ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по
русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов
(Бабайцева В.В., Еремеева А.П.) и программно-методических материалов.
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку, основное содержание с
распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения
разделов и тем, требования к уровню подготовки обучающихся.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета
русский язык в 2025 -2026 учебном году на изучение курса «Абсолютная грамотность» в
9 классе выделен 1 час в неделю, 34 часа в год, согласно Годового учебного календарного
графика на 2025 -2026 учебный год, расписания занятий на 2025 - 2026 учебный год, на
изучение курса по программе выходит 32 часа так как 1 час 23.02 – праздничный день и
09.03.- 1 час- праздничный день.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Осмысление системы знаний о языке
*углубление и систематизация знаний,
*формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой
культуры,
*овладение нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи
ЗАДАЧИ КУРСА:
Овладение основными нормами русского литературного языка.
Создание прочной, надежной базы орфографических навыков.
Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать,
анализировать, оценивать.
Обучение анализу текста, его интерпретации.
Формирование языковой и лингвистической компетенций.
Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное
мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое
богатство языка.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:1.Теоретическая часть
(повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов
создания текста).
2. Практическая часть( выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Планируемые результаты освоения учебного курса
1) понимание русского языка как одной из основных национальноЛичностные
культурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
1) владение всеми видами речевой деятельности;
Метапредметные
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского
Предметные
языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и
его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее
основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы;
жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным
функциональным
разновидностям
языка,
особенностей
языкового
оформления,
использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.
СТРУКТУРА КУРСА
№
1.
2.
3.
4.
5.
Модуль, содержательные линии
Фонетика. Орфоэпия. Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слова.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов ,
использованных в переносном значении, в художественном тексте.
Словообразование
Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи
Орфография. Система правил правописания.
Правописание приставок. Виды орфограмм в корне слова.
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание служебных частей речи.
НЕ и НИ Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Синтаксис и пунктуация
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
Дата
01.09
2.
08.09
34.
15.09
22.09
5
6
29.09
06.10
7
8
13.10
20.10
9
10.11
Факт
Темы / Содержательные линии
Фонетика. Речь устная и письменная. Особенности
словесного ударения в русском языке
Лексика и фразеология. Особенности лексического
состава слов.
Словообразование. Морфемный анализ слов.
Способы словообразования. Слова с суффиксами
оценки в художественной речи.
Словообразование наречий.
Морфология. Система самостоятельных частей речи
Грамматическое значение, морфологические
признаки.
Морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи. Правильное употребление
служебных частей речи.
Мониторинг
Орфоэпический
словарь
Орфография. Система правил правописания.
карточки
Анализ текста.
Анализ текста.
тесты ОГЭ
10
11
12
12
14
15
16
17
18.
19
20
21.
22
23.
24
25
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12
29.12
12.01
19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
02.03
16.03
30.03
26.
06.04
27.
28
13.04
20.04
29
27.04
Правописание приставок. Трудности правописания
Приставки ПРЕ -ПРИ
Виды орфограмм в корне слова.
Правописание падежных и родовых окончаний.
Трудные случаи правописания НЕ и НИ.
Трудности при слитном, дефисном и раздельном
написании слов.
Н и НН в разных частях речи
Н и НН в разных частях речи
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
Особенности связи слов в словосочетании.
Правильное употребление словосочетаний.
Простое предложение. Предложение как речевое
Предложение осложненное.
Односоставные и двусоставные предложения.
Знаки препинания при однородных членах
предложения.
Тире в простом предложении
Обособленные определения и обстоятельства
Обособленные члены предложения. Обособленные
члены предложения в текстах разных стилей и
типов речи.
30. 04.05
31 18.05
Уточняющие члены предложения
Сложное предложение. Знаки препинания в БСП
32. 25.05
ССП и СПП.Повторение
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания № 1
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
От 29 августа 2025 года
_______Моргунова Н.В.
изложение
тесты
тесты ОГЭ
тесты ОГЭ
изложение
сочинение
сочинение
сочинение
изложение
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
И. В. Задорожняя _____________
от 29 августа 2025 года