Место занятия в учебном плане.
Рабочая программа внеурочной деятельности « Разговоры о важном» рассчитана на 34 учебных недель. Занятия проводятся один раз
в неделю по 40 минут, итого 34 часа в год. Согласно годового учебного календарного графика на 2025-2026 уч. год, расписания занятий на
2024-2025 уч. год, на изучение курса «Разговоры о важном» в 8 «Б» отводится 32 часа.
Планируемые результаты освоения учащимися программного курса.
В результате изучения курса « Поговорим о важном» в пятом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
· активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
· неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
· понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
· представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
· представление о способах противодействия коррупции;
· готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении;
· готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
· осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
· ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа;
· уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране;
· ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
· готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков;
· активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
· ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
· повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
· активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
· осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
· готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
1.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
· выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
· устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
· с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
· предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
· выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
· выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
· делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
· самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
· использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
· формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
· формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнен ие;
· проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
· оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
· самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
· прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
· применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
· выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
· находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
· самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
· оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
· эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
1.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
· выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
· распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
· понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
· в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацел енные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
· сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
· публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
· самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
· понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
· уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями ,
мозговые штурмы и иные);
· выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
· оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
· сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
1.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
· выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
· ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
· самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
· составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
· делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
· владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
· давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
· учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
· объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
· вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
· оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
· различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
· выявлять и анализировать причины эмоций;
· ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
· регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
· осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
· признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
· принимать себя и других, не осуждая;
· открытость себе и другим;
· осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
· о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базов ых
национальных российских ценностях;
· символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;
· институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях
гражданина России;
· народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях
истории России и ее народов;
· религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
· возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач,
рекламы;
· нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
· роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
· единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
· влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте
человека;
· важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
· к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
· семье и семейным традициям;
· учебе, труду и творчеству;
· своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
· природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
· к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
· общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
· государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
· природе, природным явлениям и формам жизни;
· художественному творчеству.
Сформированы умения:
· устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
· соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
· распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и действиям.
Формы и методы работы
В программе использованы формы организации деятельности учащихся: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование,
инсценирование, практические занятия, конкурсы.
При организации деятельности учащихся используются следующие методы работы: проектно-поисковый, наглядный, практический метод;
словесный метод; творческая работа.
Структура курса.
№ п/п
Раздел программы
Содержание
Кол-во часов
Воспитание гражданственности и
патриотизма
Воспитание духовности, семейным
традициям
Психологическое здоровье
Диагностический
1
2
3
6
Любовь к России, своему народу, закон и порядок, правовое
государство, гражданское общество
Формирование милосердия,справедливости,чувства долга,
толерантности,культуры общения.
Формирование здорового образа жизни
Проведение диагностических исследований учащихся и их
родителей
14
8
7
3
Итого:
32
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
1.
план
01.09
2.
08.09
3.
15.09
4.
22.09
5.
29.09
Тема занятия
Кол-во
часов
факт
Зачем человеку учиться?
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
Цифровой суверенитет
страны
Мирный атом.
День работника атомной
промышленности
О творчестве. Ко Дню музыки
1
1
1
1
1
6.
06.10
1
Что такое уважение? Ко Дню учителя
7.
13.10
8.
20.10
9.
10.11
10.
17.11
11.
24.11
12.
01.12
13.
08.12
Как понять друг друга разным поколениям?
О городах России. Ко Дню народного
единства
Общество безграничных возможностей
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога
Профессия — жизнь спасать
Домашние питомцы. Всемирный день питомца
1
1
1
1
1
1
1
14.
15.12
15.
22.12
16.
29.12
17.
12.01
18.
19.01
19.
26.01
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции
Совесть внутри нас
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие
Как создают мультфильмы?
1
1
1
1
1
1
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее
20.
21.
22.
23.
02.02
09.02
16.02
02.03
Как создать бизнес?
Есть ли у знания границы? Ко дню науки
Кто такие дипломаты?
Региональный урок ко дню защитника Отечества
1
1
1
1
24.
16.03
25.
26.
27.
30.03
06.04
13.04
1
День наставника
Всемирный день поэзии
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру.
28.
29.
30.
31.
20.04
27.04
04.05
18.05
Как справиться с волнением?
65 лет триумфа. Ко дню космонавтики.
Технологии переработки
Сила команды. Ко дню труда
Песни о войне. Ко дню Победы
32.
25.05
Ценности, которые нас объединяют
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
от 29 августа 2025 года №1
_____________ Шаповалова С.М.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
________
Задорожняя И.В.
29 августа 2025 года
1
1
1
1
1
1
1
1