.
Сравнение длины ломаной с длиной
отрезка
1
13.10.2025
26
Работа с величинами: измерение времени
(единицы времени — час, минута).
Определение времени по часам
1
14.10.2025
27
Составление, чтение числового
выражения со скобками, без скобок
1
15.10.2025
28
Числовые выражения
1
16.10.2025
29
Числовые выражения
1
20.10.2025
30
Измерение периметра прямоугольника,
запись результата измерения в
сантиметрах
1
21.10.2025
31
Сочетательное свойство сложения
1
22.10.2025
32
Переместительное, сочетательное
1
23.10.2025
свойства сложения, их применение для
вычислений
33
Контрольная работа №1
1
34
Работа над ошибками. Что узнали. Чему
научились.
1
06.11.2025
35
Характеристика числа, группы чисел.
Группировка чисел по выбранному
свойству. Группировка числовых
выражений по выбранному свойству.
1
10.11.2025
36
Столбчатые диаграммы.
1
11.11.2025
37
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Сложение и вычитание с
круглым числом
1
12.11.2025
38
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Прибавление и вычитание
однозначного числа без перехода через
разряд. Вычисления вида 36 + 2, 36 + 20
1
13.11.2025
39
Проверка результата вычисления
(реальность ответа, обратное действие).
Проверка сложения и вычитания.
Вычисление вида 36 - 2, 36 - 20
1
17.11.2025
40
Письменное сложение и вычитание чисел
в пределах 100. Дополнение до круглого
числа. Вычисления вида 26 + 4, 95 + 5
1
18.11.2025
41
Вычисление вида 30-7
1
19.11.2025
42
Вычисление вида 60-24
1
20.11.2025
43
Письменное сложение и вычитание чисел
в пределах 100. Вычитание двузначного
1
24.11.2025
1
05.11.2025
числа из круглого числа
44
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Числовое выражение без
скобок: составление, чтение, устное
нахождение значения
1
45
Контрольная работа №2
1
46
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Числовое выражение со
скобками: составление, чтение, устное
нахождение значения
1
27.11.2025
47
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Приемы прибавления
однозначного числа с переходом через
разряд. Вычисления вида 26 + 7
1
01.12.2025
48
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Приемы вычитания
однозначного числа с переходом через
разряд. Вычисления вида 35 - 7
1
02.12.2025
49
Верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, содержащие
количественные, пространственные
отношения
1
03.12.2025
50
Вычисление суммы, разности удобным
способом
1
04.12.2025
51
Оформление решения задачи (по
вопросам, по действиям с пояснением)
1
08.12.2025
52
Буквенные выражения.
1
09.12.2025
53
Расчётные задачи на
1
10.12.2025
25.11.2025
1
26.11.2025
увеличение/уменьшение величины на
несколько единиц
54
Взаимосвязь компонентов и результата
действия сложения. Буквенные
выражения. Уравнения
1
11.12.2025
55
Решение уравнений.
1
15.12.2025
56
Неизвестный компонент действия
сложения, его нахождение. Проверка
сложения
1
16.12.2025
57
Взаимосвязь компонентов и результата
действия вычитания. Проверка вычитания
1
17.12.2025
58
Неизвестный компонент действия
вычитания, его нахождение
1
18.12.2025
59
План решения задачи в два действия,
выбор соответствующих плану
арифметических действий
1
22.12.2025
60
Вычисление вида 45+23
1
23.12.2025
61
Вычисление вида 57-26
1
24.12.2025
62
Контрольная работа № 3
1
63
Проверка сложения.
1
29.12.2025
64
Классификация объектов по заданному и
самостоятельно установленному
основанию
1
30.12.2025
65
Виды углов
1
12.01.2026
66
Распознавание и изображение
геометрических фигур: многоугольник,
ломаная
1
13.01.2026
67
Периметр многоугольника (треугольника,
1
14.01.2026
1
25.12.2025
четырехугольника)
68
Алгоритм письменного сложения чисел.
Вычисления вида 37+48
1
15.01.2026
69
Алгоритм письменного вычитания чисел.
