Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Агромир» 8 класс рассчитана на 33
часа в год (1 час в неделю). Согласно годового календарного графика работы гимназии на
2025 – 2026 учебный год на занятия по внеурочной деятельности в 8 классе выходит 33
часа, так как 01.05 праздничный день. Программой предусмотрено проведение:
практических работ-6 (в зависимости от возможностей кабинета).
Изучение агромира направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в
общественном развитии; научной организации производства и труда; методах
творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий
производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях
получения профессии и построении профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности,
проектирования и изготовления личностно и общественно значимых объектов
труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление
профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом,
личностными особенностями;
развитие навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда.
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
-определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;
-определять всхожесть, класс и посевную годность семян;
-применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;
-соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры;
-агротехнические приемы защиты почв от эрозии;
знать:
-производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных
культур;
-технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур;
-состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки;
-пути и средства повышения плодородия почв;
-основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры
борьбы с ними;
-способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы
организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
-основные этапы проектной деятельности;
-источники получения информации о путях получения профессионального образования и
трудоустройства.
Общая характеристика курса биологии
Среди различных форм проведения профориентационной работы, активизирующих
профессиональное самоопределение школьников, значительное место отводится
экскурсиям на промышленные предприятия. Во время экскурсии на предприятия
школьники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать
представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно
отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное
выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в
устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем
(текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии
с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и
другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация
деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в
решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей.
Содержание учебного курса «Агромир»:
Тема 1. Введение (1 час)
Растениеводство – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Специализация
в сельском хозяйстве
Тема 2. Уборка урожая. Хранение урожая (4 часа).
Направления растениеводства в районе, в станице, на пришкольном участке. Понятие об
урожае и урожайности. Ведущие полевые, овощные, цветочные, плодово - ягодные,
декоративные культуры, их биологические и хозяйственные особенности.
Профессии, связанные с выращиванием культурных растений.
Практические работы. Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к
хранению, сбор семян.
Тема 3. Земледелие. Почва и ее происхождение, состав и свойства (3 часа)
Научные основы земледелия. Профессии, связанные с земледелием и растениеводством.
Выбор земельного участка. Почвенные факторы. Органическое вещество почвы. Состав и
значение гумуса в почвообразовании и плодородии. Климатические факторы.
Поглотительная способность почв, понятие о кислотности щелочности почвы.
Особенности рельефа местности. Экономические факторы. Питательные вещества в почве
и их доступность для растений. Основные типы почв и их сельскохозяйственное
использование.
Практические работы. Определение состава почвы.
Тема 4. Система обработки почвы (3 часа)
Задачи и приемы основной обработки почвы. Уход за сельскохозяйственными
культурами. Новые направления в ресурсосберегающей технологии обработки почвы.
Практические работы. Составление системы обработки почвы под различные культуры.
Тема 5. Удобрения и их применение (4 часа)
Роль удобрений в повышении плодородия почв. Макро- и микроэлементы, необходимые
для питания растений. Классификация удобрений. Хранение, дозы, сроки и способы
внесения минеральных удобрений.
Практические работы. Определение основных видов удобрений, доз их внесения на
запланированный урожай
Тема 6. Сорные растения (4 часа)
Понятия о сорных растениях. Сорные растения и меры борьбы с ними. Биологические
группы сорных растений. Классификация мер борьбы с сорняками. Влияние засоренности
посевов на производительность работы машин. Техника безопасности при работе с
гербицидами.
Практические работы. Определение сорняков по гербариям и семенам.
Тема 7. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур (4 часа)
Классификация вредителей. Основные вредители и болезни зерновых, картофеля,
сахарной свеклы. Методы защиты растений от вредителей. Классификация ядохимикатов.
Химический и биологический методы. Техника безопасности при работе с ядохимикатами
Практические работы. Определение вредителей по изображениям.
Тема 8. Строение и жизнедеятельность растений (8 часов)
Озимые и яровые зерновые культуры. Морфологические признаки и биологические
особенности зерновых культур. Технология возделывания основных зерновых культур
зоны.
Зерновые бобовые культуры. Роль зернобобовых культур в увеличении производства
зерна, решение проблемы кормового белка и повышении плодородия почвы.
Корнеплоды, их значение, как пищевых и кормовых культур.
Современная технология возделывания и уборки сахарной свеклы.
Клубнеплоды, их значение, как продовольственных, технических и кормовых культур.
Технология возделывания картофеля. Экономическая эффективность возделывания
клубнеплодов.
Прядильные и масличные культуры. Особенности их возделывания с учетом
климатической зоны.
Кормовые травы. Однолетние бобовые и злаковые травы, их кормовое и агротехническое
значение.
Технология возделывания кормовых трав на сено, сенаж, травяную муку. Способы
уборки, сушки и хранения сена.
