07.12.2020
Конфликты между родителями и подростками,
возможности предупреждения выхода из конфликтных
ситуаций.
В каждой семье время от времени возникают ссоры и конфликты. Их
тяжело избежать, так как зачастую все накопившиеся эмоции вскипают и выходят
наружу, а именно на членов семьи. Дети бывают особенно эмоциональны и зачастую
устраивают дома настоящие представления, нанося вред психологической обстановке
внутри семьи.
Проблема отношений в семье обсуждается ежедневно. Ведь она
становится глобальной и требует особого внимания.
Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ
разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального
взаимодействия, заключающийся в
противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Для того, чтобы разобраться в том, как
минимизировать конфликты между родителями и детьми, давайте поймем, что же
собой представляет конфликт и каковы возможные пути выхода из него.
1. Конфликт неустойчивого родительского
восприятия.
Часто
причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость
родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка
в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки
в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность,
несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще,
подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то
есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
В
результате положительные качества недооцениваются, зато выступают
несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок - послушный и
старательный.
Необходимо,
чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.
Попытались
гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и
недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.
2. Диктатура родителей.
Формы
этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в
семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими.
При этом конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного
достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.
Бесспорно,
родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо
принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов,
требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в
противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением.
Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся
с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом,
а иногда и откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено,
победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного
достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним
выражением: “Кто сильнее, тот и прав”.
Несомненно,
авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая
его права голоса, все это гарантия того,
что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких
последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери
получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный
эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате
вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека
взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если
же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток
замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в
семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры, явления
редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов родители должны ввести
некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны
соблюдаться:
1.
не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,
2.
не трогать личные вещи,
3.
не подслушивать телефонные разговоры.
Необходимо
оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
Искренне
объяснять, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых,
давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда
не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
3. Мирное сосуществование - скрытый
конфликт.
Отметим,
что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне
благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает
запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают,
что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В
результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический
момент - беда, болезнь, трудности, когда
от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет
испытывать, так как это не будет касаться лично его.
Сюда
же можно отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую
“свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей
подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для
формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что
вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах,
забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей
кто-либо окажется.
4. Конфликт опеки.
По
сути, опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут
быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от
решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие
подростка иногда превращается в “диктат младшего”.
Он
командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои
желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали, и он
был последней надеждой на счастье.
Но
“деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок,
который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом
возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против
взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до
активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.
Родители,
которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком,
оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем,
чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от
повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек”.
Эти
дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как
им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека
чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет
момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость
ребенка.
Конфликт
разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение.
5. Конфликт родительской авторитетности.
“Шоковая
терапия”. Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них
вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой
промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на
воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают
успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно
требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем
возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов:
1.
Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток
понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности
собственной жизни.
2.
Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся
равными: на грубость - грубостью, на злорадство - злорадством. Если у родителей
случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.
Родители
должны изменить отношение к своему ребенку. Стать терпимее к недостаткам
подростков. Постараться восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе.
Найти и развить в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их
натуре. Не унижать, а поддерживать. Не вступать в бесконечные споры, не
допускать молчаливой, “холодной” войны.
Таким образом, в отношениях родитель-подросток не стоит бояться конфликтов. Их возникновение также неизбежно, как и в других взаимоотношениях. Но важно помнить, что конфликт является как бы ступенькой в развитии этих отношений. И от того, каким способом будет преодолена эта ступенька, и преодолена ли вообще, зависит как эти отношения будут складываться дальше. В заключении стоит отметить, что, несмотря на возраст, дети являются полноценными участниками конфликтов, т.к. имеют такие же права на свои интересы, как и взрослые. Однако, конечно, то каким способом будет решен конфликт в большей степень зависит от родительской позиции и отношений с ребенком