Вычисления вида 37+53
1
19.01.2026
70
Распознавание и изображение
геометрических фигур: точка, прямая,
отрезок
1
20.01.2026
71
Вычисления вида 87+13
1
21.01.2026
72
Вычисления вида 40-8
1
22.01.2026
73
Письменное сложение и вычитание чисел
в пределах 100. Прибавление и вычитание
однозначного числа с переходом через
разряд. Вычисления вида 50-24
1
26.01.2026
74
Письменное сложение и вычитание чисел
в пределах 100. Вычисления вида 52 - 24
1
27.01.2026
75
Письменное сложение и вычитание чисел
в пределах 100. Прикидка результата, его
проверка
1
28.01.2026
76
Конструирование геометрических фигур
(треугольника, четырехугольника,
многоугольника)
1
29.01.2026
77
Сравнение геометрических фигур:
прямоугольник, квадрат. Протиположные
стороны прямоугольника
1
02.02.2026
78
Увеличение, уменьшение длины отрезка
на заданную величину. Запись действия (в
см и мм, в мм)
1
03.02.2026
79
Алгоритмы (приёмы, правила) устных и
письменных вычислений
1
04.02.2026
80
Письменное сложение и вычитание.
Повторение
1
05.02.2026
81
Устное сложение равных чисел
1
09.02.2026
82
Контрольная работа №4
1
83
Оформление решения задачи с помощью
числового выражения
1
11.02.2026
84
Геометрические фигуры: разбиение
прямоугольника на квадраты, составление
прямоугольника из квадратов.
Составление прямоугольника из
геометрических фигур
1
12.02.2026
85
Изображение на листе в клетку квадрата с
заданной длиной стороны
1
16.02.2026
86
Изображение на листе в клетку
прямоугольника с заданными длинами
сторон
1
17.02.2026
87
Умножение чисел. Компоненты действия,
запись равенства
1
18.02.2026
88
Взаимосвязь сложения и умножения
1
19.02.2026
89
Применение умножения в практических
ситуациях. Составление модели действия
1
24.02.2026
90
Измерение периметра прямоугольника,
запись результата измерения в
сантиметрах. Свойство противоположных
сторон прямоугольника
1
25.02.2026
91
Решение задач на нахождение периметра
1
26.02.2026
1
10.02.2026
прямоугольника, квадрата
92
Название чисел при умножении.
1
02.03.2026
93
Нахождение произведения
1
03.03.2026
94
Переместительное свойство умножения
1
04.03.2026
95
Контрольная работа №5
1
96
Решение текстовых задач на применение
смысла арифметического действия
(умножение, деление)
1
10.03.2026
97
Деление чисел. Компоненты действия,
запись равенства
1
11.03.2026
98
Применение деления в практических
ситуациях
1
12.03.2026
99
Нахождение неизвестного слагаемого
(вычисления в пределах 100)
1
16.03.2026
100
Нахождение неизвестного уменьшаемого
(вычисления в пределах 100)
1
17.03.2026
101
Название чисел при делении.
1
18.03.2026
102
Связь множителей с произведением.
1
19.03.2026
103
Умножение и деление с числом 10.
1
30.03.2026
104
Табличное умножение и деление.
1
31.03.2026
105
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 2
1
01.04.2026
106
Умножение числа 2.
1
02.04.2026
107
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 2
1
06.04.2026
108
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 3
1
07.04.2026
1
05.03.2026
109
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 3
1
08.04.2026
110
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 3.
1
09.04.2026
111
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 4
1
13.04.2026
112
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 4
1
14.04.2026
113
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 5
1
15.04.2026
114
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 5
1
16.04.2026
115
Расчётные задачи на
увеличение/уменьшение величины в
несколько раз
1
20.04.2026
116
Контрольная работа №6
1
117
Порядок выполнения действий в
числовом выражении, содержащем
действия сложения и вычитания (без
скобок) в пределах 100 (2-3 действия);
нахождение его значения
1
22.04.2026
118
Порядок выполнения действий в
числовом выражении, содержащем
действия сложения и вычитания (со
скобками) в пределах 100 (2-3 действия);
нахождение его значения
1
23.04.2026
119
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 6 и на 6
1
27.04.2026
1
21.04.2026
120
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 6
1
28.04.2026
121
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 7 и на 7
1
29.04.2026
122
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 7
1
30.04.2026
123
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 8 и на 8
1
04.05.2026
124
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 8
1
05.05.2026
125
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 9 и на 9
1
06.05.2026
126
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 9. Таблица умножения
1
07.05.2026
127
Умножение на 1, на 0. Деление числа 0
1
12.05.2026
128
Итоговая контрольная работа
1
129
Работа с величинами: сравнение по массе
(единица массы — килограмм)
1
14.05.2026
130
Составление утверждений относительно
заданного набора геометрических фигур.
