Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Химия и человек» имеет общекультурную
направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности для подростков 9-х классов и составлена в соответствии с требованиями
федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе
программы внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год. Согласно годового календарного
графика работы гимназии на 2025 – 2026 учебный год на занятия по внеурочной
деятельности в 9 классе выходит 34 часа.
Результаты освоения программы.
Личностные результаты:
1. в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за химическую науку,
гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
2. в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения,
умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
1. владение универсальными естественно-научными способами деятельности:
наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных
методов познания;
2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели
и применять их на практике;
4. использование различных источников для получения химической информации.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
o давать определения изученных понятий;
o описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
o классифицировать изученные объекты и явления;
o делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей;
o структурировать изученный материал и химическую информацию,
полученную из других источников;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
o анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека;
o разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов
живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения
к природе.
3. В трудовой сфере:
o Планировать и проводить химический эксперимент.
o Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами,
описанными в инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
o Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
o
Методы и формы
Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет
сделать обучение эффективным и интересным:- сенсорного восприятия (лекции, просмотр
видеофильмов, СД) ,
- практические (лабораторные работы, эксперименты);
- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).
Итоговые выставки творческих работ;
Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
Участие в конкурсах исследовательских работ;
Презентация итогов работы на заседании школьного научного общества.
Содержание курса
Тема № 1.Химия в повседневной жизни. 15 часов
Правила техники безопасности. Экскурсия на кухню, в ванную комнату и на садовый участок.
Использование органических и неорганических веществ в повседневной жизни : белки,
углеводы, жиры, соль, сода, кислоты. Что входит в состав аптечки. Назначение лекарственных
препаратов при оказании первой медицинской помощи и их свойства. Папин «бардачок»:
вещества необходимые в уходе за техникой их свойства и значение Качество используемых
веществ в технике и быту. Туалетный столик. Роль гигиенических средств в повседневной жизни
человека. Практические занятия на определение и выявление вредного и полезного воздействия
удобрений на живые организмы. Моющие средства их классификация. Производство
моющих средств. Использование различных стиральных порошков: определение их
качества и химический состав. Способы защиты от вредного воздействия стиральных
порошков, чистящих и моющих средств. Химические реакции на кухне.
Тема № 2 Химия за пределами дома 19 часов
Экскурсия в магазин: «искусственная пища» этикетки упаковок пищевых продуктов,
пищевые добавки(консерванты, ароматизаторы), маркировка: какую конкретную
информацию несет в себе маркировка-индекс; химические знания и правильный выбор
продуктов питания. Аптека – рай для химика: свойства перекиси водорода, нашатырного
спирта, валидола, аскорбиновой кислоты, антибиотиков: правильное использование
лекарственных препаратов. Определение витаминов в ягодах и фруктах. Желудочный
сок: состав, среда, действие его на продукты питания. Глюкоза для питания и для
изготовления елочных игрушек. Спирт и спиртовые настойки как лекарство и
дезинфицирующие вещества. Жесткость воды. Определение жесткости воды
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
проведения
План
Тема № 1 «Химия в
повседневной жизни»
Правила техники безопасности в
кабинете химии.
Домашняя кухня
15
часов
3
Аптечка
2
6
7
8
Ванная комната и умывальник
3
09.10
16.10
23.10
9
10
Косметический столик
2
06.11
13.11
11
12
Папин «бардачок»
2
20.11
27.11
13
14
15
Садовый участок
3
04.12
11.12
18.12
Тема №2 «Химия за пределами
дома»
19часов
1
2
3
4
5
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
Факт
Использование
оборудования
лаборатории
«Точка роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
16
17
Магазин . Сад. Дом. Огород.
2
25.12
15.01
18
Экскурсия в хоз. магазин.
1
22.01
19
Хозяйственный магазин каждому
необходим
1
29.01
20
21
Магазин « Продукты»
2
05.02
12.02
22
Экскурсия в продуктовый
магазин
1
19.02
23
Практическая работа №1
определение по
этикеткам наличие пищевых
добавок в продуктах.
Аптека – рай для химика
Экскурсия в аптеку.
Практическая работа №2
«Определение витаминов».
Практическая работа №3
«Определение лекарственных
препаратов»
Практическая работа
№4.»Изготовление елочных
игрушек».
1
26.02
4
05.03
12.03
19.03
1
09.04
29
Желудочный сок
1
16.04
30
Глюкоза вкусная и полезная
1
23.04
31
32
Спирт и спиртовые настойки.
Практическая работа №5
«Определение органических
веществ»
Определение состава воды из
разных водоемов. Берег реки.
Силикаты и карбонаты
2
30.04
07.05
1
14.05
24
25
26
27
28
33
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
02.04
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
34
Итоговое занятие
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
От 29 августа 2025г №1
_____________
Шаповалова С.М.
1
21.05
Цифровая
лаборатория
«Точка
роста»
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по НМИР
от 29 августа 2025 года
________Задорожняя И.В.