Многолетние бобовые и злаковые культуры, их значение для производства
высококачественного белкового корма. Морфологические признаки и биологические
особенности многолетних трав.
Технология возделывания многолетних трав в полевых севооборотах. Способы уборки,
сушки и хранения сена.
Овощные культуры. Значение, морфологические признаки и биологические особенности.
Особенности возделывания овощных культур в открытом и закрытом грунтах.
Практические работы. Систематика растений.
Тема 9. Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур (2 часа)
Семена, их посевные и сортовые качества. Подготовка семян к посеву. Сроки, способы
посева, глубина заделки и нормы высева семян.
Календарно-тематическое планирование курса «Агромир» 8 класс
№п/
п
Название раздела, темы
Количеств
о часов
Дата
проведения
План
Тема 1. Введение
1
Растениеводство – ведущая отрасль
сельскохозяйственного производства.
Специализация в сельском хозяйстве
1
Тема 2. Уборка урожая. Хранение
урожая
4
2
Профессии, связанные с
выращиванием культурных растений
1
12.09
3
Направления растениеводства в
районе. Ведущие культуры, их
биологические и хозяйственные
особенности
1
19.09
4
Основы семеноводства
1
26.09
5
Практическая работа №1 «Уборка и
учет урожая овощных культур,
1
03.10
1
05.09
Факт
Оборудован
ие
подготовка урожая к хранению, сбор
семян»
Тема 3. Земледелие. Почва и ее
происхождение, состав и свойства
3
6
Научные основы земледелия.
Профессии, связанные с земледелием
и растениеводством
1
10.10
7
Основные типы почв и их
сельскохозяйственное использование.
Практическая работа №2
«Определение состава почвы»
1
17.10
8
Современная система земледелия и
севооборота
1
24.10
Тема 4. Система обработки почвы
3
Задачи и приемы основной обработки
почвы. Уход за
сельскохозяйственными культурами.
1
07.11
2
14.11
9
Новые направления в
ресурсосберегающей технологии
обработки почвы
11 Практическая работа №3
«Составление системы обработки
почвы под различные культуры»
10
21.11
Тема 5. Удобрения и их применение
4
Роль удобрений в повышении
плодородия почв. Макро- и
микроэлементы, необходимые для
питания растений
2
14
Классификация удобрений. Хранение,
дозы, сроки и способы внесения
минеральных удобрений
1
12.12
15
Практическая работа №4
«Определение основных видов
удобрений, доз их внесения на
запланированный урожай»
1
19.12
Тема 6. Сорные растения
4
16
Понятия о сорных растениях.
Биологические группы сорных
растений.
1
26.12
17
Классификация мер борьбы с
сорняками. Техника безопасности при
работе с гербицидами
1
16.01
12
13
28.11
05.12
18
Влияние засоренности посевов на
производительность работы машин.
1
23.01
19
Практическая работа №5
«Определение сорняков по гербариям
и семенам»
1
30.01
Тема 7. Вредители и болезни
сельскохозяйственных культур
4
20
Классификация вредителей. Основные
вредители и болезни зерновых,
картофеля, сахарной свеклы.
1
06.02
21
Методы защиты растений от
вредителей. Классификация
ядохимикатов. Техника безопасности
при работе с ядохимикатами
1
13.02
22
Химический и биологический методы.
1
20.02
23
Практическая работа №6
«Определение вредителей по
изображениям»
1
27.02
Тема 8. Строение и
жизнедеятельность растений
9
24
Технология возделывания основных
зерновых культур зоны
1
06.03
25
Зерновые бобовые культуры. Роль
зернобобовых культур в увеличении
производства зерна, решение
проблемы кормового белка и
повышении плодородия почвы.
Кормовые травы.
1
13.03
26
Корнеплоды, их значение, как
пищевых и кормовых культур.
Современная технология
возделывания и уборки сахарной
свеклы
1
20.03
27
Клубнеплоды, их значение.
Технология возделывания картофеля
1
03.04
28
Прядильные и масличные культуры.
Особенности их возделывания с
учетом климатической зоны
1
10.04
29
Многолетние бобовые и злаковые
культуры, их значение для
производства высококачественного
белкового корма
1
17.04
30
Технология возделывания
многолетних трав в полевых
1
24.04
севооборотах. Способы уборки, сушки
и хранения сена
Овощные культуры. Особенности
возделывания овощных культур в
открытом и закрытом грунтах
1
Тема 9. Технология возделывания
основных сельскохозяйственных
культур
2
32
Семена, их посевные и сортовые
качества. Подготовка семян к посеву.
1
15.05
34
Сроки, способы посева, глубина
заделки и нормы высева семян.
Экскурсии.
1
22.05
Итого
34
31
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
От 29 августа 2025г №1
_____________
Калинина Т.В.
08.05
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
от 29 августа 2025 года
________Задорожняя И.В.