Распределение геометрических фигур на
группы
1
18.05.2026
131
Алгоритмы (приёмы, правила) построения
геометрических фигур
1
19.05.2026
132
Работа с электронными средствами
обучения: правила работы, выполнение
заданий
1
20.05.2026
133
Задачи на конкретный смысл
1
21.05.2026
1
13.05.2026
арифметических действий. Повторение
134
Решение задач на нахождение периметра
многоугольника (треугольника,
четырехугольника)
1
25.05.2026
135
Обобщение изученного за курс 2 класса
1
26.05.2026
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
135
8
0
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2 КЛАСС
Код
проверяемого
требования
1.1
Проверяемые требования к предметным результатам
освоения основной образовательной программы начального
общего образования
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах
100; находить число, большее или меньшее данного числа на
заданное число в пределах 100, большее данного числа в заданное
число раз (в пределах 20)
устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения
1.2
числового выражения, содержащего действия сложения и
вычитания в пределах 100
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в
1.3
пределах 100 – устно и письменно, умножение и деление в
пределах 50 с использованием таблицы умножения
1.4
называть и различать компоненты действий умножения, деления
1.5
находить неизвестный компонент сложения, вычитания
использовать при выполнении практических заданий единицы
длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени
1.6
(минута, час), стоимости (рубль, копейка); определять с помощью
измерительных
инструментов
длину,
определять
время
с
помощью часов
1.7
сравнивать
величины
длины,
массы,
времени,
стоимости,
устанавливая между ними соотношение «больше или меньше на»
решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять
задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель),
1.8
планировать ход решения текстовой задачи в два действия,
оформлять его в виде арифметического действия или действий,
записывать ответ
1.9
1.10
различать и называть геометрические фигуры: прямой угол,
ломаную, многоугольник
на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник, чертить
с помощью линейки или угольника прямой угол, прямоугольник
с заданными длинами сторон
выполнять измерение длин реальных объектов с помощью
1.11
линейки; находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх
звеньев, периметр прямоугольника (квадрата)
распознавать
1.12
верные
(истинные)
и
неверные
(ложные)
утверждения со словами «все», «каждый»; проводить однодвухшаговые логические рассуждения и делать выводы
1.13
1.14
находить общий признак группы математических объектов
(чисел, величин, геометрических фигур)
находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических
фигур)
представлять информацию в заданной форме: дополнять текст
1.15
задачи числами, заполнять строку или столбец таблицы,
указывать числовые данные на рисунке
1.16
сравнивать группы объектов (находить общее, различное)
1.17
обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире
1.18
подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ
1.19
составлять (дополнять) текстовую задачу
1.20
проверять правильность вычисления, измерения
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
2 КЛАСС
Код
1
1.1
1.2
Проверяемый элемент содержания
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение.
Запись равенства, неравенства
Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, десятков.
Разностное сравнение чисел
Величины:
1.3
сравнение
по
массе,
времени,
измерение
длины.
Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его
применение для решения практических задач
2
2.1
Арифметические действия
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100
Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение
2.2
для вычислений. Взаимосвязь компонентов и результата действия
сложения, действия вычитания. Проверка результата вычисления
2.3
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных
ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления
Табличное умножение в пределах 50 при вычислениях и решении
2.4
задач.
Переместительное
свойство
умножения.
Взаимосвязь
компонентов и результата действия умножения, действия деления
2.5
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания.
Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания
Числовое
выражение:
чтение,
запись,
вычисление
значения,
использование переместительного свойства. Порядок выполнения
2.6
действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и
вычитания (со скобками или без скобок) в пределах 100 (не более трёх
действий)
3
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой
3.1
модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих
плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи
Решение текстовых задач на применение смысла арифметического
3.2
действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные
задачи на увеличение или уменьшение величины. Фиксация ответа к
задаче и его проверка
4
4.1
4.2
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая,
прямой угол, ломаная, многоугольник
Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными
длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина ломаной.
Измерение периметра изображённого прямоугольника (квадрата),
запись результата измерения
5
5.1
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора
математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур.
Классификация объектов по заданному или самостоятельно
установленному признаку.
Закономерность
в
ряду чисел,
геометрических фигур, объектов повседневной жизни
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие
5.2
количественные, пространственные отношения, зависимости между
числами
или
величинами.
Конструирование
утверждений
с
использованием слов «каждый», «все»
5.3
5.4
5.5
5.6
Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос
информации, представленной в таблице
Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений)
готовыми числовыми данными
Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений,
измерений и построения геометрических фигур
Правила работы с электронными средствами обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика 2 класс, учебник в 2-х частях/М.И.Моро, М.А.Бантова,
Г.В.Бельтюкова - 16-е издание. АО "Издательство"Просвещение"
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